https://www.traditionrolex.com/8
<p>"Солярис", "Попасть в десятку", "Бегущая по волнам", "Однажды в Вегасе" и "Неподдающиеся".</p>

«СОЛЯРИС» ***1/2

(3, Вс, СТВ, 23-05)

Solaris, СССР, 1972, 169 мин., CD, PG. Реж. Андрей Тарковский («Андрей Рублев», «Сталкер); в рол.: Донатас Банионис (Крис), Наталья Бондарчук (Хари), Юрии Ярвет (кибернетик Снаут), Владислав Дворжецкий (пилот Бертон), Николай Гринько (психолог Ник Кельвин), Анатолий Солоницын (астробиолог Сарториус), Сос Саркисян (физиолог Гибарян), Ольга Барнет (мать Криса), Александр Мишарин (руководитель комиссии), Георгий Тейх (проф. Мессенджер), Юлиан Семенов (председатель научной конференции), Тамара Огородникова (Анна), Ольга Кизилова, Татьяна Малых, Баграт Оганесян (Тархье)

солярис 4

Научно-фантастическая философская драма по одноименному (1961 г.) роману поляка, уроженца Львова, Станислава Лема (12.9.1921 – 27.3.2006). Время действия – будущее. К слову, вполне реальное, снятое из автомобиля во время поездки в Токио. На советских зрителей эти дороги-развязки производили сильное впечатление.

солярис 7

Итак, для исследователей Вселенной нет более привлекательной загадки, чем тайна удивительной планеты Солярис. Ведь ее поверхность покрыта Океаном, представляющим собой огромный живой мозг. Экспедиция землян должна решить, целесообразно ли дальнейшее исследование Соляриса? Прибыв на место, астронавты сталкиваются с поистине невероятным воздействием на их собственный мозг. Из глубин подсознания извлекаются их тайные переживания и воспоминания, чтобы затем материализоваться как в приятные, так и в поистине кошмарные сцены. Но суть происходящего не в собственно событиях, а в захватывающем погружении в философские глубины человеческого бытия... Известно, что Лем не принял режиссерской концепции Тарковского, которая существенно отличается от концепции первоисточника, зато максимально приближена к его режиссерскому мироощущению. Свое разочарование писатель отмечал, например, во фразе, что он «не писал о людях, решающих эротические проблемы в пространстве».

солярис 2

Сам Тарковский говорил о «Солярисе» следующее: «Главный смысл ... фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень... Я хотел бы доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью – например, проникновение в космос, изучение объективного мира и т.д.»

Солярис1

Режиссер признавался, что оценивает художественные достоинства «Соляриса» ниже, чем других своих картин. Большой специальный приз жюри и премия экуменического жюри на МКФ в Канне (победили итальянские ленты политической направленности «Дело Маттеи» и «Рабочий класс идет в рай»). Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Карловых Варах. Внимательные зрители заметили, что в одном кадре Крис пребывает в майке, а в следующем – в пижаме. Оказывается, Тарковский про это знал, но переснимать было поздно, поэтому он махнул рукой с мотивировкой: «У нас же фантастика. Пусть все думают, что так и надо!» В ткани ленты можно уловить отсылки к роману Сервантеса «Дон Кихот». Музыка Э.Артемьева.

солярис6

Любопытная деталь. Большинство создателей «Соляриса» родились либо в апреле (Тарковский – 4, художник М.Ромадин – 12, оператор В.Юсов – 20, Дворжецкий – 26, Банионис – 28), либо в мае (Бондарчук – 10, Гринько – 22). Хоть консультацию астролога по этому поводу заказывай. В СССР фильм посмотрели 10,5 млн зрителей. Бюджет 1 млн руб. Рейтинг IMDb – 8/21099 голосов. Мужская оценка на 1,1 (!) балла выше женской. 4,4% из ответивших оценили фильм в 1 балл. В карьере Тарковского (4.4.1932 – 29.12.1986) это 6-й результат из 11. А вот среди экранизаций Лема это лучший результат. В этой связи отмечу, что голливудская экранизация «Соляриса» в постановке знаменитого С.Содерберга имеет рейтинг на 1,8 балла ниже и тоже не понравилась Лему. ***1/2

 

«ПОПАСТЬ В ДЕСЯТКУ» **1/2

(3, Вс, Лад, 21-25)

