https://www.traditionrolex.com/8
<p>"Еще война", "День радио", "Фальшивомонетчики" и "Оскар".</p>

«ОДНА ВОЙНА»

(7, Сб, ОНТ, 21-05)

Россия, 2009, 85 мин., PG. Реж. Вера Глаголева; в рол.: Александр Балуев (Карп Ничипорук), Михаил Хмуров (Максим Прохоров), Наталья Суркова (мама Шура), Юлия Мельникова (Нинка), Наталья Кудряшова (Маруся), Анна Нахапетова (Анна), Ксения Суркова (Наташка), Федор Копосов (Михалыч)

Жанр. Военная драма с социальными мотивами.

Первоисточник. Фильм снят по сценарию Марины Сасиной (род. 21.11.1973 года в Мценске), выпускницы ВГИКа, получившей «красный» диплом под руководством Аркадия Инина. «Одна война» -- ее первый игровой фильм, до этого была лишь научно-популярная лента про чуму.

одна война 1

Женщина и война. Эта тема, с одной стороны, уже вполне расхожа, но с другой, часто преподносится однобоко, без учета многих нюансов. А на первый план выносится то, насколько сложно приходится женщинам из-за того, что они заведомо слабее мужчин. Это верно, но отнюдь не полно. «Одна война» повествует о матерях, которых наказали за то, что они зачали детей от оккупантов. Понятно, что это не хорошо в моральном плане, но разве есть закон, запрещающий хоть с кем-то вступать в близость? Сильный пол в этом плане себя не ограничивает. Да и вовсе не воины, нарушившие присягу, эти самые родившие женщины. Они просто пытались жить (а чаще выживать), как им казалось верным в конкретных обстоятельствах. Да и такие материи, как любовь и основной инстинкт никто не отменял. И почему-то дам, которые соблазняли чужих мужей-воинов из своей армии, в худшем случае, ожидала лишь проработка на парткоме? Но уж никак не концлагерь? Причем, такой подход относится не только к сталинщине. Например, французы после изгнания фашистских захватчиков, первым делом с упоением и без суда принялись карать соотечественниц, бывших в интимной близости с врагами. Будто бы это они, а не высокие государственные мужи Франции сначала потакали Гитлеру, а потом сдали ему свою страну почти без боя. Как очень точно говорит героиня «Одной войны»: «Какое право вы имеете нас осуждать, если не смогли защитить, чем вы лучше немцев?». Обращаясь не столько к конкретному сотруднику НКВД, сколько к миру мужчин, упоенных собственным вкладом в Победу и готовых осуждать остальных. Это тот самый случай, когда я на стороне феминисток…

 одна война 3

Обитаемый остров. Сталинская система была настояна на прививании страха. Ей в принципе не нужна была реальная вина «винтика», а в случае с мамами от врагов, суровое наказание, еще и базируется на ментальной поддержке таких мер у широких масс. Так что жизнь отдельным коллективом на уединенном островке в холодном море выглядит едва ли не наилучшим вариантом. Хотя трудно ночевать в чахлых палатках, питаться только рыбой и очень много работать. Этим женщинам нельзя получать письма, поэтому ничего не известно о близких. Особенно волнуются те, у кого где-то старшие дети. Детишки тоже фактически узники, хотя пока не осознают этого и радуются жизни. Единственная связь с «большой землей» -- пожилой, но бодрый Михалыч, который возит отловленную рыбу и доставляет припасы. Ему запрещено общаться с узницами, но он тихонько это делает и даже привозит под заказ иконку, что чревато. Михалыч не дурак выпить, а потом еще и «приударить», хотя выглядит это комично. Руководит хозяйством фронтовик-капитан Карп Ничипорук. После ранения он сильно хромает, а внешне напоминает бомжа. Но с одной из подопечных -- Нинкой -- у него роман…

