https://www.traditionrolex.com/8
<p>"Терминал", "Агора", "Байкер" и "Полосатый рейс"</p>

«ТЕРМИНАЛ» ***

(1, Вс, Лад, 22-10)

The Terminal, США, 2004, 128 мин., CD, PG-13. Реж. Стивен Спилберг («Челюсти», «Список Шиндлера»); в рол.: Том Хэнкс (Виктор), Кэтрин Зета-Джонс (Амелия), Стэнли Туччи (Фрэнк), Чи Макбрайд (Джо), Диего Луна (Энрике), Барри Шабака Хенли (Рэй Турман), Зои Салдана (офицер), Джуд Чикколелла (Карл), Гильермо Диаз (Бобби), Стивен Мендел (стюард), Майкл Нури (Макс), Боб Морриси (инспектор), Рини Белл (Надя), Валерий Николаев (Милодрагович), Александр Сунцов, Саша Спилберг (девушка с чемоданом)

терминал 2

Социально-психологическая сатирическая комедия. Авторы сюжета картины вдохновились реальной историей, случившейся с иранским беженцем Мерханом Нассери, который, кстати, за право на ее вольную экранизацию получил $0,25 млн. Впрочем, ранее ее уже использовали французские кинематографисты для фильма «Упавшие с неба» (1993 г.) с Жаном Рошфором в главной роли. История Нассери началась в 1988 году в парижском аэропорту Шарля де Голля. После потери паспорта и удостоверения беженца ООН въезд в желанную Англию был ему запрещен. Французские власти не позволили ему покинуть аэропорт, заявив, что нужно ожидать вынесения вердикта: либо разрешения, либо депортации. Так Мерхану пришлось обживаться непосредственно в терминале, среди обитателей которого он встретил лиц с аналогичным статусом. Постепенно у него возникли серьезные проблемы со здоровьем, в том числе психического плана. Дошло до того, что Мерхану показалось – он забыл родной персидский язык. Терминал он покинул спустя 18 лет, в августе 2006 года, попав в больницу. Стоит отметить, что 37-летний дважды «оскароносец» Т.Хэнкс («Форрест Гамп») играл в представляемом фильме не иранца, а представителя вымышленной восточноевропейской страны Кракожии, граничащей с Россией. Ее гражданин Виктор Наворски отправился в США законным образом, но, пока происходил полет, на его родине случился государственный переворот, разгорелась война. Как следствие, паспорт и виза оказываются недействительными.

терминал 1

А ведь потрясенный всем этим Виктор совсем не знает английского, его же родной язык никому здесь не известен. Он только и может, что по заранее заготовленной бумажке попросить таксиста довести его по определенному адресу, но для этого надо сначала перейти границу. Для Госдепа же такое неприемлемо. Ведь дипломатических отношений с Кракожией больше нет, рейсы туда отменены. Не могут власти и найти переводчика. Слушая, что ему говорят, Виктор изо всех сил пытается угадать, но это ему не удается. Да и знай он английский, все равно было бы сложно понять, что это означает: «Вы для нас не существуете». Так Виктор оказывается между мирами. Правда, не скажешь, что в аду. Выглядит транзитная зона вполне привлекательно, хотя и напоминает людской муравейник. Правда, визуально это отражено чересчур показательно, как и многое другое, что негативно отразилось на приеме фильма кинообщественностью. Виктору дают купоны на продукты, телефонную карту на 15 минут и пейджер для связи. Правда, непонятно, где же ему спать. И он разламывает кучу скамеек, чтобы устроить себе ложе, а потом и тушит свет в огромном зале, что выглядит сомнительным поступком для выходца из страны с тотальным режимом. Развлекается он посещением многочисленных магазинов и общением с людьми. А еще он разбирается с разного рода проблемами, по ходу создавая их для должностных лиц терминала. Как следствие, однажды получает намек: закроем глаза на побег… Ткань фильма насыщена множеством разного рода нелепостей, а высмеиваются не персонально США, а мировая бюрократия.

