<p>Большинство путешествующих автомобилистов, особенно зарубежных, отмечают  бедность придорожного сервиса в Беларуси: недостаточно мест, чтобы  перекусить по дороге, остановиться на ночлег, да что там ночлег – в  туалет сходить и то проблема!</p>

Улучшение придорожного сервиса является фактором, необходимым для развития туризма в нашей стране. Однако эта проблема может быть решена только координированными действиями сразу нескольких ведомств.

По состоянию на 1 января 2011 года на белорусских дорогах функционировало 319 АЗС, 122 АГЗС, 68 гостиниц, 47 моек, 71 охраняемая стоянка, 309 предприятий торговли, 436 пунктов питания и 97 СТО. Однако большинство путешествующих автомобилистов, особенно зарубежных, отмечают бедность придорожного сервиса в Беларуси: недостаточно мест, чтобы перекусить по дороге, остановиться на ночлег, да что там ночлег – в туалет сходить и то проблема!

В настоящее время ведется строительство и реконструкция еще почти 70 объектов, а по итогам нынешнего года перед ответственными исполнителями в лице «Белнефтехима», облисполкомов, Минторга и Белкоопсоюза поставлена задача ввести 48 объектов – АЗС, моек, СТО, гостиниц, охраняемых стоянок и пунктов питания. Но главная проблема, которую необходимо решить, это привлечение инвесторов, заинтересованных во вложении средств в придорожный сервис.

По данному вопросу уже проведен ряд совещаний с представителями бизнеса и органов государственного управления, сообщает пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций. В соответствии с поручениями вице-премьера Анатолия Калинина в начале года был разработан и внесен в правительство проект Постановления «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 года №1326». Постановление Совета Министров Республики Беларусь №321 подписано 16 марта 2011 года и уже официально опубликовано.

Настоящий документ устанавливает три уровня объектов сервиса в зависимости от видов и количества оказываемых услуг. К первому уровню относятся площадки для отдыха со стоянкой для машин и благоустроенной территорией (пешеходные дорожки, беседки, отапливаемые санитарно-бытовые помещения, столики со скамьями и малые архитектурные формы). На втором уровне ко всему вышеперечисленному добавляется пункт общественного питания. Третий уровень подразумевает плюс ко всему автозаправочную станцию. На объектах второго и третьего уровней возможно дополнительное размещение гостиниц, туристических бюро, станций технического обслуживания, охраняемых стоянок, моек и иных сооружений.

При этом в случае размещения объекта третьего уровня строительство переходно-скоростных полос и площадок отдыха со стоянками для транспорта обеспечивается за счет республиканского бюджета. Согласно принятому постановлению, строительство новых объектов на магистральных дорогах (с индексом «М» или «М/Е») будет осуществляться только в местах, предусмотренных генеральной схемой развития объектов придорожного сервиса.

Кроме того, документом расширяются и четко определяются границы, в пределах которых комплекс будет отнесен к объектам придорожного сервиса, – для беспрепятственного получения льгот инвесторам таких проектов. А вот понятие «временный объект придорожного сервиса» будет исключено как не отвечающее эстетическим, санитарным и другим современным требованиям.

Следует также отметить, что документом впервые нормативно закреплены обязательства инвесторов по созданию благоприятных условий для людей с ограниченными физическими возможностями: специально обозначенные парковочные места, возможность беспрепятственного передвижения по территории объекта и в его зданиях и сооружениях, устройство вызова оператора на АЗС, соответствующее обустройство санитарно-бытовых помещений. 

В дополнение к Указу Президента №270 от 15.05.2008 года, предоставившего определенные льготы для инвесторов в данной сфере, разработан проект нового Указа, призванного еще более сократить финансовую нагрузку на инвесторов. В частности, проект предусматривает, что строительные организации, осуществляющие возведение или реконструкцию объектов придорожного сервиса, будут освобождены от отчислений в инновационные фонды. Проект Указа также расширяет территорию, при размещении на которой объекты придорожного сервиса подпадают под все предусмотренные Указом льготы. В ограниченный перечень видов объектов, на которые в настоящее время эти льготы распространяются, предлагается включить охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и фургонов для жилья (автокемперов).

В ближайшее время планируется решить один из самых наболевших вопросов – санитарный. В первую очередь будет проведена инспекция магистральных автодорог, входящих в международные транспортные коридоры. По ее результатам будут определены места установки и строительства малых благоустроенных туалетов и больших туалетов для обслуживания туристических групп, их необходимое количество и график строительства. Решение проблемы «девочки – направо, мальчики – налево» не только благоприятно отразится на имидже нашей страны, но и банально сделает леса чище.

Кроме того, коллегия Департамента «Белавтодор» Минтранса постановила: при строительстве новых объектов придорожного сервиса на дорогах с разделительной полосой барьерное ограждение на разделительной полосе в пределах переходно-скоростных полос будет построено за счет республиканского бюджета. Ранее это должен был обеспечить владелец объекта сервиса.

Уменьшен и срок действия согласований и технических условий – отныне он составит не более 1 года.