 одна война 2

О сюжете. Еще недавно остров был многолюдным, но теперь готовится к переходу на новые рельсы, вот и обитает на нем лишь капитан и пять женщин с детишками. Выбраны сильные и здоровые дамы. У каждой из них своя история «падения» на оккупированной территории. Одна спасала умирающих от голода детей, другая попросту влюбилась в немецкого солдата. Они знают, что скоро их увезут с острова. Скорее всего, в концлагерь и велика вероятность разлучения с детьми. Эта перспектива настолько угнетает наших героинь, что они не знают, радоваться ли Победе? Их ведь везде будут считать вражескими подстилками и унижать сильнее, чем на здесь. Появление на острове всякого нового человека -- событие. Тем более, сурового майора НКВД Максима Прохорова, прибывшего с важной миссией (создать здесь учебное подразделение Северного флота). Он привозит подарок – пачку «Tea» (американские союзники снабжают), но не для того, чтобы понравиться. Прохоров чувствует себя начальником, который способен быть добрым, если его не раздражать. Он ненавидит предателей, тем более, что имеет личный счет: от них пострадали его жена и ребенок. Размякший здесь Карп пытается замолвить словечко за подконтрольных: «Ты знаешь майор, они же няньки, к ним грязь не пристает», -- куда там, доходит и до гибели одной из них. Несколько раз речь в фильме заходит разговор о староверах, которые живут где-то недалеко и неизвестно знают ли о войне.

Творческий метод. Картинка в фильме чистенькая, почти стерильная. От нее веет мелодрамой прежних лет. Холод, грязь, быт – почти туристического плана. В палатках тепло не экономят, все нараспашку. Везде проложены деревянные тротуары, которые, как и мостки поддерживаются в хорошем состоянии. Мотор на лодке Михалыча – тихий, приятный, не чихающий. Радио все время громко вещает. Лица чистые, кожа на них не потрескавшаяся. Природа сдержанная, но очень красивая. Детишек здесь регулярно купают, белье стирают, улыбаться не забывают… И постановка тоже напоминает театральную, в том же стиле преподнесены диалоги. Совершенно очевидно, что режиссер хотела «ударить по мозгам» не с помощью визуальной натуралистичности, а безмерной тоской, безнадегой, которой пропитаны персонажи, несмотря на то, что страна уже гуляет Победу. Героини тоже и приукрашиваются, и стол накрывают, и тосты поднимают (в том числе во имя Сталина), и песни поют, но не ждут от жизни ничего хорошего. Большинство режиссеров включили бы в такой фильм приключенческие и эксцентрические сцены, показали бы женскую баню и медведей. Достаточно вспомнить «А зори здесь тихие» и «Край». Но Глаголева пошла иным путем и, на мой взгляд, поступила верно… Тем более, что и название фильма не так просто, как может показаться на первый взгляд. В контексте событий ленты оно приобретает философскую нагрузку.

Режиссер. Вера Глаголева (род. 31.1.1956 года в Москве), конечно же, больше известна как артистка. Ее можно увидеть в ряде известных фильмов, а роль в «Выйти замуж за капитана» (1986 г.) принесла Вере титул актрисы года по опросу журнала «Советский экран», что по меркам СССР сравнимо с «Оскаром». Как режиссер она куда менее известна, хотя дебютировала в этой ипостаси еще в 1980-м году фильмом «Сломанный свет». Позднее были поставлены «Заказ» и «Чертово колесо», но всерьез о режиссере Глаголевой заговорили только после «Одной войны».

одна война 4  

Персоналии. Из актеров более всего запоминается 43-летний М.Хмуров («Маленькая Одесса», «Гаражи»), уроженец Тулы, выпускник Щукинского училища. С 1991 года живет и работает в Лос-Анджелесе. В плане фактуры и темперамента – Михаил -- идеальное попадание в образ офицера НКВД. 30-летняя балерина Большого театра А.Нахапетова («Новогодний романс») – дочь В.Глаголевой и известного актера и режиссера Родиона Нахапетова («Влюбленные»).

