<p>Развитая сеть туристической индустрии должна быть создана в Беларуси к 2015 году.</p>

Развитая сеть туристической индустрии должна быть создана в Беларуси к 2015 году. Об этом на рабочем совещании при обсуждении состояния и перспектив развития агротуризма в Гродненской области заявил директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь Вадим Кармазин. Проходило совещание на базе ГрГУ имени Янки Купалы, где готовят специалистов для сферы туризма.

Заместитель председателя облисполкома Игорь Жук подчеркнул, что на Гродненщине есть что показать туристам, но мы пока стоим в начале пути по созданию достойной туристической сети. Потому и призвал к откровенному диалогу всех: представителей власти, ученых, руководителей турфирм и владельцев агроусадеб.

В Гродно был открыт первый в республике туристско-информационный центр, вскоре такие же центры появятся в семи районах области, рассказал заместитель начальника областного управления физической культуры, спорта и туризма Михаил Кажуро. Развивается агротуризм в Гродненской области . По количеству усадеб, а их в области 180, мы занимаем четвертое место в республике. Рассказав о достижениях в сфере туризма, он все же больше остановился на проблемах, пути решения которых и нужно искать.

Сдерживает развитие туризма в районах области отсутствие туристического бренда. На Лидчине таким брендом стала анимация, есть свои изюминки в Зельве и Гродно. В других районах пока не определились, как привлекать туристов. Только в трех райисполкомах (в Лиде, Сморгони и Гродно) есть специалисты, которые занимаются туризмом. Не проявляют пока интереса к открытию агроусадеб СПК области. Из числа зарегистрированных агроусадеб активно работают процентов 50-60.

Как отмечалось на совещании, сельисполкомы не всегда доводят до людей информацию о льготных условиях кредитования для владельцев агроусадеб.

Член городского координационного совета по туризму Николай Братанюк заметил: Гродно благоустраивается, позиционирует себя как город-музей, а экскурсионный автобус в центре поставить негде. Сдерживает зарубежного туриста и многочасовое простаивание на границе.

Примером того, как надо работать, заместитель председателя общественного совета по экоагротуризму Франц Мамуль назвал Желудокский поссовет Щучинского района. За последние годы здесь было реализовано 8 проектов. Поссовет активно сотрудничает с международными фондами. Скульптурный пленэр, фестиваль цветов не просто стали брендами Желудка, с ними уже связывают небольшое местечко во многих странах. Не случайно первый из пяти созданных в республике районных информационных центров появился именно в Желудке.

Самый эффективный метод пропаганды региона – это проведение фестивалей, об этом говорили участники совещания. Фестивали в Гродно и Желудке, кирмаши в Зельве привлекают туристов. Этот список могли бы продолжить фестивали бардовской песни, скажем, в Порозово или рок-музыки в Василишках, на родине Чеслава Немена. Большой потенциал у Гродненского района. Дополнением к Августовскому каналу может стать разработка проекта Поречско-Озерского региона. Свои услуги по информационному обеспечению готов предложить ГрГУ имени Янки Купалы.

Как заметил начальник отдела транспорта и коммуникаций облисполкома Виктор Петкевич, открыто 50 новых объектов придорожного сервиса за последнюю пятилетку. Но этого недостаточно. На сегодняшний день губернатором поставлена задача о строительстве в текущем году как минимум десяти объектов придорожного сервиса в каждом районе. Утверждена и новая генеральная схема развития дорог области. До 2015 года будет построено 263 объекта. Приоритет – комплексам, предоставляющим целый спектр услуг. На сегодняшний день потенциальному инвестору предлагается 37 мест под строительство.

Состояние гостиничного хозяйства – еще один проблемный вопрос, о чем рассказал заместитель начальника областного управления ЖКХ Петр Володько. Гостиницы области в среднем загружены на 38%. Из 19 коммунальных гостиниц только три работают рентабельно. Остальные убыточны из-за слабой заполняемости и низкой категорийности. Государственное учреждение не может использовать гибкую систему скидок как частник, а потому проигрывает конкурентам. Как заявил Игорь Жук, в правительстве прорабатывается вопрос о гибкости ценовой политики для гостиничного хозяйства.

На совещании речь шла и о необходимости создания качественных сайтов в каждой гостинице.

– Гродненская область имеет хорошие традиции, управленческий потенциал, – подвел итог состоявшегося разговора директор Департамента по туризму Вадим Кармазин. – К 2015 году экспорт туристических услуг в республике должен увеличиться в 3,5 раза по сравнению с 2010 годом. Есть ресурсы для выполнения намеченного. У нас прекрасные объекты историко-культурного наследия, памятники республиканского значения, заказники. А экономики нет. На базе СПК создано всего пять туробъектов. Я уверен, что будущее за такими усадьбами, как «Коробчицы» на Гродненщине. Надо развивать охотничий туризм, использовать наработанный опыт приграничного сотрудничества. В стране 20 вузов готовят специалистов в области туризма, но этот потенциал пока не находит практического применения. В реализации Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы задействованы 25 министерств и ведомств. Это сила, которая обязана справиться с поставленными задачами.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Виктор Шайбак, председатель Кореличского райисполкома:
– Кореличскому району повезло: у нас есть жемчужина архитектуры, памятник, внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО – замковый комплекс «Мир». К нам приезжают туристы со всего мира. Это накладывает большую ответственность на районные власти. Установлена высокая планка, а значит, надо соответствовать ей. Сегодня в нашем районе активно развивается экоагротуризм, туристов принимают 16 усадеб. Настоящие хозяева не только обустроили дома для приема гостей, но и благоустроили прилегающие территории, занялись производством. Я считаю, что, развивая агротуризм, надо заботиться и о производстве, о создании новых рабочих мест. Только во взаимосвязи агротуризм-экономика можно добиться хороших результатов.

В нашей стране предоставлены большие преференции тем, кто хочет открыть свое дело в сфере туризма. В первую очередь это льготное кредитование. Когда появилась такая возможность, мы начинали не с нуля. В районе активно строились агроусадьбы, обустраивались места отдыха. Теперь это движение получило новый толчок. Люди смело идут в туристическую сферу.


Ирина АНИКЕВИЧ («Гродзенская праўда»)