<p>"Возмездие", "Пределы контроля", "Черный рыцарь" и "Когда я был вундеркиндом".</p>

«ВОЗМЕЗДИЕ»

(9 и 10, Сб и Вс, СТВ, 21-30 и 7-00)

Edge of Darkness, США, 2010, 112 мин., R. Реж. Мартин Кемпбелл («Маска Зорро», «Казино Рояль»); в рол.: Мел Гибсон (Томас Крейвен), Рей Уинстон (Дэриус Джедбург), Дэнни Хьюстон (Джек Беннетт), Шон Робертс (Бернхем), Денис О'Хейр (Мур), Бояна Новакович (Эмма), Гбенга Аккинагбе (Дэрси Джонс), Том Кемп (Пол), Рик Эйвери (Робинсон), Катерина Скорсоне (Мелисса), Джей О.Сандерс

Возмездие 1

Боевик. Он же детектив, он же триллер. С одной стороны, фильмов про полицейских-мстителей создано множество, но с другой – у данного есть фишка: радиация. И в то время как мир волнуется за судьбу человечества из-за поврежденной японской АЭС, в данной картине рассказывается, что смертельную дозу можно получить и без всякой аварии. Ведь радиацию можно использовать и как оружие частного применения. С этим впервые приходится столкнуться прожженному бостонскому детективу Крейвену, у которого есть опыт военной службы в горячих точках. Причем столкнуться не столько по работе, сколько в личной жизни. Нам не рассказывают, почему Томас сейчас живет один, причем на редкость аккуратно. Но дают понять, что с 24-летней дочерью Эммой, которая проживает в соседнем городе, связи почему-то не поддерживает, хотя и любил ее, и детским съемкам умилялся. Неожиданный приезд этой милой девушки его и радует, и одновременно удивляет. Чувствуется, что Том не знает, как с ней себя вести. То, что ее сильно тошнит, поначалу кажется ему свидетельством ее беременности, хотя Эмма уверяет, что это не так. Дома у нее начинает идти носом кровь. Том пытается срочно доставить ее в больницу, но на крыльце девушку сражает мощный выстрел из двустволки. Убийца, выкрикнув «Крейвен», скрывается. Безмерно расстроенный Том при поддержке коллег принимается за расследование, будучи уверен, что некто мстил персонально ему, да промахнулся. Впрочем, он сразу же осознает, что не все тут однозначно, слишком много странностей. Однако не спешит делиться ими со следствием, а действует самостоятельно, ориентируясь не столько на закон, сколько на желание установить справедливость. Между тем следы заводят его все дальше и все выше. Выясняется, что Эмма была инженером по атомной энергии и проходила практику на солидном, но крайне подозрительном предприятии. Его «крышует» сенатор, свои люди есть и в ФБР, а разоблачить по силам только общественности. Точнее, отчаянной группировке молодых антиглобалистов, с которыми поделилась сомнениями Эмма, отчаявшись найти поддержку в официальных структурах…

Возмездие 2

54-летний М.Гибсон («Безумный Макс», «Смертельное оружие»), вернувшись к главным ролям после 8-летнего перерыва, изобразил именно то, что у него всегда здорово получалось: рациональное безумие мстителя. У Мэла был трудный период. Давно в прошлом времена, когда он считался образцовым семьянином и примерным гражданином. «Желтая» пресса с удовольствием смакует и его развод с матерью их семи детей Робин Мур, и загул-раскол с российской моделью Оксаной Григорьевой, мамой его дочери. Достается Гибсону и за хроническую неполиткорректность, демонстрируемую чаще всего в пьяном виде. Исходя из этого, многие по-своему трактуют портрет Эйнштейна в доме Крейвена и очевидный крест на его груди. «Возмездие» не потребовало от Гибсона хорошей спортивной формы, хотя эффектные сцены имеются. Было бы удивительно, если бы без них обошелся режиссер с репутацией «реаниматора бондианы». Кстати, Кемпбелл уже вторично обращается к сюжету «Возмездия». Первый раз – в формате одноименного (1985 г.) сериала продолжительностью 317 минут. Он был хорошо встречен зрителями. Правда, в фильме действие перенесено из Англии в США. Роль Джедбурга мог сыграть Р. де Ниро, но помешали творческие разногласия с режиссером. Музыка Г.Шора («Властелин колец»). Съемки проводились в штате Массачусетс. Сборы в США $43,3 млн. Сборы за рубежом $37,6 млн. Сборы в России $0,7 млн. Продажи на DVD в США $11,7 млн. Бюджет $80 млн. Рейтинг IMDb– 6,7/31025 голосов. Видеоназвание – «На краю тьмы». **1/2

«ПРЕДЕЛЫ КОНТРОЛЯ»

(9, Сб, НТВ, 0-40)