Прочая информация. Специальный приз жюри на МКФ в Каире (Египет). Гран-при МКФ в Софии (Болгария), Лиможе (Франция), Казани, Смоленске, а также «Виват, кино России!» и «Московская премьера». Специальный приз правозащитного МКФ «Сталкер» (Москва). Премия «Белый квадрат» за съемки. Премия «Серебряная ладья» на фестивале «Окно в Европу» (Выборг). Пять премий фестиваля актеров кино «Созвездие» (Тверь). Сборы в России $0,04 млн. Бюджет $1,5 млн. Рейтинг IMDb – 6,3/59 голосов. **

«ДЕНЬ РАДИО»

(7, Сб, СТВ, 21-30)

The Day of Radio, Россия, 2008, 98 мин., PG. Реж. Дмитрий Дьяченко (кинодебют, «Конец света», «Авантюристка»); в рол.: Михаил Козырев (Михаил Натанович), Ростислав Хаит (Слава), Максим Виторган (Максим), Нона Гришаева (Нонна), Дмитрий Марьянов (Дима), Леонид Барац (Леша), Александр Демидов (Саша), Камиль Ларин (Камиль), Анна Касаткина-Барац (Анночка), Михаил Полицеймако (Миша), Эммануил Виторган (Эммануил Гедеонович), Георгий Мартиросян (дядя из генштаба), Федор Добронравов (капитан корабля), Амалия Мордвинова (дрессировщица), Алексей Хардиков (матрос), Ольга Кузина (Сюзанна), Михаил Бескоровайный, Мария Мина

день радио3  

Как гости эфира и исполнители песен в фильме снялись:  Николай Фоменко, Владимир Шахрин и группа «Чайф», Алексей Кортнев и группа  «Несчастный случай», Илья Лагутенко и группа  «Мумий Тролль», Олег Скрипка и группа  «Воплi Вiдоплясова», Диана Арбенина и группа  «Ночные снайперы», Максим Покровский и группа  «Ногу свело!», Сергей Мазаев и группа «Моральный кодекс», Сергей Бабкин

день радио7

день радио5  

О жанр. Музыкальная, сатирическая, производственная комедия положений по сценарию Леонида Бараца, Сергея Петрейкова и Ростислава Хаита. Киноверсия одноименного спектакля московского комического театра «Квартет И».  Фактически приквел вышедшего в киноформате ранее «Дня выборов».

Трудности переноса. Накануне премьеры, один из создателей ленты заявил, что не они слишком заморачивались особенностями кинематографа: «Мы решили, что не стоит изобретать велосипед и придумывать что-то принципиально другое, если с 2001 г. спектакль неизменно собирает аншлаги. Его уже посмотрели 250 тыс. человек». Я видел этот спектакль, записанным на DVD в 2003 году, и он произвел на меня сильное впечатление. Представляемый же фильм скорее разочаровал. Слишком многое в нем модернизировано на потребу массовому зрителю. Причем системно. Ведь если в спектакле музыкальной начинкой был специально написанный и очень забавный «капустнический» стеб Алексея Кортнева и группы «Несчастный случай»,

день радио6

не только смешивший, но и удивлявший, то в фильм были приглашены популярные музыканты, которые в основном сыграли свои хиты. И это стало не развитием событий, а вставными номерами, тормозящими действие. Не понравились мне и замены актеров спектакля на более раскрученных. Пластику «тучного боксера» (из программы ОРТ «Король Ринга») Михаила Полицеймако ни Виторгану, ни Марьянову переплюнуть не удалось. Но особенно режет глаз, что многие темы шоу уже устарели, начиная с того, что слово «радиоведущий» уже не произносится с придыханием, как это было лет 10 назад. И радиостанции ныне в России не столь влиятельны. И идеологический подход существенно изменился. А отставшие от времени шутки напоминают пирожки, которыми по очереди травятся участники эфира. Например, то, что секретарша программного директора под словом «креативщик» понимает гея, на сегодня старо даже для Петросяна.  На эту же волну настроены и сцены с событиями на корабле, которых в спектакле не было. Очевидно они призваны, как повеселить публику (что может быть смешнее рыгающей за борт красавицы Амалии Мордвиновой?), так и плотнее увязать с «Днем выборов». Впрочем, при меньшей придирчивости во время просмотра фильма совершенно точно можно расслабиться и как следует похохотать.

