<p>"Бойцовский клуб", "Высокий блондин в черном ботинке", Дракула. Мертвый и довольный" и "Рифмуется с любовью".</p>

«БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ» **

(29, Пт, НТВ, 0-10)

Fight Club, США – Германия, 1999, 139 мин., CD, R. Реж. Дэвид Финчер («Чужой-3», «Игра», «Социальная сеть»); в рол.: Брэд Питт (Тайлер Дерден), Эдвард Нортон (Повествователь), Хелен Бонэм Картер (Марла), Мит Лоуф (Боб), Джаред Лето (Ангельское лицо), Зак Гренир (Ричард), Холт Маккэллени, Иайон Бейли, Ричмонд Аркетт (Интерн), Дэвид Эндрюс (Томас), Джордж Магуайр

бойцовский11

Культовая остросюжетная драма по одноименному (1996 г.) роману американца украинского происхождения Чака Паланика (Palahniuk, род. 21.2.1962 г.). Одни воспринимают эту ленту как высокую философскую притчу, другие – как мрачное погружение в мир извращений, а третьи – просто как жестокое дурачество, изображенное киноидолами. Интересно, что бестселлером книга стала уже после появления экранизации. Мало того – в Америке появились настоящие подпольные бойцовские клубы, которые, правда, быстро вышли из моды. Только не надо думать, что снятие напряжения с помощью мордобоя есть нечто фантастическое. Вспомните хотя бы сладострастный праздничный кулачный бой в «Сибирском цирюльнике». Поэтому часто встречающиеся в аннотациях суждения о том, что происходящее в «Клубе» связано с социальными мотивами, считаю притянутыми за уши, но для примера приведу высказывание критика М.Иванова: «Америка – самая богатая страна в мире, но далеко не все там богаты. Раздражение и злоба против замкнутого круга рабского потребления и рекламы, осознание собственного ничтожества и невозможности стать «звездой» или миллионером выливаются подчас в бунт, вандализм и насилие». На мой же взгляд, все намного проще. Ситуация нестандартна лишь по форме, а по сути похожа и на тоталитарную секту с харизматичным лидером, и на высокопарное представление о наркоманах. Только и «дурью», и «верой» служат кулачные бои, украшенные таинственностью, избранностью, особыми ритуалами и своеобразной идеологией. В рекламе «Бойцовского клуба» принято интриговать следующей сентенцией: «Первое правило БК: никогда не говорить о БК. Второе правило БК: никогда не говорить о БК. Остальные шесть правил ты узнаешь, когда посмотришь фильм». Следует признать, что сия понтовость вполне соответствует концепции ленты. Но не менее значимы присущие ей психологизм и, несомненно, высокая художественность.

бойцовский22

Рассказ ведется от имени клерка автокомпании Джека (29-летний Э.Нортон, «Американская история Икс»), которого изводят скука и бессонница. Не найдя должного успокоения в различных направлениях групповой терапии, он словно в омут головой бросается следовать идеям Т.Дердена (35-летний Б.Питт, «Троя»), уверенного, что самосовершенствование – удел слабых, а единственное, ради чего стоит жить, – саморазрушение. Изо всех сил метеля друг друга, они считают, что обретают истинную свободу и достигают высшего блаженства. Постепенно этими идеями проникаются другие мужчины. Им уже тесно в рамках Бойцовского клуба... «Американцам действительно невыносимо скучно, они по-настоящему зажрались, им не хватает риска и существования как будто на лезвии бритвы, – пишет критик С.Кудрявцев (его оценка 5 из 10). – И вполне можно поверить, что это поистине «достало» Финчера, а вместе с ним – Питта и Нортона, охотно попровоцировавших консервативно настроенную публику, включая занудных критиков, которым вечно грезится угроза из-за каждого куста. Однако провокационный материал начинает играть против создателей фильма, которые теперь вынуждены убеждать, что не знают ни одного реального бойцовского клуба». Анализ фильма в СМИ затрагивал самые разные темы – и антифеминизма, и нарциссизма, и гомосексуального подтекста взаимоотношений главных героев, и неофашизма...