Starter for 10, США – Великобритания, 2006, 95 мин., PG-13. Реж. Том Вон («Однажды в Вегасе», «Крайние меры»); в рол.: Джеймс Макэвой (Брайан Джексон), Ребекка Холл (Ребекка Эпстейн), Кэтрин Тейт (Джулия Джексон), Эллис Ив (Элис), Доминик Купер (Спенсер), Бенедикт Камбербэтч (Патрик Уоттс), Джозеф Френд (юный Брайан), Джеймс Гаддас (Мартин), Гай Генри (д-р Моррисон), Джеймс Корден (Тоун), Саймон Вудс (Джош), Джон Хеншоу (Дес), Чарльз Дэнс (Хэрбинсон)

Попасть в десятку 2

Молодежная комедия по мотивам одноименного романа британца Дэвида Николлса (род. в 1966 г.), более известного по сценарным работам («Симпатико»). События ленты происходят в 1985 году, в разгар эпохи Маргарет Тэтчер. Популярный 27-летний Д.Макэвой («Последний король Шотландии») играет студента первого курса Бристольского университета Брайана Джексона, выходца из рабочей семьи. Он с детства обожает смотреть телевизионные интеллектуальные шоу, причем главным образом потому, что знает ответы на большинство вопросов. А самая любимая его программа – «Университетский конкурс», в которой соревнуются команды вузов. Брайан давно мечтает принять в ней участие, и у него появляется такая возможность. В университетской команде он знакомится с неотразимой гламурной блондинкой Элис, быстро теряя от нее голову. Вот только как быть с разностью в социальном положении? Ведь девушка выросла в богатой семье, была школьной «королевой», поэтому донельзя избалована. Иное дело – общение с интеллектуалкой Ребеккой, но как быть с чувствами? Точнее гормонами. Видимо, под их влиянием Брайана, что называется, понесло. Он уже не выкладывается в учебе, все сильнее вовлекаясь в бурную молодежную среду… Большинство шуток фильма понятны всем бывшим и настоящим студентам. Название ленты – фраза из телешоу, означающая получение 10 очков. В саундтреке звучат хиты 80-х годов.

Попасть в десятку 1

Среди исполнителей – «The Cure», «Motorhead», «Tears for Fears», «Yazoo», «The Smiths»… Съемки проводились в Англии. Номинации на «Empire»: британский фильм и Д.Купер как новое имя. Номинация на премию Британского независимого кино за режиссуру. Приз зрителей на МКФ в Остине (США). Сборы в США $0,22 млн. Сборы в остальном мире $1,5 млн. Рейтинг IMDb – 6,7/6532 голоса.

«БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ»

(3, Вс, Лад, 14-05)

Россия – Украина, 2007, 128 мин., PG. Реж. Валерий Пендраковский («Кому я должен – всем прощаю», «Полное дыхание»); в рол.: Андрей Бирин (Грэм), Диана Морозова (Дези / Фрези Грант), Алексей Петренко (капитан Дюк), Михаил Горевой (капитан Гез), Игорь Яцко (Бутлер), Андрей Межулис (Фок-мачта), Олег Комаров (Стейк), Евгений Кулаков (кролик Бутс), Артем Мазунов (Шапито), Юрий Шерстнев (адвокат), Игорь Капатов (папаша Бутс)

Приключения по мотивам произведений Александра Грина (23.8.1880 – 8.7.1932 гг.). К слову, его отец – Стефан Гриневский – белорус, потомственный дворянин Дисненского уезда Виленской губернии Северо-Западного края Российской империи. За участие в белорусско-польском восстании 1863 года был сослан в Сибирь, в 1868 году ему было разрешено переехать в Вятскую губернию, где и родился Александр Грин. Известно, что отец оказал на его творчество огромное влияние. Книги Грина стали основой для произведений разных визуальных жанров. Среди фильмов – «Алые паруса», «Бегущая по волнам» (1967 г.), «Колония Ланфиер» и «Господин оформитель». И вот еще одна экранизация, созданная опытным и самобытным режиссером, в манере которого прочитывается желание сказать больше, чем это видится на экране. Подобное отнюдь не всегда оборачивается удачей, тем более если размыта концепция и непонятна целевая аудитория. Хотя некоторые эпизоды определенно хороши. Насколько мне известно, снимался сей фильм под девизом: «Нашим детям не хватает красивой, романтической сказки, хватит их пичкать голливудским ширпотребом». В итоге не обошлось и без вполне взрослых сцен. Да и саундтрек, насыщенный песнями популярных исполнителей, тоже создан не в традициях Рыбникова или Шаинского.

