<p>Киношники из четырех стран полтора года фактически жили в экстремальных  условиях Полесского радиационно-экологического заповедника.</p>

В СОАВТОРСТВЕ С ПРИРОДОЙ

Ради картины «Волки Чернобыля» продолжительностью всего 52 минуты киношники из четырех стран полтора года фактически жили в экстремальных условиях Полесского радиационно-экологического заповедника.

Эколог, кандидат биологических наук, кинорежиссер-анималист Игорь Бышнев увлекся съемками дикой природы еще в седьмом классе, когда ему в руки попал фотоаппарат с телеобъективом. Позже, уже во время работы в Березинском биосферном заповеднике, довелось поучаствовать в съемках фильмов известного в те годы кинорежиссера Люда Гидравичуса. После этого представители Белорусского видеоцентра предложили Игорю Бышневу попробовать себя в качестве режиссера. В результате через два года он получил Гран-при на престижном кинофестивале в Ханты-Мансийске. С тех пор снял около 30 фильмов. А недавно с его участием был завершен международный кинопроект “Волки Чернобыля”, премьера которого состоится сегодня в Австрии. Эту ленту Игорь Бышнев небезосновательно называет достойным заключением нынешнего этапа своего творчества. Мы попросили его поделиться с читателями “НГ” впечатлениями от съемок.

Это в Беларуси волк отнесен к нежелательным видам и не считается какой-то невидалью. А вот в Западной Европе, где его численность стремительно сокращается, он считается знаковой фигурой в дикой природе. Так что не случайно три крупнейших телеканала Австрии, Германии и США загорелись идеей создания фильма о волках. Вопрос о месте съемок решился быстро — Полесский радиационно-экологический заповедник, где серые хищники сейчас обитают практически в нетронутой человеком среде, подошел как нельзя лучше.

А зори здесь дикие...

Вскоре после начала съемок наступила зима, не поскупившаяся на холод. “Картинка” требовала солнца, а оно традиционно появлялось только вместе с трескучими морозами. Особенно Игорю запомнились зимние съемки с воздуха.
— Термометр показывал минус 30, — вспоминает Бышнев. — Когда поднялись в воздух и открыли в вертолете дверь, я подумал, что на этом съемки и закончатся: поток ледяного воздуха не давал дышать. Все находящиеся в вертолете люди похватали специальные пластиковые пластины, которые при надломе разогреваются до 60 градусов тепла, и начали их рассовывать по сапогам и ботинкам, под многослойную одежду. Лица смазали барсучьим жиром. Однако эти ухищрения практически не помогли.
Лето, наоборот, встретило небывалой жарой, огромным количеством комаров и кусачих мошек. При этом нужно было соблюдать элементарные правила радиологической безопасности и ходить в плотной закрытой одежде.
В погоне за “картинкой” люди не жалели ни себя, ни технику. Из-за погодных условий постоянно ломались автомобили, оборудование. К примеру, одна из безумно дорогих видеокамер вышла из строя после съемок зубров во время фантастически красивого снегопада.

Случайные кадры

В киносъемках большую роль играет случай. Так, долгое время на реке Припять киношники караулили начало ледохода. Наконец-то под прицелами объективов развернулась невероятная картина: огромные льдины с треском ломались, наплывали друг на друга, резали берега, а среди них бесился бобр, пытаясь вырваться из ловушки, над грохочущей рекой с криками летали утки. А ведь ледоход мог начаться ночью и не попал бы в фильм.
— В то же время мои немецкие коллеги спустились ниже по течению, и им посчастливилось увидеть, как из образовавшейся на миг у самого берега полыньи выпрыгнула выдра, волоча за собой только что пойманного сома. Зверек 20 минут играл с рыбой, затем убежал. У немцев были только фотокамеры, мы же к этому представлению не успели. И подобных упущенных моментов было очень много, — рассказывает Бышнев.

Прирожденные актеры

Во время съемок у киношников появилась уникальная возможность изучать повадки диких зверей. Зима была настолько суровая, что практически весь молодняк дикого кабана погиб.
— Пять смышленых кабанчиков прибились к стаду зубров, — вспоминает белорусский кинорежиссер. — Лесные исполины на “подкидышей” смотрели свысока, но не прогоняли. А через несколько дней два кабана исчезли. Как выяснилось, ночью их зарезали волки. Так перед нашими глазами раскрывалась настоящая жизнь в дикой природе...
Зато главные герои картины — волки — не стремились стать кинозвездами. Все попытки отловить хищников и оснастить их специальными ошейниками с радиомаяками заканчивались неудачей. В специальные мягкие капканы почему-то попадались барсуки, енотовидные собаки, лисы и прочие неудачники, но только не серые. Лишь через неделю удалось поймать одного волка, спустя несколько дней — второго.
В процессе съемок охотовед обнаружил в лесу павшего зубренка. Стадо зубров приходило к нему каждый день. Киношникам пришла в голову мысль заснять в одном кадре волков и зубров. Дикие волки для этого не подходили, поэтому за помощью обратились к зоологу Дмитрию Шамовичу, у которого в Россонском районе жили три хищника.
— Получились даже лучше, чем было задумано, — делится впечатлениями Игорь. — Выпущенные рядом с зубрами волки повели себя агрессивно, отогнали все стадо от погибшего малыша. Однако через некоторое время зубры вернулись. Низко опустив головы и выставив вперед острые рога, они взяли волков в кольцо. Хищники чудом смогли вырваться. А мы осознали, что снова увидели отрывок из “спектакля”, подготовленного самой природой.
Третий герой “Волков Чернобыля” — орлан-белохвост. Эта огромная птица очень осторожна, чутко реагирует на изменения ландшафта. Любая попытка соорудить засидку (Игорь Бышнев в этом деле профессионал) долгое время заканчивалась провалом: орланы ее обнаруживали и перелетали на другое место, пока не привыкли.
— Мы снимали уникальные кадры: драки между орланами, их трапезы, взаимоотношения с другими пернатыми, — вспоминает Бышнев. — Например, было интересно наблюдать, как ведут себя вороны, повсюду сопровождающие орланов. К взрослым орланам они относились с уважением и опаской, а вот молодых ни во что не ставили: постоянно дергали и таскали за хвосты, всячески преследовали.

Если очень захотеть...

Сегодня в Австрии состоится первый показ “Волков Чернобыля” — перед мировой премьерой. Игорь Бышнев не сомневается, что фильм получит самую высокую оценку зрителей. Увидят его и белорусы.
— Уверен, такое качественное кино мы вполне могли бы снять и собственными силами, — считает Игорь Бышнев. — Просто телеканалы должны доверять продюсерам. Мы всему миру доказали, что можем снимать запоминающиеся картины. Нужно просто захотеть...