<p>"Персонаж", "Лопухи. Эпизод первый", "Большой папа" и "Живые и мертвые"</p>

«ПЕРСОНАЖ» ***

(21, Чт, ОНТ, 22-45)

Stranger Than Fiction, США, 2006, 113 мин., PG-13. Реж. Марк Форстер («Останься», «Бегущий за ветром»«); в рол.: Уилл Феррелл (Гарольд Крик), Дастин Хоффман (проф. Жюль Хильбер), Мэгги Гилленхаал (Ана Паскаль), Куин Латифа (Пенни Ишер), Эмма Томпсон (Карен Эйфель), Тони Хейл (Дейв), Том Халс (д-р Кайли), Линда Хант (д-р Миттаг-Леффлер)

персонаж3  

Ироническая фантасмагорическая комедия. Если сказать пафосно, то фильм затрагивает тему ответственности писателей перед своими персонажами. Даже вымышленными. Хорошо ли получилось у создателей «Персонажа», плохо ли – можно спорить, но уж точно не банально. Это, несомненно, сказка, но едва ли таковою воспринимается. Явно комедия, но над чем смеяться так сразу и не поймешь. Если объект насмешек – запрограммированный «среднеофисный» американец, то почему нет особой радости от того, что он обретает свободу? Да потому, что очень многое в нашей жизни нельзя трактовать однозначно, а расхожие рецепты воспринимать, как универсальные. Вот жил себе Гарольд Крик словно единожды запрограммированный робот. Жил и никому не мешал жить по-другому. А однажды услышал голос свыше, которым дублировался и систематизировался ход его бытия. И без того ужасно встревоженный таким вмешательством, Гарольд вдруг выясняет, что жить ему остается совсем ничего… А проблема оказывается состоит в том, что модная писательница и придуманный ею герой обитают в одной реальности. И поэтому, пока Карен Эйфель терзается творческим кризисом, ее подопечный продолжает жить, как и ранее. Правда, сильно мучаясь от женского голоса, который, звуча в его мозгу, предваряет все его поступки. Это сильно раздражает и отвлекает нашего героя, а вот писательницу изводит проблема – как убить Гарольда. Ведь ее специализация – трагедии, сочинение романа подходит к концу, а участь центрального персонажа, к слову, получившегося на редкость целостным и колоритным, предопределена с самого начала. Крик работает в налоговом управлении и буквально погружен в цифры, коими оперирует легко и непринужденно. Именно они его стихия. И поэтому все в быту Гарольда с точки зрения логики поистине идеально. Он пунктуален, аккуратен и обладает добрым нравом. Гарольд учится играть на гитаре и ухаживает за владелицей кондитерской мисс Паскаль. Все было бы как надо, если бы не противный женский голос в мозгу. Удостоверившись, что это не шизофрения, Гарольд принимается разбираться в возникшей проблеме…

персонаж2

В финале «Персонажа» преобладает линия, образно говоря, созданная «по мотивам Достоевского и Макиавелли»: можно ли жертвовать чужими жизнями ради высокой цели? Учитывая, что фильм поставлен М.Форстером, автором таких громких лента, как «Бал монстров» и «Волшебная страна», к нему сразу было приковано особое внимание. Тем более, что и громкая актерская команда заведомо интриговала. Что ж, зрители еще раз поняли, что творческий уровень Форстера не подвергается сомнению, однако данную ленту едва ли можно занести в число его высших достижений. На мой вкус, не идеально сложились компоненты в задуманном им «салате» из жанров и стилей. Авторы фильма несомненно сознательно уходят от некоторых бытовых целесообразностей, желая ярче прописать канву истории. Отсюда заведомая бытовая скромность персонажей. Включая, например, пользование общественным транспортом и отсутствие мобильников. Очевидно, это помогло: фильм получился тонким и заставляющим задуматься. В том числе и о себе… Блоговый отзыв: «Комедия через трагедию, трагедия через комедию, циклично или хаотично, а по-простому – жизнь, осознание себя. В итоге, наверное, кто-то найдет что-то свое, кто-то не найдет ничего, а я посмотрела отличный фильм, невообразимо приятный, легкий и так же невообразимо не отпускающий после. Впечатлений уйма, мыслей тоже – хрупкое и филигранное сочетание идеи и ее реализации. Слаженная, четкая и изящная работа абсолютно всей группы создателей. Невероятное количество эмоций, пересмотреть – хоть сейчас». Неожиданно похожая на классическую «наркотку» – 47-летняя Э.Томпсон («Джуниор») на съемках не пользовалась косметикой. Гитара Гарольда – «Fender Stratocaster».