бегущая по волнам1

Итак, борт шхуны «Морская судьба», команда которой подобралась довольно странным образом. Не менее удивителен незнакомец, спасенный от верной смерти в открытом море девушкой-призраком, которая скользит по волнам… Блоговый отзыв: «Для меня это кино – вполне привлекательное. Пусть и слегка странноватое по костюмам и поведению героев. Спишем странноватость на соответствие концепции странноватости самого Грина. Поругать можно разве что по-детски счастливый конец. Как-то нереально, что парочка человечков без труда вытащила со дна морского колоссальную золотую цепь. Хотя мало ли чего нафантазируешь, если хочется создать приключенческое произведение, а у тебя за плечами – не гений классика, а максимум талантишко?» И совсем короткое мнение: «Посмотреть «Бегущую по волнам» стоит, чтобы на некоторое время вернуться в детство».

бегущая по волнам2

Среди исполнителей песен – В.Кипелов, МакSим, А.Кортнев, М.Покровский, «Кукрыниксы», «Непара», Б.Титомир, «МаркшайдерКунст», Маршал, А.Лорак, С.Мазаев… Премия детского жюри фестиваля «Киномалышок». Премия фестиваля «Амурская осень» за масштабность замысла. Рейтинг IMDb – 4,1/15 голосов.

«ОДНАЖДЫ В ВЕГАСЕ»

(3, Вс, БТ, 22-35)

What Happens in Vegas, США, 2008, 99 мин., PG-13. Реж. Том Вон («Попасть в десятку», «Крайние меры»); в рол.: Кэмерон Диаз (Джой Макнэлли), Эштон Катчер (Джек Фуллер), Куин Латифа (д-р Туитчелл), Деннис Фарина (Ричард Бэнджер), Кристен Риттер (Келли), Зак Галифианакис (Дейв), Лэйк Белл (Типпер), Трит Уильямс (Джек Фуллер-старший), Роб Корддри (Хейтер), Деннис Миллер (судья Уоппер), Джейсон Судеикис (Мейсон) 

Однажды в вегасе2

Эксцентрическая романтическая комедия положений по сценарию Дэйны Фокс («Жених напрокат»). Он напоминает микс из сцен ряда популярных фильмов (первым делом вспоминается «Война супругов Роуз») и едва ли дает зрителю возможность заинтриговать себя развязкой. Особенно это касается приемов борьбы полов, напоминающих сборник классических гэгов. Синефилам смотреть это кино точно ни к чему. Разве лишь для того, чтобы потом было о чем поворчать. Зато благодарные зрители буквально заходятся от смеха. И от фраз вроде: «Если можно было бы убивать мыслью, ты бы уже сдох» или «Нас обокрали, но унесли только дверь от ванной комнаты». И от буйства неуправляемых эмоций. И от традиционного туалетного юмора. Например, когда она упрямо обучает его пИсать ни на сидение унитаза, а он делает ЭТО в раковину с немытой посудой… Так что если хотите дать отдых мозговым извилинам и загрузить мышцы отвечающие за смех – есть подходящий повод. В этом фильме нет сцен, которые можно было бы считать исключительно взрослыми, но если родители настроены на высоконравственное воспитание своих чад, то лучше смотреть без них. Теперь о главных персонах. 30-летний Э.Катчер («Дочь моего босса»), известный также супружеством с Деми Мур, в роли закоренелого гуляки ощущает себя вполне комфортно. Его Джек гордится тем, что не создан для серьезных отношений. И ни за что не доверяет ключ от своей запущенной «берлоги» ни одной из посещающих ее цыпочек. Аналогично Джек относится и к работе в мебельном производстве, хозяином которого является его отец. Фуллер-старший, разочарованный тем, что сын вместо того, чтобы постепенно становится боссом, склонен к проказам, однажды, не захотев давать очередной шанс, увольняет его. В надежде, что хотя бы это заставит шалопая повзрослеть. Однако Джек не спешит начинать работу над собой. Выпив много пива вместе с дружком Хейтером, неудачливым адвокатом, они отправляются в город греха…35-летняя К.Диаз («Все без ума от Мэри») традиционно ярка в комедийных ролях. Так что в данном случае ничем особенным не удивит, но и не разочарует. Ее Джой -- брокер шумной биржи. Это весьма своеобразная девушка -- у нее «всегда есть план, как составить план», что отпугивает мужчин. Хотя от своего жениха Мейсона, наша героиня точно не ожидала такого подвоха. Ведь она с огромным воодушевлением организует празднование его дня рождения, но вместо благодарности получает жестокое оскорбление. Не ведая, что его слушает множество спрятавшихся гостей, Мейсон, в деталях отдав должное проявлениям сексуальности Джой, предлагает ей навсегда покинуть его квартиру. Мотивировка: он хочет спокойной семейной гавани, а она постоянно на взводе и нацелена на выполнение безумных планов… Зализывать душевные раны Джой, вместе с подругой Типпер, отправляется в Вегас: место, «где можно вести себя настоящей дурой». Благо, что путевки были куплены заранее в качестве подарка Мейсону… В отеле Вегаса «накрывается» компьютер. Администрация призывает клиентов быть снисходительными. Однако, когда разнополые пары героев ленты оказываются в одном номере, без визга и потасовки все равно не обходится. Но зато совместными усилиями они выбивают себе особые условия пребывания. И по этому поводу закатывают такой пир, что дым стоит коромыслом и чередой совершаются идиотские поступки. Когда же Джек и Джой наутро просыпаются, то вспоминает: частью загула стало их бракосочетание. В Вегасе таковое предельно просто, а вот развестись можно только в своем штате. И проблем с этим не возникло бы, коли бы не свалившийся куш в $3 млн. Разумеется, возникает конфликт интересов. Судья замораживает эту сумму на полгода, обязав Джека и Джой жить вместе и регулярно посещать семейного психолога.

