https://www.traditionrolex.com/8
<p>"13", "Вся жизнь впереди", "Хрусталев, машину!" и "Собачье сердце".</p>

«13»

(14 и 15, Сб и Вс, СТВ, 20-10 и 7-20)

13, США, 2010, 90 мин., R. Реж. Гела Баблуани («Тринадцать», «Наследство»); в рол.: Сэм Райли (Винс), Джейсон Стэтхем (Джаспер), Александр Скарсгард (Джек), Микки Рурк (Джеффесон), Эммануэль Шрики (Эйлин), Майкл Шеннон (Генри), Дэвид Зайас (дет. Ларри Маллоун), Рэй Уинстон (Рональд Линн), Гэби Хоффманн (Клара), Фифти Сент (Джимми), Наташа Лионни (Эйлин), Бен Газара (Шлондорфф), Уэйн Дюваль (Тэйлор), Ник Полторанин

Жанр. Психологический эстетский триллер со слоганом «Пристрели ближнего своего».

Фантомные реакции. Уже почти 20 лет, как нет СССР, но даже те, кто вроде меня рады этому обстоятельству или же настолько молоды, что не помнят прелести имперского бытия, все равно по иному относится к выходцам из «Союза нерушимого». Причем, даже в тех случаях, когда «великий и могучий» -- не помощник. В создании представляемой картины приняли участие многие маститые кинематографисты, но нам особенно любопытно, что поставил ее грузин.

Баблуани, сын Баблуани. Гела Баблуани родился в 1979 году в Тбилиси, в семье известного режиссера Теймураза Баблуани («Солнце неспящих»). В смутное время, в возрасте 17 лет, он уехал во Францию, где и себя проявил. В 2005 году уже полнометражным дебютом «Тринадцать» Гела взволновал фестивальную общественность и киноманов мира. Были завоеваны две награды МКФ в Венеции, Гран-при в Санденсе, две номинации на «Сезар» и т.д. Причем, главную роль сыграл брат режиссера Георгий Баблуани («Армия преступников»). В 2006 году отец и сын Баблуани поставили фильм «Наследство», также благожелательно встреченный критикой. Конечно же, всех любителей кино живо интересует, как Гела распорядится и несомненным дарованием и шансом, который принес ему ранний успех.

13-5  

Авторимейк. Римейк (от англ. remake) в кино -- это новая версия (или интерпретация) ранее экранизированного сюжета. Чаще всего осуществленная иными режиссерами. Но бывают и повторы. По разным причинам. Например, из-за творческой неудовлетворенности или стремления использовать новые технические (финансовые) возможности. Подобное случалось с самим А.Хичкоком. Но, пожалуй, чаще всего, удачные картины разных стран переделываются под формат Голливуда. Ведь американская массовая аудитория не хочет смотреть французские, японские или гонконгские хиты. Ей важно, чтобы действие было преподнесено в привычном темпо-ритме и с узнаваемыми актерами. Представляю, сколь сложно заезжим творцам перестраиваться под строгие продюсерские каноны. Достаточно вспомнить печальные опыты Ф.Вебера, например, переделавшего «Беглецы» с П.Ришаром и Ж.Депардье в «Три беглеца» с М.Шортом и Н.Нолте. Вот и грузинскому французу Геле Баблуани явно пришлось помучиться. Но легко предположить, сколь привлекательным оказалось приглашение в Большой Голливуд, позволившее реализовать логичное желание испытать силы в высокобюджетном кино. Хотя, разумеется, без потерь, в том числе и имиджевых, особенно среди поклонников артхауса, выйти из такой ситуации практически невозможно. Но я не намерен быть суровым…

 13-4

О сюжете. Начало практически аналогично тому, что было в предыдущих «13». Только теперь лента не черно-белая, а цветная, ну и главный герой -- не грузин. 20-летний британец Сэм Райли («Контроль») играет Винса, электрика из Огайо, озабоченного, в том числе болезнью отца, на лечение которой необходима крупная сумма. Он нанимается сделать проводку в доме, хозяин которого получает письмо в полосатом конверте. Винса оно интересует лишь потому, что получатель надеется с его помощью получить много денег. Когда же тот неожиданно расстается с жизнью, наш герой похищает конверт и принимается следовать указанным в нем инструкциям. Разве мог он подозревать, что окажется в практически смертельной ловушке? Но раскрывать ее сущность, пожалуй, не стоит. Тем более, что видевшим французские «Тринадцать» это и не требуется, а остальным желаю в полной мере насладиться интригой. 