персонаж1

38-летний топ-комик У.Феррелл («Проживая зиму», «Эльф») создает глубокий и пронзительный образ человека, вдруг выпавшего из своей родной матрицы. И не случайно он номинировался на «Золотой Глобус». Номинации на «Saturn»: фантастический фильм, сценарий, Феррелл, Джилленхал и Томпсон. Номинации на премию «Satellite»: фильм и Феррелл. Другие награды. Сборы в США $40,4 млн. Сборы за рубежом $13 млн, в т.ч. $0,16 млн в России. Бюджет $38 млн. Рейтинг IMDb – 7,9/49340 голосов. Видеоназвания: «Нелепей вымысла», «Более странно, чем фикция», «Удивительнее вымысла». ***

 

«ЛОПУХИ: ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ»

Россия, 2009, 88 мин., PG. Режиссер Сарик Андреасян ( «45 см»); в рол.: Евгений Никишин (Женечка), Сергей Писаренко (Серега), Эндрю Нджогу (Эндрю), Надя Ручка (Мария), Дмитрий Нагиев (Ален Делон), , Михаил Полицеймако (Карлито), Александр Журин (Дэн), Сергей Бурунов (физик), Ирина Рогозина (агент ФСБ), Дмитрий Грачев (Тот самый человек), Михаил Горевой, Николай Наумов, Александр Баширов,  Михаил Богдасаров, Елена Ищеева, Тигран Бакумянц

Лопухи 5

 Жанр. Авантюрно-приключенческая эксцентрическая комедия со слоганом "Потому что мы -- банда!". В оригинальном написании названия фильма -- «ЛОпуХИ» -- перепевается жаргонное словечко «Лохи».

Лопухи 1

 КВН-щина. В последнее время в России вышло несколько громких кинопроектов, эксплуатирующих популярность комических телешоу. Не секрет, что большинство юмористов в той или иной мере, но участвовали в КВН. Однако авторы «Лопухов» подчеркивают, что именно их лента первая по настоящему КВН-ская, ибо в иных тон задавали лица, к тому времени переметнувшиеся в «Камеди Клаб» (или «Нашу Рашу»). И себя они позиционируют именно как КВН-щики, не соглашаясь с тем, что им помог успех «Самого лучшего фильма». Более того, по словам режиссера Андреасяна, не будь его, они запустились бы раньше, ибо «после выхода «СЛФ» доверие к КВН-щикам было подорвано». Засим следовала жесткая критика данной ленты вкупе с заверением в огромном почтении к ее создателям. И это лишний раз напоминает, что на юмористическом рынке идет отнюдь не шуточная борьба за большие деньги. 

Лопухи 2

КВН и кинематограф. В прошлом капитан команды «Настоящие армяне», а ныне кинорежиссер Сарик Андреасян политкорректно рассуждает о развитии КВН, уверяя, что «Лопухи» предназначены, как для тех зрителей, которые любили прежний КВН, более импровизационный и смелый, так и нынешний, являющийся жесткой структурой шоу-бизнеса. «Мы растем и отношение к юмору меняется. Современный КВН нам тоже не всегда понятен. Но КВН смотрят и сейчас, поэтому мы охватываем большую аудиторию», -- говорит Андреасян. Первоначально сценарий писался под комические образы Евгения Никишина и Эндрю Нджогу. Потом был привлечен и персонаж Сергей Писаренко. Несмотря на то, что все они кинодебютанты, была поставлена задача завоевать хотя бы часть славы комической троицы Вицин-Никулин-Моргунов («Операция «Ы»). Впрочем, Серега, Женя и Эндрю вдохновлялись еще и Мистером Бином. Остальные исполнители ролей, даже популярные, проходили кастинг, что подчеркивается, словно это априори выигрышный момент. Сарик уверен, что «КВН-щики как никто чувствуют юмор. Они хорошо знают, над чем будет смеяться зритель и вносят предложения непосредственно во время съёмок. Процентов пять диалогов подкорректированы таким образом». И даже удивительно, что Андреасян не считает формат КВН идеально подходящим для кинопроцесса: «Сделать по-настоящему смешной фильм это совсем не то, что смешной КВН-овский номер. Ведь на первое место выходит драматургия. Зачастую проблема фильмов сделанных КВН-щиками состоит в том, что они накидывают 50 шуток и думают, что сценарий готов. Такие комедии напоминают «Мою прекрасную няню», а у кино особая специфика». Зато в «Лопухах», насколько я понял, основной расчет сделан на то, что зрители сначала  будут смеяться и лишь потом вслушиваться в шутки. В основном предельно примитивные и вторичные.  А эксцентрика так и вовсе банальна. Впрочем,  это тот случай, когда уместна и грубоватая, но ставшая крылатой фраза Богдана Титомира «А пипл хавает».