день радио8  

О сюжете. На популярной радиостанции «Как бы Радио» сотрудники буквально зациклены на подвохах по отношению друг к другу, получая от этого глубокое садистское удовлетворение. Кайф от выпуска в эфир коллеги, которому не знакома тема передачи, сравнима для них разве что с вставлением в нос и уши работающего в прямом эфире разных предметов (или попутного бритья головы такового). Ведь сопротивляться говорящий в микрофон все равно не сможет. Зато затем получает возможность отыграться.

день радио0

Весь этот «пионерлагерь» был органичен в обстановке театральных условностей, но не в шикарных помещениях радиостанции «Серебряный дождь», где проводилось большинство съемок. Впрочем, такой «психологический тренаж» явно помогает коллективу, когда выясняется, что тема тщательно подготовленного музыкального марафона о «потерявшихся в Конго туристах» уже перехвачена конкурентом. Результатом «мозговой атаки» становится желание помочь цирковым зверям, которые застряли в море (топливо было продано экипажем). Правда, масштаб беды показался недостаточным. Как следствие, скромный баркас стал в выпусках новостей океанским лайнером с уникальными животными на борту. Название тварей придумывается на ходу. Среди них: бородатая выхухоль, двузубый чернопопик, подкустовный выползень и т.д. Как за таких не порадеть? Радийщикам то и дело приходится выкручиваться, забираясь во все боле высокие сферы. Доходит и до генштаба Вооруженных Сил… По мнению критика Л.Юсиповой («Огонек»), «Квартету И» удалось-таки сформулировать давно искомую национальную идею: это всеобщая страсть к тому, чтобы облапошить ближнего своего и получить от этого максимум удовольствия».

Прочая информация. Название радиостанции «Как бы Радио» — очевидная отсылка к «Нашему радио», на котором генеральным директором ранее был М.Козырев.

день радио4

В фильме режет глаз сопутствующая реклама (например, элитного мобильника), однако в отношении спиртного все выглядит достаточно тонко. На протяжении всего фильма герои пьют водку, но  то, что она «Столичная» можно вычислить только по характерному дизайну этикетки. Продюсеры Александр Цекало и Михаил Козырев. Сборы в России $5,7 млн. Бюджет $4 млн.  Рейтинг IMDb – 7,2/527 голосов.  *1/2

«ФАЛЬШИВОМОНЕТЧИКИ» ***1/2

(7, Сб, БТ, 23-30)

Die Falscher/ The Counterfeiters, Австрия -- Германия, 2007, 98 мин., R. Реж. – сцен. Штефан Рузовицки («Наследники», «Анатомия 1-2»); в рол.: Карл Маркович (Соломон Соровиц), Аугуст Диль (Адольф Бургер), Аугуст Зирнер (д-р Клингер), Дэвид Стризов (штумбарфюрер Фирдрих Херцог), Мартин Брамбах (Холст), Файт Штюбнер (Атц), Себастьян Урцендовски (Коля Карлофф), Андреас Шмидт (Жилински), Ленн Кудрявицки, Дорорес Чаплин, Норманн Штоффреген (Абрамович)

Фальшивомонетчики2

Военно-приключенческая драма по мотивам автобиографической повести "Мастерская дьявола" Адольфа Бургера (род. 12.8.1917 г. в Австро-Венгрии), который был одним из тех самых фальшивомонетчиков поневоле. Он дал разрешение на экранизацию, даже не потребовав гонорара, дабы мир узнал, что нацисты были не только убийцами, но и фальшивомонетчиками. Перешагнув 90-летний рубеж, прошедший ад концлагеря (например, ему привили тиф) Бургер сохранил жизнерадостность и одну из британских 5-фунтовых фальшивых банкнот, в создании которых участвовал под принуждением палачей. Это было частью колоссальной финансовой диверсии третьего рейха против своих врагов… Когда смотришь этот фильм, так и тянет удариться в рассуждения, что одной из роковых ошибок для гитлеризма стал практически отказ от услуг еврейских ученых, конструкторов, или, как в данном случае, художников. Иначе у цивилизованного мира было бы намного меньше шансов одержать победу.