Однажды в вегасе1

Между ними разгорается противостояние, полное желчи, коварства и антисанитарии. И хотя молодые люди по сути из «разных измерений», они периодически находят общий язык…Стоит заметить, что события фильма изложены в русле полного равноправия американских мужчин и женщин. Когда не предусмотрено скидок на такие мелочи, как физиологические различия. В то же время, Ричард, босс Джей, устроивший соревнование сотрудниц за освободившийся пост, особо оговаривает -- в этом нет сексуального домогательства – лишь конкуренция. Упоминаются в ленте и геи, и лесбиянки, а вот модный воинствующий феминизм -- нет. И даже колоритный семейный психолог, в исполнении 38-летней К.Латифы («Чикаго»), - не грешит им. Съемки проводились в Нью-Йорке и Лас-Вегасе. Дабы нагляднее изобразить «упившихся в зюзю» жениха и невесту, Диаз и Катчер так и поступили. Не помогло. Артистам было сложно выполнять указания режиссера, пока они немного не протрезвели. Премии «Выбор подростков»: комедия и Катчер. Номинация – Диаз. Номинации на антипремии «Razzie»: Диаз и экранная пара Диаз-Катчер. Сборы в США $80,3 млн. Сборы за рубежом $138,9 млн. Сборы в России $9,1 млн. Продажи на DVD в США $25,4 млн. Бюджет $35 млн. Гонорар Диаз $10 млн. Рейтинг IMDb – 6/37962  голосов. Женская оценка на 0,6 балла выше мужской. **

Фильм из СССР.

«НЕПОДДАЮЩИЕСЯ»

(3, Вс, ОНТ, 12-25)

The Unamenables, СССР, 1959, 80 мин., PG. Реж. Юрий Чулюкин («Девчата», «Поговорим, брат»); в рол.: Надежда Румянцева (Надя Берестова), Юрий Никулин (Альберт Клячкин), Юрий Белов (Анатолий Грачкин), Алексей Кожевников (Виктор Громобоев), Светлана Харитонова (Шура), Владимир Козлов, Вера Карпова, Константин Нассонов, Анатолий Кузнецов, Сергей Филиппов, Лилия Гриценко, Нина Агапова

Неподдающиеся 3  

Производственная лирико-эксцентрическая комедия. На редкость смешная, хотя и социально правильная лента. Наглядный пример того, как можно и социальный заказ удачно выполнить, и народ от души повеселить. Итак, комсомолка-ударница и вообще всеобщая любимица Надя фактически вынужденно (очень уж она клеймила их позором на собрании) берет на себя перевоспитание двух отъявленных шалопаев Толю и Витю, которых уже было решено уволить. Ведь парни то опоздают на работу, то сорвут выполнение важного задания. Поначалу Надя настроена скептически, но постепенно она настолько сильно втягивается в педагогический процесс, что ради своих подшефных забывает про собственные привязанности. И Виктор с Анатолием, смиренно ожидавшие трафаретных нотаций, теперь не скрывают восхищения методами очаровательной наставницы. Как в такую не влюбиться?..

Неподдающиеся 1  

Несколько комических эпизодов стали классическими. Любопытна роль еще не знаменитого 37-летнего Ю.Никулина («Операция «Ы» и другие приключения Шурика») , персонаж которого тормозит исправление и нравственное возрождение подшефных Нади.

Неподдающиеся 4  

Премии ВКФ в Минске: лучшая комедия и 28-летние Н.Румянцева («Девчата») и Ю.Белов («Королева бензоколонки»). В СССР фильм посмотрели 31,3 млн. зрителей (9-е место среди советских фильмов). Рейтинг IMDb – 7/78 голосов. **1/2

https://www.traditionrolex.com/8