The Limits of Control, США – Япония, 2009, 116 мин., R. Реж.-сцен. Джим Джармуш («Мертвец», «Кофе и сигареты», «Сломанные цветы»); в рол.: Исаак де Банколе (Одинокий Мужчина), Билл Мюррей (Американец), Гаэль Гарсия Берналь (Мексиканец), Тильда Суинтон (Блондинка), Джон Хёрт (Гитарист), Алекс Дека (Креол), Жан-Франсуа Стевенен (Француз), Оскар Хаенада (Официант), Луис Тосар (Скрипач), Пас де ла Уэрта (Голая), Ёуки Кудо (Molecules)

Пределы контроля 3

Криминальная драма в стилистике роуд-муви. В живописи принято, коли уж художник признан выдающимся, то и любая его работа априори считается таковой. Кино – искусство массовое, посудачить о нем любят не только искусствоведы, поэтому с ним подобное происходит редко. И чаще всего – лишь в среде почитателей определенного режиссера. Причем американец Д.Джармуш (род. 22.1.1953 г.) может гордиться своей верной аудиторией. Она не из тех, что атакует кинотеатры, зато красиво изъясняется. Ведь среди интеллектуалов принято любить картины Джармуша и искать в них смысл и подтексты, о которых, подозреваю, часто не догадывается и сам автор.

Пределы контроля 5

На мой взгляд, важнее всего, что герои фильмов Джима умеют очень выразительно молчать. Это и завораживает, и пробуждает фантазию, особенно у заведомо благодарного зрителя. Тем более что по ткани фильма буквально рассыпаются очевидные и не очень знаки-послания-ассоциации. А еще Джармуш славится умением найти выразительный фон для скупых диалогов. Окружающая действительность для него не догма, а повод для самовыражения. Плюс к этому он часто доверяет небольшие выразительные роли выдающимся артистам, скорее всего снимающимся ради дружбы и дабы иметь в фильмографии артхаусные картины, что престижно. Вновь нашлось место эротике, что правильно для классического артхауса и радует не только его поклонников.

Пределы контроля 6

24-летняя американка П. де ла Уэрта («Вход в пустоту», «Гитара») столь же органично говорит, будучи нагой, сколь убедительно молчат другие герои ленты. Впрочем, она из тех актрис, которые много и охотно снимаются в эротических сценах. Сюжет же представляемой картины таков, что по нему можно поставить и балет. Одинокий Мужчина – подтянутый, зрелый, чернокожий, облаченный в солидный костюм – перемещается по Испании, встречаясь с разными людьми, но выполняя один и тот же ритуал. Он устраивается за столиком бара на улице, заказывает две одиночные порции эспрессо в разных чашках, ожидает того, на кого ему намекали (обычно с музыкальным акцентом), сообщает пришедшему пароль («Вы не говорите по-испански?»), обменивается с ним похожими спичечными коробками с боксером на этикетке, из полученного достает бумажку с шифром, которую… съедает.

Пределы контроя 7

Раскрывать интригу дальше, пожалуй, не стоит, отмечу лишь, что мне на этот раз было приятно перемещаться по волнам фантазии Джармуша, тем более что Испания очень необычно, но потрясающе выглядит. Хотя и понимаю, что разброд во мнениях после просмотра будет большим – в диапазоне от «гениально» до «скучища». Одни увидят в фильме насмешку режиссера над тенденцией превозносить искусство, другие – желание сохранить свой стиль, сделав его широкодоступным. Но в любом случае постарайтесь не пропустить «Пределы контроля». Если не получится получить удовольствие, то как минимум пригодится козырнуть в умном разговоре. Впрочем, кинообщественность отнеслась к картине равнодушно.

Пределы контроя 1

Персонаж Т.Суинтон, говоря о парящей птице в комнате, полной песка, подразумевает сцену из фильма А.Тарковского «Сталкер». Есть в «Пределах» и намек на фильм А.Каурисмяки, друга Джармуша. 51-летний И. де Банколе («Казино “Рояль”»), выходец из Кот-д’Ивуара, и ранее снимался в фильмах Джармуша. К слову, спичечные коробки с боксером на этикетке позаимствованы из другой роли Исаака – «Белый материал» (реж. К.Дени). Съемки модного оператора Кристофера Дойла («Герой», «Параноид-Парк»).

