https://www.traditionrolex.com/8
<p>Сегодня  сфера туризма обеспечивает десятую часть мирового валового   национального продукта. Что касается Беларуси, то у нас этот показатель   намного скромнее...</p>

Глубинка ждет гостей

Сегодня сфера туризма обеспечивает десятую часть мирового валового национального продукта. Что касается Беларуси, то у нас этот показатель намного скромнее: в 2009 году, согласно подсчетам Белстата, он составил всего 0,04 % от общего объема ВВП. Цифра до обидного мала, хотя если сравнивать ее с показателями 2005 года, то прогресс налицо. Так, за это время в стране в 13 раз увеличился объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, а их экспорт вырос почти в семь раз. Тягаться с государствами, занимающимися развлечением путешественников десятилетиями, нам, увы, не по силам. Да и с морскими курортами не повезло. Зато в Беларуси есть уникальная природа и богатые традиции. Поэтому одним из перспективных направлений развития отрасли по праву считается агроэкотуризм.

Согласно статистике в 2010 году Беларусь с различными целями посетили 4 миллиона иностранцев. Они оставили в стране почти $ 1 млрд. И это в то время, когда доход агроусадеб, которых, по данным Министерства спорта и туризма, насчитывается 1247, составил Br 10 млрд. 250 млн. (или всего $ 3,3 млн.). Получается, что среднестатистическое подворье за год заработало чуть более Br 8 млн. Хотя даже при таком раскладе прибыль от туристов по сравнению с 2006 годом выросла в 210 раз, а число самих приезжих гостей в деревнях увеличилось в 132 раза – до 120 тысяч. Относительно скромный доход от посещений частного домика в деревне специалисты объясняют недостаточным количеством оказываемых услуг. «Многие туристы хотели бы отдыхать в усадьбе не только в выходные. Но количество предлагаемых форм досуга не дает возможности остаться подольше. Поэтому то, что может быть интересно гостю, надо искать за пределами границ участка», – отметил заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга.

По прогнозам правительства, заложенным в Программе развития отрасли на 2011—2015 годы, через пять лет экспорт туруслуг в страну должен увеличиться не менее чем в 3,5 раза – до Br 35 млрд. «Важной особенностью программы является ее ориентация на предпринимательскую инициативу и широкий круг инвесторов. Основной объем финансирования составят средства из внебюджетных источников, – рассказывает заместитель премьер-министра Анатолий Тозик. – Сейчас во всем мире наблюдается поворот от массового туризма к индивидуальным формам организации отдыха. В этом контексте нашей стране есть что предложить иностранным гостям. А для жителей деревень агротуризм – это дополнительный источник дохода, возможность улучшить свой жизненный уровень без изменения образа жизни; для местных властей и самого региона – приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест; для страны в целом – возможность сохранения и возрождения деревень, а также развитие туризма за пределами городов».

Гостевое завтра белорусской деревни

В ближайшие пять лет в стране будет построено и реконструировано более 200 туристических объектов – гостиничные комплексы, охотничьи дома, памятники истории и культуры. Перспективным направлением в Министерстве спорта и туризма считают развитие хуторов, более распространенных сегодня на Гродненщине и Витебщине. Еще одним источником доходов могут стать старинные родовые усадьбы, которых в стране больше тысячи. Однако их состояние, как правило, оставляет желать лучшего – без больших денежных вложений и личной заинтересованности не обойтись. Поэтому и стоимость открытия бизнеса в одну базовую величину не вызывает энтузиазма.

Вместе с тем в правительстве считают, что если с восстановлением инфраструктуры времен 18—19-го веков придется повозиться, то сохранять вымирающие деревни гораздо проще. «В стране сегодня много оставленных деревень, они, как правило, небольшие и расположены в живописных и интересных местах. Мы хотим реализовать 2—3 пилотных проекта по созданию уже не агроусадеб, а агротуристических комплексов, – говорит Анатолий Тозик. – Если получится, готовы пойти на очень большие льготы, чтобы привлечь инвестора. Надо использовать потенциал оставленных деревень, возрождать их».

Таким образом туристы смогут прочувствовать в полной мере, как и чем живет белорусская деревня. «Но для этого надо не только проводить экскурсии, но и вовлечь гостя в процесс, достучаться до сердца, впечатлить, и тогда иностранец приедет еще раз, – считает председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова. – Объектом может быть что угодно. Например, нематериальное наследие – наши обряды, ремесла, традиции. В списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО уже находится один белорусский обряд, еще 17 проходят процедуру включения. На их основе можно делать уникальный продукт, который будет стоить денег. Только нужно приучить наших людей брать эти самые деньги. То, что такие предложения будут интересны миру, не вызывает сомнения – вспомните хотя бы, как обычай праздновать Коляды в деревне Погост Житковичского района «взорвал» мировые СМИ».

Однако обряды – вещь не каждодневная, а приуроченная к определенным праздникам. Чем развлекать туриста в другое время? «Надо создавать так называемые кластерные системы, пример которых можно увидеть в Воложинском районе. То есть несколько усадеб в пределах определенной территории объединяются и предлагают услуги друг друга. Или подключаются сельскохозяйственные кооперативы и организации, где можно увидеть весь цикл выращивания какой-либо культуры, ее переработки и конечный результат. А заодно и купить уже готовый продукт», – говорит Чеслав Шульга. Тем более что правительство готово поддержать такие кооперации.

Не просто точка на карте

К сожалению, о той или иной усадьбе приезжие чаще всего узнают по рассказам уже побывавших друзей и знакомых, хотя в стране ежегодно переиздается каталог с описанием домиков и услуг. Но не у каждого хватит терпения изучать многостраничный том, отыскивая для себя подходящий вариант. Хотя теперь для потенциального туриста все гораздо проще: стоит лишь зайти на белорусский аграрно-туристический портал, разработанный «Белагпромбанком», выбрать в перечне необходимые составляющие комфортного отдыха, и поисковая система выдаст варианты. «Для полной реализации этой схемы необходима возможность онлайн-бронирования и электронной оплаты отдыха, – замечает заместитель премьер-министра Сергей Румас. – Работы по развитию отрасли ведутся. Но я убежден, что сельскому туризму в Беларуси быть».

Мария ДРУК («Рэспублiка»)

https://www.traditionrolex.com/8