терминал 3

Имеется и лирическая линия с очаровательной стюардессой Амелией. Запоминаются некоторые выразительные сцены. Например, почти виртуальная примерка в отражении на витрине товаров дорогого одежного магазина. Фильм делался по максимально политкорректным лекалам, поэтому Спилберг удивился тому обстоятельству, что он дал-таки поводы для обид. Ведь в образе Виктора проглядывает то болгарский, то российский, то украинский, а то и белорусский след. К примеру, водительское удостоверение Виктору выдано в 1995 году в Гомеле на имя (кириллицей!)… Гулиной Гульнары Назыровны (вроде бы реальной персоны). Для съемок была создана копия терминала современного аэропорта. Фильм открытия МКФ в Венеции. Премия BMI Film Music за музыку Джона Уильямса («Челюсти»). Номинация на «Golden Reel» за монтаж звука. Сборы в США $77,9 млн. Сборы за рубежом $140,8 млн. Сборы в России $1,9 млн. Бюджет $60 млн. Затраты на маркетинг $35 млн. Рейтинг IMDb – 72/88881 голос. ***

«АГОРА»

(1, Вс, ОНТ, 23-25)

Agora, Испания, 2009, 141 мин., R. Реж. Алехандро Аменабар («Другие», «Море внутри»); в рол.: Рейчел Вайс (Гипатия), Макс Мингелла (Давус), Оскар Айзек (Орест), Ашраф Бархом (Аммоний), Микаэль Лонсдейл (Теон), Руперт Эванс (Синезий), Ричард Дерден (Олимпий), Сами Самир (епископ Кирилл)

Историко-биографическая драма. Фильм получился, несомненно, антирелигиозным. Показалось даже, что знаменитый Аменабар имеет личный счет к христианству, которое представлено поистине ужасно. Впрочем, это может быть лишь следствием принципиального и творческого подхода к избранной теме. Ведь во все времена религии не мирили людей, а скорее провоцировали кровавые войны. Увы, с этой тенденцией не покончено и сегодня. Печально, но религии часто используются как своеобразное оружие для достижения определенных политических и (или) экономических целей. С ее помощью особенно легко манипулировать массами, используя их энергию не для высоких и духовных целей, а для помехи прогрессу. Обо всем этом думается, когда смотришь фильм, повествующий о судьбе древнегреческой ученой Гипатии (370–415), дочери директора легендарной Александрийской библиотеки. Она многого достигла в философии, математике, астрономии и астрологии.

агора 1

Считается, что именно Гипатия изобрела ареометр – прибор для измерения плотности жидкости. Главная роль изначально писалась под 39-летнюю «оскарную» лауреатку британку Р.Вайс («Преданный садовник», «Мумия»), которой удаются образы сильных женщин. Таковой была и Гипатия – язычница, буквально одержимая наукой. Поэтому влюбленный в нее мужчина публично получает дар с очевидным намеком – платок с менструальной кровью. Гипатия старалась держаться подальше от межрелигиозной розни, разжигаемой христианскими фундаменталистами. Но они не могли оставить столь авторитетную и уважаемую персону без своего внимания. Христианские боевики невежественны, но агрессивны и коварны. Ради достижения власти своих предводителей они идут на любую подлость. А вот уникальную сокровищницу человеческих знаний – Александрийскую библиотеку – превращают в скотный двор. Есть в фильме акцент и на истории еврейской общины, которая демонстративно отстранилась от противостояния язычников и христиан, искренне надеясь отсидеться и продолжить привычную для себя деятельность. Не получается…

агора 2

В «Агоре» можно увидеть и другие универсальные истории. Например, политические провокации: использование убийства своих сторонников с целью развязать руки для расправы с идейными противниками. А еще предводители христианских фундаменталистов весьма искусны в популизме и в связях с высокими чиновниками, которые слишком часто бывают продажными. В жерновах репрессий оказывается и беременная Гипатия, которой запрещено преподавать и заниматься науками. Более того, агрессивный епископ Кирилл требует от ее учеников предать анафеме любимого наставника. Так и не сумев сломить Гипатию, не пожелавшую менять убеждения, режим объявляет ее ведьмой и проституткой. Всем понятно, что жить ей остается недолго… В фильме также затрагиваются темы феминизма, искушения властью, научного прогресса, педагогики и т.д. Агора – это рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний. Агору, как правило, окружали галереи с ремесленными мастерскими, храмы; иногда по периметру площади возводились статуи.

агора 3

В ткани ленты знатоки обнаружили массу анахронизмов и фактических ошибок. Среди них и не согласно эпохе снаряженные римские воины, и фрукты, которые появились в Европе только после открытия Америки, и несовпадения дат жизни некоторых персонажей, и т.д. и т.п. Съемки проводились на Мальте – «мекке» для создателей исторических блокбастеров.