бойцовский33

Кстати, Паланик постоянно подчеркивает наличие антифашистского заряда в своем произведении и полной вымышленности сюжета, хотя и осознает, что в это никто не верит. Он решительно изменил концовку первоисточника, которая, по признанию специалистов, улучшила бы и роман. На съемках было использовано в три раза больше пленки, чем обычно. В нарушение своих принципов Нортон согласился курить в кадре. Во время съемок в городе некий человек в раздражении от шума, издаваемого киношниками, бросил в них бутылкой пива и нанес травму оператору. В ряде сцен Питт и Нортон на самом деле очень пьяны. А еще они искренне ненавидят «Volkswagen Beetle», отчего с особым удовольствием молотили по этой тачке бейсбольными битами. Номинация на «Оскар» за звуковые эффекты. Номинация на премию MTV за схватку (Нортон против себя самого). Номинация на «Блокбастер» за экшн-сцену (Нортон – Питт). Номинация на «Brit» за саундтрек. Ряд других наград. Сборы в США $37 млн. Сборы за рубежом $71 млн. Бюджет $63 млн. Гонорар Питта $17,5 млн. Рейтинг IMDb – 8,8/431233 (!) голоса. Высокое 14-е место в общем списке, а также 6-е среди триллеров и 12-е среди драм. Мужская оценка на 0,2 балла выше женской. Наивысшая оценка у юношей до 18 лет – 9,3, низшая у дам старше 45 лет – 6,3 балла. В славных карьерах Финчера, Питта, Нортона и Картер это лучший результат. ***

«ВЫСОКИЙ БЛОНДИН В ЧЕРНОМ БОТИНКЕ» ***

(29 и 30, Пт и Сб, СТВ, 20-40 и 8-00)

Le grand blond avec une chaussure noire, Франция, 1972, 90 мин., PG. Реж. Ив Робер («И слоны бывают неверны», «Парад идиотов»); в рол.: Пьер Ришар (Франсуа Перрен), Мирей Дарк (Кристина), Бернар Блие (Милан), Жан Рошфор (Тулуз), Колетт Кастел (Полетт), Жан Карме (Морис), Поль Ле Персон (Перраш), Ив Робер (руководитель оркестра)

Высокий бл3

Авантюрная шпионская эксцентрическая комедия. Известного классического скрипача Франсуа Перрена, то и дело попадающего во всякого рода мелкие неприятности, по возвращении с очередных успешных гастролей в родном Париже ожидает поистине невероятный сюрприз.

Высокий бл1

Следствием злобных интриг между французскими и итальянскими спецслужбами становится то удивительное обстоятельство, что музыканта всерьез принимают за суперагента – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но еще больше не позавидуешь тем, кто следит за Франсуа.

Высокий бл4

Они словно заражаются от него «синдромом невезучести», но переносят эту «болезнь» в куда более тяжелой форме...

Высокий бл2

Потрясающая эксцентрика, практически клоунада 37-летнего П.Ришара («Игрушка») принесла фильму большую популярность и серебряный приз МКФ в Берлине, а самому актеру – возможность много лет успешно эксплуатировать найденный в «Блондине» образ. Некоторые гэги из фильма, без всякого сомнения, вошли в историю кинематографа. В СССР «Блондин» пользовался огромным успехом. Помнится, как «запиленные» до безобразия копии фильма продолжали неустанно крутиться на южных курортах. Сосценарист – топ-режиссер Франсис Вебер («Невезучие»). Музыка В.Косма («Дива»). Американцы сняли куда менее удачный римейк этого фильма «Мужчина в красном ботинке» с Томом Хэнксом («Терминал») в главной роли. Рейтинг IMDb – 7,2/2319 голосов. В карьере Ришара это 4-й результат. ***

“ДРАКУЛА. МЕРТВЫЙ И ДОВОЛЬНЫЙ” **

(29, Пт, ОНТ, 23-30)
Dracula dead and loving it/Dracula mort et heureux de l'кtre, США – Франция, 1995, 90 мин., PG-13. Реж. Мел Брукс (“Космические яйца”, "Всемирная история. Ч.1-я"); в рол.: Лесли Нилсен (Граф Дракула), Питер Макникол (Р.-М.Ренфилд), Стивен Уэбер (Джонатан Харкер), Эми Ясбек (Мина Мюррей), Мел Брукс (д-р Абрахам ван Хелсинг), Лизетт Энтони (Люси), Марк Блэнкфилд (Мартин), Харви Кормэн, Миган Кэвэна, Клайв Ревилл (Сайкс)

Эксцентрическая пародийная комедия, созданная усилиями двух корифеев жанра, двух 69-летних ветеранов: “оскароносца” М.Брукса (“Молодой Франкенштейн”) и седовласого комика Л.Нильсена (“Голый пистолет”).