Лопухи 7  

Непошлое? Андреасян особо подчеркивает, что его «фильм абсолютно не пошлый. Я знаю, что существует определённый стереотип: раз ребята из «Уездного города», то это, скорее всего какая-то пошлость, и соответствующий юмор. Так вот, мы заранее всех предупреждаем, что в нашем фильме этого не будет.  Почему-то нынешние сценаристы думают, что юмор большинства -- это шутки ниже пояса. После выхода «Лопухов» все поймут, что бывает и юмор выше пояса. Наше кино семейное, его можно с детьми смотреть». Об этом иронически подумалось, когда смотрел выложенные в интернете моменты съемок. Если они не специальная провокативно-рекламная постановка, то, как человек и послуживший в стройбате, и поработавший на съемочных площадках, могу сказать, что создатели фильма даже меня удивили масштабом грязных ругательств. Ненормативная лексика, произносимая в камеру очевидно и способ самоутверждения, и источник вдохновения. Благо еще, что коммерческие интересы диктуют обходиться без нее непосредственно в фильме. Впрочем,  некоторые из реприз «Лопухов», как минимум, на грани с пошлостью, начиная со штампов жанра, вроде падений или швыряний куриными яйцами. Есть место и наглости бандитов, и тупости милиционеров, и эксплуатированию нетрадиционного у нас цвета кожи, и двойнику Путина, и даже садомазохизму…

Лопухи 3

О сюжете. Трое провинциальных парней, друзей с детства, мечтающих стать актерами и доставших окружающих своим «искусством» в стиле массовиков-затейников,  решаются на смелый шаг. По вскользь брошенному совету давнего друга Дэна, закрепившегося в Москве, они отправляются покорять вершины шоу-бизнеса. И хотя в столице Женечку, Серегу и Эндрю, как в итоге выясняется, абсолютно никто не ждет, довольно быстро появляется шанс. Ведь друзья по воле случая (их ошибочно принимают за звезд из шоу «Веселые перцы») попадают на мафиозную вечеринку (в российском шоу-бизнесе такие принято называть «корпоративами»). Причем, все приглашенные разноплановые исполнители лишь раздражают крестного отца (а Сергея Зверева и вовсе выкидывают). Но вынужденный идти на сцену пухлый и хронически неловкий Женечка, своей незамысловатой эксцентрикой в сказочке про Красную шапочку, настолько заводит главаря, что тот … умирает со смеху. Дабы избежать мести за якобы «заказное убийство», парни угоняют бурно раскрашенный, но допотопный «Запорожец» и пускаются в бега, оборачивающиеся массой веселых (для зрителей) событий. Кстати, классический советский автомобиль с удовольствием обыгрывается в репризах. Начиная с того, что ни водитель, ни остановившие гаишники, не знают, где у него мотор?

Лопухи 4

Реклама. Выходу фильма предшествовала настырная рекламная компания. И хотя режиссер признает, что ненавидит блоггеров («У них предвзятое отношение к нам, они нас почему-то сравнивают с «самыми лучшими фильмами» и т.д., ) в интернет-дневники вброшена масса постов расхваливающих фильм разного рода «обычными зрителями», случайно попавшими в фокус-группу. Пропагандируется колоссальный размер гонорара постановщика (якобы $1,3 млн.), проводится промо-тур по крупным городам. Афиша «Лопухов» заказана в престижной студии Артемия Лебедева. Потенциальным зрителям намекается на стриптиз в исполнении Нади Ручки из группы «Блестящие». Премьера ленты состоялась в рамках фестиваля «Кинотавр».