агора 4

Номинация на премию Европейской киноакадемии «Приз публики». Премии «Goya» (Испания): сценарий А.Аменабара и М.Хиля, руководство производством, съемки, декорации, костюмы, спецэффекты и грим/прически. Номинации: фильм, режиссура, Вайс, музыка Д.Марианелли, монтаж и звук. Сборы в США $0,14 млн. Сборы в остальном мире $37,1 млн. Сборы в России $0,3 млн. Бюджет $73 млн. Рейтинг IMDb – 7,2/14809 голосов. Женская оценка на 0,5 балла выше мужской. ***

«БАЙКЕР»

(1, Вс, БТ, 23-30)

Россия, 2010, 80 мин., PG-13. Реж. Илья Хотиненко («Лицо французской национальности», «Ясновидящая); в рол.: Маша Иващенко (Лена), Сергей Марин (Флэйм), Андрей Биланов (Анатолий Иванович), Алексей Огурцов (Тонна), Олеся Поташинская (мать Лены), Вячеслав Разбегаев (Сергей Федорович), Олег Соколовский (Сергей), Олег Захарутин (директор фитнес-клуба), Саид Дашук-Нигматулин (Грек)

Приключенческая мелодрама с криминальными мотивами по сценарию Александра Петрыкина («Обратная сторона Луны»). Сей фильм настойчиво рекламируется как якобы обновленная версия «Ромео и Джульетты». На мой же взгляд, избранная концепция – либо результат совсем уж недобросовестной работы пиар-службы, занимавшейся продвижением «Байкера», либо ее сотрудники слишком далеки от Шекспира. Впрочем, многое в этом фильме, поставленном сыном маститого режиссера, притянуто за уши. Ко всему прочему, на моем восприятии представляемой картины отрицательно сказалось то, что я без умиления отношусь к байкеровскому движению. Особенно после того, как в наших реалиях люди на дорогих мотоциклах, собравшись вместе, полюбили и властных политиков, и попсу… Да и внешне слишком похоже на гламур. Мужики, входящие в эту субкультуру, настолько увлечены внешним видом (своим и железного коня), что неудобно за них становится. Тем более что многие их наряды слишком напоминают те, которые близки сами знаете каким меньшинствам. Да и романтики я особой не улавливаю. Ну, собрались и поехали байкеры куда-нибудь, получая удовольствие от того, что оглушают попавшихся на пути пешеходов и жителей окружающих домов. Это, видимо, трактуется как свобода. Но ведь ехать все время невозможно, приходится останавливаться. Полагаете, что эти привалы романтичны? Тогда это уж совсем извращенная трактовка слова «романтика»…

Байкер1

Итак, бахвалящийся тем, что забыл свое настоящее имя, что давно потерял права, некто Флэйм обитает в гараже, напоминающем разбойничью «малину». Интерьер украшает круглый аквариум с кучей мобильников. Ведь среди его друганов считается крутой шуткой подарить Флэйму данное средство связи, которым он принципиально не пользуется, дабы не отвлекаться в пути. Разумеется, вокруг много водки и падших женщин, но наш герой среди этого безобразия выглядит паинькой, не случайно же считает первым байкером… Лермонтова. Волосы у Флэйма – как из рекламы шампуня, подмышки тщательно выбриты даже в период запоя, он пользуется литературной речью, и вообще – воплощенное миролюбие. Тем не менее этот буддоподобный байкер буквально нарасхват в своей бравой тусовке. Ведь, во-первых, у него золотые руки по части перебирания моторов и замены спиц, а во-вторых, он гитарист рок-группы, которую специально приезжал слушать какой-то популярный артист. На предмет возможной раскрутки. При всем этом в фильме нет темы добывания денег (и проблем с ними), конфликтов с милицией, не говоря уж про наркотики, хотя оружие в нужный момент в руках байкеров появляется запросто. Жизнь при «коммунизме» им явно нравится, чего, разумеется, не в силах уразуметь типичный российский олигарх Сергей Федорович, которому кажется, что Флэйм «клеит» его дочь Лену исключительно ради бабок. Да и не понимает этот выбившийся в большие люди ветеран Афгана: что может привлекать девушку, почти девочку, в этом перекати-поле? Ведь живет его семья в шикарном пентхаузе со слугами и под усиленной охраной. А что может дать байкер, который и ездит без крыши на голове? Скоро Лена должна поступать в престижный английский колледж, а ее родители, чтобы периодически приглядывать за ней, намереваются купить замок, расположенный недалеко от учебного заведения.

Байкер 2

Лена неплохо образованна и воспитана, но ведет себя как трудный подросток, буквально с пол-оборота заводясь под действием гормонов. Они словно бы оказываются в параллельном мире, где можно не обращать внимания на окружающих, включая родных и близких. Кстати, интересно, почему они в основном ездят без шлемов? Может быть, по желанию спонсоров – производителей шампуня? Кто бы сомневался в том, что родители Лены, убедившись, что байкер прилип всерьез, начнут строить козни? Пожалуй, они были даже слишком терпимыми для своего статуса. Между тем Лена и Флэйм настолько сконцентрированы на своих отношениях, что их любовь начинают использовать в злостных целях люди, приближенные к семье олигарха… Исходя из сути событий, происходящих на экране, то, как они переданы, можно назвать «светлухой». Фактически нет насилия, отсутствуют эротика и обнаженка. Хотя типичным байкерам присуще обратное, хотя бы в показушно-карнавальном плане.