Да и судя по выражению главного героя фильма – гениального фальшивомонетчика С.Соровица: «Настоящий еврей умеет приспосабливаться». Впрочем, тогда он точно не думал, что это придется делать в таком формате, хотя отнюдь не был избалован жизнью. Ведь не раз оказывался за решеткой из-за того, что зарабатывал деньги, творя деньги. Но все равно это был не лагерь смерти, в который угодил Карл. Просто выжить казалось почти невозможной задачей. И вдруг следует более, чем заманчивое предложение войти в коллектив мастеров по изготовлению фальшивых денег. То, что устроили немцы для своей «шарашки» походило на чудесный оазис среди ужасной пустыни. Приличное питание, чистые постели, настольные игры, радио, рабочий день лишь до 17 часов. Фальшивомонетчики даже проводили юморины. С одной стороны для этих людей – подделывать деньги – творчество и реализация амбиций. С другой, они, разумеется, понимали, что помогают фашистам убивать людей…

Фальшивомонетчики1

По окончании проекта заключенным предстояло погибнуть, и они знали об этом. «Мы были мертвецами в отпуске», – говорил Бургер. Тех, кто заболевал -- расстреливали. Единственной надеждой узников было успешное изготовление подделок до окончания войны. Настоящее имя главного героя -- Соломон Смолянов и он был единственным настоящим фальшивомонетчиком, профессионалом, сбежавшим в 1917 г. из России в Германию. Натурные съемки проводились в Вене и Монте-Карло. Премия «Оскар» за «инофильм» (впервые для Австрии).

Фальшивомонетчики3

Не скрою, что в этой номинации болел именно за «Фальшивомонетчиков», хотя этот фильм был сдержанно воспринят европейской кинообщественностью. Участие в МКФ в Берлине. Национальная кинопремия Германии: 33-летний Д.Стризов («Академия смерти»). Номинации: фильм, сценарий, съемки, декорации, костюмы и 43-летний К.Маркович («Диверсанты»). Сборы в США $3,7 млн. Сборы в остальном мире $9,5 млн., в т.ч. $9 тыс. в России. Бюджет 4,2 млн. евро. Рейтинг IMDb – 7,7/3900 голосов. ***1/2

 

Старая комедия

«ОСКАР»

(7, Сб, СТВ, 8-20)

Oscar, Франция, 1967, 85 мин. Реж. Эдуард Молинаро («Зануда», «Налево от лифта»); в рол.: Луи де Фюнес (Бертран Барнье), Клод Риш (Кристиан Мартэн), Клод Женсак (Жермен Барнье), Агата Натансон (Колетт), Сильвия Сорель (Жаклин), Поль Пребуа (Шарль), Доминик Паж (Бернадет)

Классическая комедия положений с «классическим» же суперкомиком Луи де Фюнесом («Фантомас»). Снята по пьесе Клода Манье, которая до сих пор ставится в театрах.

Оскар 1

Итак, крупный предприниматель Бертран Барнье живет в шикарном доме, но «славится» скуповатостью и противным нравом. Однажды утром выходного дня его будит незваный гость, коим неожиданно оказывается молодой подчиненный. У Кристиана Мартэна (38-летний К.Риш, «Дочь д’Артаньяна») для босса припасено сразу несколько «сюрпризов». Во-первых, он хочет повышения зарплаты (сразу в 3,5 раза), во-вторых, просит руки его дочери (которая якобы от него беременна), а в-третьих, сообщает, что украл у хозяина 647 тыс. франков. Со свойственной героям де Фюнеса сверхэкспрессивностью, возмущаясь и постанывая, Барнье пытается как-нибудь разобраться со сложной ситуацией, но она от этого становится еще более запутанной...

Оскар 2

Наград нет. Во Франции фильм посмотрели 6,1 млн. зрителей, что является высоким результатом. В советском прокате фильм увидели 27,2 млн зрителей (8-е место среди иностранных фильмов в 1968 году). В 1991 году в Голливуде был снят одноименный римейк с С.Сталлоне в главной роли. Рейтинг IMDb – 7,6/1629 голосов. ***

https://www.traditionrolex.com/8