Лопухи 6

Прочая информация. Среди композиторов фильма -- Аркадий Укупник. Съемки проводились в Москве и заняли 38 дней. Идет работа над продолжением, хотя его судьба зависит от сборов представляемой ленты. Сборы в России $4,1 млн. Бюджет $1,5 млн. Затраты на маркетинг $1,5 млн.  Рейтинг IMDb – 4,1/125 голосов.

«БОЛЬШОЙ ПАПА» **1/2  

(21, Чт, ТНТ, 20-00)

Big Daddy, США, 1999, 95 мин., CD, PG-13. Реж. Деннис Дуган («Трудный ребенок», «Недоумки», «Ниндзя с Беверли-Хиллз»); в рол.: Адам Сандлер (Сонни Куфакс), Джой Лорен Адамс (Лэйла), Джон Стюарт (Кевин Джеррити), Коул Спрауз и Дилан Спрауз (оба — Джулиан «Франкенштейн» Макграт), Джош Мостел (Артур Брукс), Лесли Мэнн (Коринна Мэлоуни), Аллен Коверт (Фил Д’Дамато), Роб Шнайдер (Нацо), Кристи Свэнсон (Ванесса), Джозеф Болонья (Ленни Куфакс), Стив Бусеми (бездомный парень), Джекки Титоун (официантка), Келли Дуган (Келли), Джаред Сандлер (Джаред), Джулиан Сандлер (Джулиан), Деннис Дуган (камео)

Мелодраматическая комедия. Жизнь 32-летнего выпускника юрфака С.Куфаса легка и приятна. Расположившись в хорошей квартире на Манхеттэне, он беззаботно транжирит молодость и решительно не хочет взрослеть. Не привлекают Сонни и тяготы семейной жизни. И благо, пока есть что прожигать. Но наступает день, когда даже, казалось бы, безграничному терпению его подружки Лэйлы (28-летняя Д.-Л.Адамс, «В погоне за Эми») приходит конец.

большой папа 2

И лишь боясь потерять ее, Сонни решает продемонстрировать свою самостоятельность, приняв опекунство над 6-летним Джулианом, которому, по его словам, приходится биологическим отцом. В итоге потенциальная невеста все равно уходит от Сонни, а ему остаются лишь отцовские заботы. Столкнувшись с трудностями, он хотел сдать ребенка обратно. Но когда узнал, что тогда мальчика сразу отправят в приют, пока не подберут новую семью, Сонни пожалел его... Уверен, что многие дети, смотря «Большогу папу», захотели бы, чтобы у них был такой папа, как оболтус Сонни. Ведь он не только позволяет вести себя как угодно и не соблюдать надоедливый родительский порядок, но и сам с удовольствием занимается баловством, шалостями и проказами, порой довольно рискованными для взрослого человека. А со стороны все это смотрится как настоящий цирк. Но, конечно же, не обходится и без трогательных, щемящих сердце моментов. Не зря же Д.Дуган (род. 5.9.1946 г.) заранее предупредил поклонников топ-комика, что тот на сей раз проявит себя как серьезный актер и заставит не только смеяться, но и плакать.

большой папа 3

И это при том, что режиссер любит говорить: « Зрители, которые идут на мой фильм, не хотят видеть мою вывернутую душу или же мое представление о жизни. Они желают только смеяться». Кстати, ныне Дуган занимается сиквелом «Джуманджи». А.Сандлер (Adam Richard Sandler) род. 9.9.1966 г. в Бруклине. Закончил Нью-Йоркский университет. Он «суперзвезда» комических шоу и фанат рестлинга. О его огромной популярности лучше всего свидетельствует цифра его последних гонораров — $25 млн. плюс процент от сборов. Он много работает как продюсер и сценарист (в т.ч. в «Большого папы»), а также как автор песен. Серьезные кинематографисты считают Адама «шутом гороховым» и не принимают всерьез. Он не выдвигался на «Оскар» и лишь раз — на «Золотой глобус». Но есть две награды, которые пристально следят за творческим путем Сандлера. Во-первых, это премия MTV (7 премии + 11 номинаций), выражающая мнение молодежи, а во-вторых, ... антипремия «Razzie» (1 + 8). У Сандлера много друзей-единомышленников, которые приходят в его проекты по первому зову. В «Большом папе» можно увидеть и супругу А.Сандлера. На актрисе и модели Д.Титоун (род. в 1975 г.) топ-комик женился совсем недавно — 22.6.2003 г. Она приняла посильное участие в создании 4-х лент с участием Адама. «Большой папа» — первый фильм, при съемках которого к Сандлеру относились как к «суперзвезде» (после коммерческого успеха «Маменькина сынка»). Как это принято в кино, исполнителей большой детской роли — двое. Так проще не нарушать строгий закон о работе детей и входить в положение при капризах или плохом самочувствии юного актера.

