<p>"Просто вместе", "В движении", "Птичка на проволке" и "Город мастеров"</p>

«ПРОСТО ВМЕСТЕ»

(19, Вт, ОНТ, 22-15)

Ensemble, c'est tout / Hunting and Gathering, 2007, 97 мин., PG. Реж. Клод Берри («Чао, паяц!», «Жерминаль»); в рол.: Одри Тоту (Камилла Фок), Гийом Кане (Франк), Лоран Стокер (Филибер), Франсуаз Бертен (Полетт), Ален Саш (медик), Фирмин Ришар (Мамаду), Беатрис Мишель (Карин), Каэна Саиги (Самиа), Элен Суржер (Ивонна), Жюльетт Арно (Орелия)

Просто вместе2

Мелодрама по одноименной (2004 г.) книге француженки Анны Гавальды (род. 9.12.1970 г.), чьи дамские романы популярны во всем мире. Ее прабабушка по фамилии Фульда – уроженка Санкт-Петербурга. После развода родителей Анна с 14 лет жила в пансионе, затем получала образование в Сорбонне. В 1992 году она победила в национальном конкурсе на лучшее любовное письмо. В 1999 году, работая учительницей в средней школе, выпустила первый сборник новелл «Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал», который был тепло встречен критиками и удостоен наград. Но настоящий успех Анне принесли повести «Я ее любил. Я его любила» и «Просто вместе», последняя из которых, считающаяся мудрой и доброй книгой о любви и одиночестве, собрала множество литературных премий. Все три книги стали бестселлерами и принесли автору более 32 млн евро. Ныне Гавальда много творит и воспитывает двоих детей. Фильм «Просто вместе» полон «мыла» и истинно французских тонкостей. Его герои странноваты и невротичны. 28-летняя О.Тоту («Амели») играет уборщицу из фирмы по обеспечению чистоты. Во время производственного медосмотра врач советует Камилле набрать пару килограммов веса. В дальнейшем тема ее худобы сохраняет актуальность, преподносясь в разных транскрипциях. Ведь она курит, ее часто тошнит, изводит девушку и одиночество. Интересно, что Камилла оставляет выразительные послания тем работникам офисов, которые бросают бумажки мимо мусорных корзин. Разумеется, она мечтает о большой и светлой любви. Есть на примете и потенциальный кандидат стать ее половинкой. Но пока красавчик Франк, который работает поваром в ресторане, гоняет на мотоцикле, а жилье делит с музейным работником, представителем знатного рода Филибером – мужчиной, который ведет себя словно жена. Проблемы ему приносит бойкая бабушка Полетт, которой мама Франка не желает уделять внимания, после того как старушка отказалась переехать в социальное учреждение. Поэтому, попав с травмой в больницу, Полетт просит внука присмотреть за ее котами, курами и прочей живностью…

Просто вместе1

Так сложилась диспозиция перед тем как должны случиться главные события, в том числе в рамках довольно странного любовного треугольника. В целом получилось мило, но не более того. Впрочем, я точно не целевая аудитория подобных произведений. Изначально Камиллу должна была играть Ш.Генсбур («Антихрист»), но она получила травму, катаясь на лыжах. Затем рассматривалась кандидатура Л.Санье («Бассейн»), но с ней сотрудничество не сложилось. Съемки проводились в Париже. 34-летний Л.Стокер («Маркиз Де Сад») удостоен премии «Сезар» как актер-надежда. Номинации: сценарий К.Берри и Стокер как актер второго плана. Номинация на премию публики Европейской киноакадемии за фильм. Кане удостоен премии «NRJ Cine» как лучший французский актер года и приза МКФ фильмов о любви в Кобурге (Германия). Премия Форума литературы и кино (Монако) за экранизацию. Сборы в мировом прокате $31,7 млн. Сборы в России $0,15 тыс. Во Франции фильм посмотрели 2,2 млн зрителей. Бюджет €12,2 млн. Рейтинг IMDb – 6,6/4350 голосов. Женская оценка на 0,7 балла выше мужской. **

«В ДВИЖЕНИИ»

(18 и 19, Пн и Вт, СТВ, 20-35 и 9-00)

Россия, 2002, 96 мин. Реж. Филипп Янковский (дебют, «Статский советник», «Меченосец»); в рол.: Константин Хабенский (Саша Гурьев), Михаил Ефремов (Вован), Оксана Фандера (Вера), Федор Бондарчук (Газизов), Елена Перова (Лиза), Николай Чиндайкин (Митягин), Оксана Акиньшина (Аня), Ольга Сидорова (Лена Зорина), Анастасия фон Калманович (Ольга), Алексей Макаров (Алексей), Юрий Куценко (гость), Константин Мурзенко (человек с портфелем), Игнат Акрачков (пилот), Юсуп Бакшиев (первый парень), Павел Белозеров (Гоша), Геннадий Островский (официант), Андрей Подошьян (Рогожин), Аврора, Игорь Янковский, Александра Скачкова, Ха Сун Джу

Криминальная мелодрама, а также: грустная комедия, ироничный бытописательский триллер и т.д.