dracula1

Сценарий фильма представляет собой симбиоз из сюжетного каркаса знаменитого романа Брэма Стокера и пародийного переосмысления как литературного первоисточника, так и его многочисленных экранизаций. Достается и штампам фильмов ужаса. Иначе говоря, ситуации, мизансцены и даже реплики фильма в основном знакомы зрителям. Причем даже слишком. Откровенно не хватает чего-то неожиданного. А обилие танцев и эксцентрики не компенсирует сей недостаток, хотя несколько эпизодов невероятно смешны. Итак, 1893 г. Трансильвания. Граф Дракула делает важное имущественное приобретение, а затем в болтающемся по палубе гробу или вися под потолком, направляется в Англию. Там он замечательно проводит время, но не все согласны служить для него пищей. Активно действуют и неустрашимые охотники за кровососущей нечистью. Дракула то и дело сталкивается с хитроумными ловушками, но он умен и коварен. Разве что немного простоват...

dracula2

“На этот раз у Брукса не хватило духа сделать полностью комический фильм, но минут на 40 отличного юмора наберется безусловно”, -- пишет критик М.Иванов. Сборы в США $10,8 млн. Сборы в Великобритании 0,43 млн. фунтов. Бюджет $30 млн. Рейтинг IMDb – 5,2/13929 голосов. **

Белорусское кино

«РИФМУЕТСЯ С ЛЮБОВЬЮ»

(29, Пт, Лад, 9-05 и 19-35)

Беларусь, 2006, 110 мин., PG. Реж. Александр Ефремов («Наш человек в Сан-Ремо», «Поводырь», «Дунечка»); в рол.: Маша Возба (Марина), Анна Ковальчук (Ольга Николаевна), Валерия Арланова (Светлана), Александр Дьяченко (Геннадий), Александр Ткаченок (анестезиолог), Татьяна Мархель (Софья Павловна), Петр Юрченков-мл. (Костя),  Вера Полякова (Аня), Александр Ефремов (Игорь Петрович), Света и Вера Цуба (Зоська), Олег Капустин (муж Ольги)

Мелодрама с социальными мотивами по одноименной повести Юлии Лешко («Подружка осень»). Тема такова, что  и строго подходить к художественным достоинствам картины не хочется.

Рифмуется 3

В аннотации, предложенной БТ, сюжет изложен следующим образом: «15-летняя девочка (16-летняя М.Возба, "Дунечка") заболевает лейкозом. Ее родители решают, что только за границей способны вылечить их ребенка. Но белорусский врач-онколог Ольга Николаевна убеждает их в том, что девочку надо лечить только здесь. У девочки оказывается редкая группа крови. Мать девочки не может дать свою кровь дочке -- она ждет второго ребенка. Надежду на исцеление и веру в возможность начать новую жизнь вселила врач-онколог, у которой оказывается такая же группа крови, и которая стала для пациентки второй мамой…».

Рифмуется 1

Как рассказал режиссер А.Ефремов в интервью газете «Рэспублiка», «это не просто история о врачах. Это фильм о любви. О любви к детям, к профессии, к стране. История девочки, заболевшей лейкозом, которую излечивают в белорусской больнице, хотя ее отец не очень верит в то, что такую болезнь можно вылечить в нашей стране. Это не придуманная сладкая патриотическая история, а реальность. Уровень отечественной медицины таков, что часто лечиться от подобного рода заболеваний едут к нам. Сейчас телеэкран заполонен милицейскими историями. Возникает ощущение, что кроме бандитов, проституток, наркоманов и милиционеров, которые за ними гоняются, сегодня никто и не живет. Я считаю, что кино должно рассказывать и о другой стороне жизни – о нас с вами. О наших удачах, победах, проблемах и несчастьях. Этому и посвящены все мои картины».

Рифмуется 2

 У героини картины есть реальный прототип – Ольга Витальевна Алейникова, директор детского онкогематологического центра. Популярная А.Ковальчук («Мастер и Маргарита») и ее муж - бизнесмен О.Капустин сыграли в представляемой ленте супругов. По признанию Анны, тяжелее всего ей дались сцены в больнице в Боровлянах. А еще съемки проводились в квартире в композитора Евгения Глебова, в казино «Эмир» и т.д. Рейтинга IMDb нет.