большой папа 4

Братья-близнецы К. и Д.Спрауз род. 4.8.1992 г. в Италии и начали карьеру в шоу-бизнесе в возрасте 6 месяцев под руководством их бабушки — экс-актрисы и преподавателя. На сегодняшний день в их карьере 13 ролей, в т.ч. в фильме «Жена астронавта» и сериале «Друзья». Но награды им принес только «Большой папа». Мальчики практически идентичны, но гримеры помнят, что у Коула родинка на подбородке, а у Дилана много веснушек. Куда более серьезные проблемы при создании «Большого папы» принесло неравное количество зубов у близнецов. В телеверсии «Большого папы» исключены многие ругательства персонажей.

Большой папа 1

Сандлер отмечен премией «Блокбастер». Номинации: Адамс и братья Спрауз. Сандлер удостоен премии MTV как комик. Номинации: Сандлер и дуэт Сандлер— братья Спрауз. Премия «Выбор народа» среди комедий. Премия «Выбор подростков» за лучший фильм лета. Премии «Blimp» (выбор детей): фильм и Сандлер. Братья Спрауз претендовали на премии «Юный артист» и «Юная звезда». «Сандлер «удостоен» антипремии «Razzie». Номинации: фильм, режиссура, сценарий и Р.Шнайдер (см. о нем в «TV-шп. №32/02). Сборы в США $163,5 млн. (7-е место по итогам года, выше «Мумии» и «Сбежавшей невесты»). Сборы за рубежом $68,2 млн. Доходы от видеопроката $94,2 млн. Бюджет $34,2 млн. Гонорар Сандлера $8 млн. Рейтинг IMDb — 6,1/55153 голоса.  Видеоназвание — «Взрослый папочка». ***

Фильм из СССР

«ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ»

(21-22, Чт-Пт, Лад, 9-00 и 19-05)

The Alive and the Dead, СССР, 1963, 201 мин., PG. Реж.-сцен. Александр Столпер («Жди меня», «Четвертый»); в рол.: Кирилл Лавров (Иван Синцов), Анатолий Папанов (генерал Серпилин), Олег Ефремов (Иванов), Людмила Крылова (Овсянникова), Алексей Глазырин (Малинин), Лев Любецкий (комиссар), Зиновий Высоковский (Миша), Олег Табаков (Крутиков), Борис Чирков (Бирюков), Виктор Авдюшко (Шестаков), Михаил Глузский (Орлов), Софья Павлова (Серпилина), Михаил Ульянов (Сергей Филиппович), Валентина Телегина (тетя Паша), Римма Маркова, Евгений Самойлов, Алла Будницкая, Владимир Высоцкий (веселый солдат)

живые и мертвые 1

Военная драма. Выдающаяся экранизация знаменитого романа К.Симонова (28.11.1915 – 28.8.1979). Для своего времени невероятно правдивое освещение трагических событий 41-го года, когда Советская Армия безнадежно отступала под ударами фашистских войск.

живые и мертвые 4

Звездные роли 37-летнего К.Лаврова и 40-летнего А.Папанова. Обратите внимание на актерский состав в целом.

живые и мертвые 2

Призы МКФ в Карловых Варах и Акапулько. Главный приз ВКФ. Государственная премия РСФСР. Лидер (41,5 млн зрителей) советского годового проката.

живые и мертвые 3

Рейтинг IMDb – 7,3/109 голосов.

живые и мертвые 5

Как пишет посетитель этого сайта из Бруклина: «К чести Столпера, он не взял из книги Симонова много хвалящего Сталина мусора и сконцентрировался на сценах сражений и взаимодействий воинских подразделений. Но без высокой степени политизации не обошлось. В то время это было непреложно». **1/2