Байкер 3

17-летняя дочь актера М.Иващенко (сериал «Такая обычная жизнь») и 22-летний С.Марин («Военный госпиталь») дебютировали в кино. Говорят, что Сергею было проще войти в образ, ибо он добивался руки и сердца своей супруги в похожей ситуации. Музыка С.Терехова («Мираж»). Показ на фестивале «Балтийские дебюты» (Светлогорск). Рейтинг сайта «Кинопоиск» (РФ) – 3,9/102 голоса. Рейтинга IMDb нет.*

 

Фильм из СССР

"ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС"

(1, Вс, РТР, 12-10)

СССР, 1961. Реж. Владимир Фетин («Любовь Яровая», «Сладкая женщина»); в рол.: Евгений Леонов (Шулейкин), Алексей Грибов (капитан), Иван Дмитриев (старпом), Маргарита Назарова (Марианна), Владимир Белокуров (боцман), Николай Волков (агент), Александр Бениаминов (иностранный укротитель), Алексей Смирнов (Кныш), Алексей Кожевников (радист), Алиса Фрейндлих (буфетчица), Аркадий Трусов (кок), Николай Трофимов (штурман), Юрий Горобец (милиционер), Василий Лановой (отдыхающий на пляже)

Эксцентрическая приключенческая комедия по морским рассказам Виктора Конецкого (6.6.1929-30.3.2002 гг.), который до того, как стать писателем, плавал штурманом на аварийно-спасательных судах в Арктике. Он приложил руку к созданию таких фильмов, как «Перегон», «Тридцать три» и «Путь к причалу».

полосатый рейс1

У звезды «Полосатого рейса» -- М.Назаровой («Укротительница тигров») -- творческая биография началась на редкость необычно. В начале Великой Отечественной войны, в возрасте 15 лет, она была отправлена в Германию, где прошла много испытаний и унижений. Но, учитывая неплохое знание немецкого языка (по школьной программе), затем нашла относительно теплое местечко -- служанкой в богатом доме. Однажды хозяин заметил отменную пластичность Маргариты (что неудивительно, ведь она 7 лет занималась в балетной студии) и определил ее в кабаре танцовщицей. Она выступала перед гитлеровцами, пока в 1945-м году, в зал не ворвались советские солдаты и один из них закричал: "Никак к шлюхам попали? Так бы и перестрелять всех".

полосатый рейс3

К счастью, Маргарита раньше закричала, что русская. Вернувшись на родину, она стала выступать с акробатическим этюдом в Цирке на сцене, затем ездила на мотоцикле по стене. Выйдя замуж за дрессировщика, Маргарита стала его помощницей, а потом и цирковой примой с собственным аттракционом. Настолько популярной, что говорят сам Никита Хрущев однажды посоветовал руководителям кинематографа снять фильм с участием Назаровой. Маргарита выступила в нем очень броско, была явно на своем месте, а некоторые произнесенные ею персонажем фразы (вроде названия прически – «Я у мамы дурочка») зажили самостоятельно. Однако карьеру киноактрисы Назарова в дальнейшем почти не развивала. «Полосатый рейс» сразу полюбился зрителям, став самым кассовым фильмом сезона (45,8 млн. зрителей), правда, критики упрекали его создателей за чрезмерную легкомысленность поучительной истории. Тем более, с учетом «эротической сцены» с участием голого Е.Леонова, который сам и придумал ее, и отстоял на худсовете. Иначе, зачем трясся от страха в ванне рядом с тигром?

полосатый рейс2

Итак, на теплоход "Евгений Онегин" («загримированный» «Матрос Железняк»), отправляющийся из Цейлона в Одессу, загружается живой груз: тигры и львы. Сопровождать положено дрессировщику, но вместо него ответственное дело поручают повару Шулейкину. Вот и не удивительно, что хищники фактически захватывают корабль. Спасти положение под силу только буфетчице Марианне… Сосценаристы: Алексей Каплер («Ленин в Октябре»), Юлий Дунский-Валерий Фрид («Семь нянек»). Любопытно, что все трое подвергались сталинским репрессиям. Съемки проводились в Крыму и Ленинграде. Музыка В.Баснера. Серебряную медаль на МКФ для детей и юношества в Калькутте. Рейтинг IMDb – 7,3/380 голосов. **1/2

https://www.traditionrolex.com/8