В движении 3

История модного скандального журналюги А.Гурьева, рассказанная под девизом «четвертая власть на службе у древнейших профессий». Как известно, репортеров ноги кормят, и Саша, словно perpetuum mobile, все время пребывает в движении, перемещаясь между клубами, судами, разборками и энергичной личной жизнью. Во время слежки с воздушного шара за свиданием известного артиста с загадочной любовницей Саша узнает больше чем надо и оказывается в эпицентре высоких политических интриг.

 В движении

Рискуя всем, вступая в конфликт с сильными мира сего, он пытается изъять опасные снимки, а независимо от его намерений гибнут люди. Жанр фильма делает крен то в мелодраму, то в комедию, то в водевиль. Благодарные зрители много смеются: от емкости реплик, от радости узнавания и даже чтобы не заплакать. По мнению известного критика В.Кичина, «В движении» – фильм о беличьем колесе российской тусовки и клиническая картина похмельного синдрома. Его называют римейком «Сладкой жизни», но Москва с ее светскими пьянками никак не тянет на полный соблазнов феллиниевский Рим.

В движении 7

А охотник за сенсациями Гурьев здесь подобен пиранье – без смака обгладывает жертву (есть кадр-цитата) и спешит к новым победам, уже отчаявшись когда-нибудь утолить тоску. Финал безнадежен, но элегичен, как в «Рабе любви». Из форумных отзывов я выбрал такой: «В фильме есть всё: любовь, секс, романтика, убийства, драки, пьянки... Удачный российский фильм». Подробно представляя его в «TV-шпаргалке» 8 лет назад, я сделал акцент на его принадлежности к тусовочному кино – яркой примете российской действительности тех лет. Далее процитирую самого себя: «К тусовочному кино относятся фильмы, которые снимаются одним кругом и прежде всего для своего круга. Многие фишки понятны только «избранным», хотя тусовочное кино способно обрести и широкую популярность. И даже если сюжет построен, например, на произведении Достоевского («Даун Хаус»), все равно эксплуатируется «принцип акына»: что вижу, о том и пою. Тон в тусовочном кино задают дети знаменитостей, примы светской жизни и «звезды» смежных жанров (эстрада, спорт, политика и т.д.). «В движении» – настолько показательный пример поджанра, что об этом заявляется даже в откровенно заказных хвалебных рецензиях.

В движении 6

И действительно, на экране – мир современного бомонда, а воссоздают его члены актерских кланов (Янковские, Ефремов, Бондарчук, Макаров – сын Л.Полищук, Фандера – жена режиссера), эстрадная звездочка Л.Перова, продюсер «Земфиры» фон Калманович, телеведущая Аврора, модный сценарист К.Мурзенко («Мама, не горюй»), девушка из рекламы майонеза Сидорова и конечно же Гоша Куценко («Антикиллер»), без участия которого, кажется, не способен родиться ни один модный проект.

В движении 9

Не обошлось и без Михалковых. Степан, сын Никиты Сергеевича, – сопродюсер ленты. Известно, что когда на студии «Слово» («Любить по-русски») появилось желание снять молодежный фильм, то первым делом обратились к Ф.Бондарчуку, который, согласно легенде, вместо «здрасьте» сказал: «Сценарий у вас говно», после чего возникла новая концепция с ключевыми словами: Москва, любовь, молодые герои и весенне-осеннее время переменной облачности, когда Москва ярче всего. Написать «хороший воздушный сценарий» был приглашен Геннадий Островский («Стрингер», «Любовник»), а поставить его взялся Ф.Янковский (род. 10.11.1968 г.), сын О.Янковского. Еще в детстве он снялся в «Зеркале» Тарковского, актерское образование получил в Школе-студии МХАТа вместе с Машковым, Мироновым и Апексимовой. Сыграл в «Сентиментальном путешествии на картошку», «Филёре», «Афганском изломе», «Бременских музыкантах». Но вместо более глубокого погружения в лицедейство получил диплом режиссера во ВГИКе. Правда, довольно долго набивал руку на музыкальных клипах (их более 150), став одним из лидеров этой субкультуры. «В движении» я выплеснул навыки, наработанные на клипах, – признавался Филипп. – Мне долго не подворачивался подходящий материал. Для дебюта особенно важно, чтобы он был удобен в воспроизведении. Мелодрама, переходящая в драму, – это мой жанр. Сценарий мне понравился драматургичностью и глубиной. Ведь он – о разложении человеческой личности, а его история – жизненный материал, в котором я ориентируюсь».

В движении 4

В ленте одна главная мужская роль и 7 женских. Но на ключевой кандидатуре интеллектуально-сексуального символа – К.Хабенского («Убойная сила») режиссер остановился с ходу: «Я вижу актеров с детства и хорошего от плохого отличаю с 15 метров. В глазах Кости я увидел то, что было необходимо, – внутреннее состояние». Оценка «Premiere» – 4 из 5, а в аннотации выделяется «конфликт беспринципности и бесчувственности».