Пределы контроля 4

Съемки фильма начались в феврале 2008 года и проводились в Мадриде, Севилье и Альмерии. Наград нет. Сборы в США $0,43 млн. Сборы в остальном мире $1,5 млн. Сборы в России $0,09 млн. Рейтинг IMDb – 6,1/6280 голосов. ***

«ЧЕРНЫЙ РЫЦАРЬ» **1/2

(9, Сб, НТВ, 14-00)

Black Knight, США, 2001, 95 мин., PG-13. Реж. Гил Джангер («Если только», «10 причин моей ненависти»); в рол.: Мартин Лоуренс (Джамал Уокер / Skywalker), Марша Томасон (Виктория / Николь), Том Уилкинсон (сэр Нолти), Винсент Риган (Лео), Дэрил Митчелл (Стив), Майкл Берджесс (Эрни), Кевин Конуэй (король Лео), Эрик Дженсен (Дерек)

черный рыцарь 2

Фантастическая комедия, авторы которой, во-первых, эксплуатируют мотивы романа Марка Твена «Янки при дворе короля Артура», а во-вторых – клише и штампы набравшего нешуточную популярность чернокожего комика, 36-летнего М.Лоуренса («Плохие парни», «Бриллиантовый полицейский»). Казалось, что такой проект просто обречен на кассовый триумф, однако его не случилось. На мой взгляд – из-за нехватки чувства меры у создателей «Черного рыцаря». В результате Лоуренс настолько сильно кривляется, что очень скоро становится противно. И негритянскую тему педалирует в такой навязчивой манере, что невольно хочется стать расистом. В то же время, несмотря на заведомую драматургическую вторичность, фильм дает немало поводов похохотать (туалетно-фекальный комплектик тут как тут), но «послевкусие» от него почти как от «Аншлага». Особенно если начинаешь сравнивать с более искусными лентами на ту же тему – вроде советской «Иван Васильевич меняет профессию». Ведь служащий парка развлечений, посвященного Средневековью, Джамал также вынужденно меняет время пребывания и род занятий. Случайно упав в ров, он оказывается в Англии 1328 года, и его принимают за посла из Нормандии, поскольку выглядит он экзотически, странно молвит и случайно предотвращает попытку покушения на злого короля. На свою беду, Джамал знакомится с очаровательной заговорщицей, которая намерена свергнуть короля-тирана. А на счастье – он всегда может использовать знания и умения из будущего в собственных интересах…

черный рыцарь 3

Номинация на «Golden Reel» за монтаж звука. Сборы в США $33,4 млн. Сборы за рубежом $6,5 млн. Бюджет $50 млн. Гонорар Лоуренса $16,5 млн. Рейтинг IMDb – 4,3/13554 голоса. *1/2

Фильм из БССР

«КАК Я БЫЛ ВУНДЕРКИНДОМ»

(9, Сб, Лад, 12-40)

СССР (Беларусь), 1983, 133 мин., G. Реж. Евгений Марковский («Филиал», «Вечный муж»); в рол.: Арнас Катинас (Сева Соколов), Гендрюс Пускунигис (Гришка), Люда Ревзина (Юлька), Вера Васильева (бабушка), Эраст Романов (Егор), Николай Гринько (воображаемый академик), Геннадий Полока (дипломат), Владимир Сичкарь (директор бассейна), Игорь Волчек (Залесский), Дмитрий Харатьян (космонавт/прохожий), Дмитрий Матвеев (папа Севы), Вадим Гемс (учитель математики), Нина Вовденко (Янина), Ирина Зеленко (Вика), Дмитрий Иосифов (Семиглазов), Вячеслав Никифоров (председатель исполкома), Ростислав Шмырев (друг дедушки), Андрей Гусев (девятиклассник), Валентин Букин (врач), Иван Мацкевич, Александр Беспалый, Александр Ефремов, Михаил Якжен

Как я был вунд1

Школьная комедия для ТВ по одноименной (1979 г.) повести белорусского писателя Владимира Машкова. Первым делом предлагаю обратить внимание на актерский состав. В нем немало популярных мастеров, а также группа известных… режиссеров.

Как я был вунд2

Один из критиков назвал данную ленту «полудетской», намекая на обилие подтекстов, в том числе и «взрослых». Что не удивительно, если обратить внимание на постановщика ленты. Для Е.Марковского это был полнометражный дебют, он считался одним из наиболее одаренных режиссеров «Беларусьфильма». Да и ныне многие считают, что это было так. Если бы «у Жени не поехала крыша»…

Как я был вунд3

Вот и у его юного героя Севы Соколова появляются основания для подобных раздумий. Обладая статусом вундеркинда, мальчик посещает английскую спецшколу, занимается с репетиторами математикой и музыкой, а с личным тренером – плаванием. Сева всерьез старается соответствовать сложившемуся имиджу, но от такого детства сильно устает. Тем более что из-за хронической занятости почти не видится с родителями и друзьями. И однажды наш герой решает «уйти из вундеркиндов» и пожить жизнью обыкновенного мальчишки… Сценарий В.Голованова («Полет в страну чудовищ»). Музыка И.Красильникова («Летние впечатления о планете Z»). Рейтинга IMDb нет.

Как я был вунд4

(В советском детском кино школьники часто носили длинные прически, которые на практике запрещались...).