Премии «Ника»: Янковский (открытие года) и съемки С.Мачильского («Кооператив «Политбюро»). Номинация – Хабенский. Премия «Золотой орел» за монтаж. Приз зрителей на фестивале «Кинотавр». Фильм-открытие программы ММКФ «Большие надежды». Музыка Д.Калашника («Апрель»). Сборы в России $0,29 млн. Рейтинг IMDb – 6,5/243 голоса. **

“ПТИЧКА НА ПРОВОДЕ” **

(19, Вт, 8 канал, 21-410)

Bird on a Wire, США, 1990, 110 мин., PG-13. Реж. Джон Бэдэм (“Слежка”); в рол.: Мел Гибсон (Ричард Джермин), Голди Хоун (Марианна Грейвс), Дэвид Кэрредин (Юджин Соренсон), Бил Дюк (Олбен), Джоан Северенс (Рейчел Варни), Стивен Тоболовски, Блю Манкума

птичка на 1

Лирический боевик/приключенческая комедия. Сердце красавицы и благополучного адвоката Марианны (44-летняя “оскарная” лауреатка Г.Хоун, “Смерть ей к лицу”) радостно забилось, как только она увидела Рика (33-летний М.Гибсон, “Смертельное оружие”). Некогда он сбежал от нее прямо из-под венца. И хотя после этого Марианна удачно вышла замуж, она по-прежнему любит Рика. Но, к ее величайшему удивлению, тот не отзывается на свое имя, а на плече нет знакомой татуировки. Правда, дальнейшее разбирательство приходится приостановить: надо спасать свои жизни. Ведь на Ричарда охотятся два только что вышедших из тюрьмы головореза, которые 15 лет назад были коррумпированными агентами спецслужб, а потом попались из-за его показаний…

птичка на 2  

Неглубокий и не претендующий на оригинальность, но энергичный, легкий и цветастый фильм с яркой лирической линией. Его очень украсили многочисленные шутки, трюки и экзотические животные. Впрочем, будет правильным и сказать, что авторам ленты не удалось найти баланса между комедией и приключениями. Да и актерские работы откровенно разочаровали. Сосценарист Д.Селтцер (“Омен”). Оценка топ-критика С.Кудрявцева -- 3,5 из 6. Съемки проводились в Канаде. Наград нет. Сборы в США $71 млн. Сборы за рубежом $67,7 млн. Бюджет $20 млн. Рейтинг IMDb – 5,5/13073 голосов. **1/2

 

Фильм из БССР

«ГОРОД МАСТЕРОВ»

(19, Вт, Лад, 9-40)

The City of Masters, СССР (Беларусь), 1965, 84 мин., G. Реж. Владимир Бычков («Русалочка», «Достояние республики»); в рол.: Георгий Лапето (Караколь), Марианна Вертинская (Вероника), Лев Лемке (герцог Маликорн), Савелий Крамаров (Клик-Кляк), Елизавета Уварова (тетушка Тафаро), Роман Филиппов (барон), Вася Бычков, Зиновий Гердт (художник), Игорь Ясулович (Фирен), Владимир Кремена, Леонид Каневский

город мастеров 6

Волшебная сказка по мотивам пьесы «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах» петербурженки Тамары Габбе (1903–1960). Она была писательницей, переводчицей, фольклористкой, драматургом, редактором и литературоведом. В 1937-38 годах побывала в сталинских застенках, пережила блокаду, в которой потеряла дом и родных. Пьесы Габбе ставились во многих театрах. Среди киноэкранизаций – «Кольца Альманзора» и «Оловянные кольца». Впрочем, из литературного первоисточника для представляемого фильма взят только каркас, а вот суть переиначена в соответствии с идеологическими канонами нового времени, то есть хрущевской «оттепели».

город мастеров 3

Итак, просто замечательно жили жители вольного Города мастеров, пока однажды не напала на него армия злого и горбатого герцога Маликорна. Захватчики делают все возможное, чтобы вытравить дух свободы, но подпольщики изобретательны. Например, они обучили попугаев выкрикивать антиправительственные лозунги. Особенно ненавистен герцогу другой горбун – любимец горожан метельщик Караколь, которого любит прекрасная Вероника (22-летняя М.Вертинская, «Високосный год»)...

город мастеров 1

Этот дебютный фильм В.Бычкова («Полет в страну чудовищ») стал одним из высших творческих достижений «Беларусьфильма» (согласно моей версии – 7-е место в его истории). Искрометность и искренность великолепно сочетаются в нем с глубоким смыслом.

город мастеров 2

Работа же декораторов и костюмеров даже сегодня вызывает уважение. И безумно жаль, что в будущем Бычков чересчур увлекся общением с «зеленым змием» и не смог реализовать свой творческий потенциал.

город мастеров 4

Премия ВКФ за лучший детско-юношеский фильм. Рейтинг IMDb – 7,4/58 голосов.

город мастеров 5

Посетитель сайта из Франции называет «Город мастеров» «одним из наиболее очаровательных детских фильмов советских времен», на который «не жаль потраченного времени, будь вам 7, 17 или 70 лет». Но при этом, хваля съемки и музыку, он высказывает разочарование в актерских работах. По его мнению, фильм «испытывает недостаток в герое». ***