13-1  

Персоналии. 57-летний Микки Рурк («Рестлер») переживает вторую волну успеха. Наконец то его перестали ассоциировать именно с обаяшкой из «9 1/2 недель», а видят брутальным мужиком, от которого стоит ожидать творческих сюрпризов. Популярный 37-летний Джейсон Стэтхем, благодаря «Адреналинам» и «Перевозчикам», в массовом сознании четко увязывается с приключениями спортивного типа. Поклонники рэпа пойдут на «13» хотя бы для того, чтобы увидеть своего кумира -- 34-летнего афроамериканца Фифти Сент («Оружие»). Разумеется, это его творческий псевдоним. Настоящее имя куда солиднее -- Кертис Джеймс Джексон III. В юные годы он был преступником, получал судимости и ранения. На светлую сторону жизни его вывел музыкальный талант. В кино 50 Cent появляется регулярно. Так, параллельно с «13», он снимался в фильме … «Двенадцать». Майкл Шеннон особенно известен по «Дороге перемен», за роль в которой номинировался на «Оскар». 33-летний швед Александр Скарсгард («О Саре») пока воспринимается, как сын знаменитого папы, звезды фильма «Рассекая волны». 79-летний Бен Газзара («Истории обыкновенного безумия») -- классик, сотрудничавший с Феррери и Богдановичем. Всегда великолепен 53-летний экс-боксер Рэй Уинстон («Сексуальная тварь»). Заслуживает упоминания и ряд других занятых в «13» артистов. Это в полной мере актерское кино…

13-2  

Прочая информация. Музыка Марко Белтрами и Бака Сандерса («Повелители бури»). Оператор М.Макдана («Боулинг для Колумбины»). Съемки проводились в Нью-Йорке. Сборы в России $2,6 млн. Варианты названия: «Чертова дюжина» и «Russian Roulette». Рейтинг IMDb – 6,4/8060 голосов. **

«ВСЯ ЖИЗНЬ ВПЕРЕДИ»

(15, Вс, БТ, 23-55)

Tutta la vita davanti/Her Whole Life Ahead, Италия, 2008, 89/117 мин., PG. Реж. Паоло Вирци («Поцелуи и объятия», «Я и Наполеон»); в рол.: Изабелла Рагонезе (Марта), Массимо Джини (Клаудио), Микаела Рамаззотти (Соня), Джулия Салерно (Лара), Сабрина Ферилли (Даниела), Валерио Мастандреа (Джорджио Конфорти), Эдоардо Карнелутти (Роберто), Валентина Карнелутти (Мария Кьяра), Элио Германо

Вся жизнь 1

Трагикомедия по роману итальянки Микелы Мурджи (род. 3.6.1972 г. на Сардинии) «Мир должен знать» (2006 г.). За эту книгу она получила ряд наград. «Мир должен знать» был поставлен на сцене. Большим успехом пользуется новый роман Мурджи «Аккабадора», но в кинематографе она себя пока более не проявляла. Стоит заметить, что Микела сочинила путеводитель «Путешествие на Сардинию».

Вся жизнь 3

Итак, получив университетский диплом по философии, Марта надеется вскоре применить полученные знания на практике. Однако попытки найти работу по специальности оборачиваются неудачей. Все собеседования заканчиваются безнадежным обещанием: «Мы вам позвоним». Марта уже близка к отчаянию, когда судьба приносит предложение поработать няней. Впрочем, мама девочки, встреченной ею в метро, оценивает способности нашей героини несколько выше. Так она оказывается в мире сетевого бизнеса, наполненного корпоративным пафосом. Впрочем, именно он помогает не ощущать себя лишь винтиком в априори бездушной системе. Теперь Марта целыми днями принимает звонки от раздраженных абонентов и «прессуется» собственным руководством, заставляющим офисный планктон делать, например, зарядку. События картины изложены в гротескной форме, но в то же время они логичны и узнаваемы. Так что этот фильм не столько злой и разоблачительный, сколько злободневный. Правда, некоторые зрители не совсем понимают философский подход Марты к жизни, напоминающий равнодушие к собственной судьбе. Но так уж устроена эта особа, и я ее понимаю. Блоговый отзыв: «После просмотра фильма я очнулась – ХВАТИТ сидеть и жалеть себя – вся жизнь впереди…»

Вся жизнь 2

27-летняя И.Рагонезе («Десять зим») удостоена премий МКФ в Венеции и «Капри». Премии «Silver Ribbon» (Италия): фильм и Ферилли. Номинации: сценарий, Рагонезе, Джинни, съемки и декорации. Номинация на премии «David» (Италия): фильм, сценарий, Ферилли, Рамаззотти и спецэффекты. Премия «Золотой глобус» (Италия): фильм и Ферилли. Номинация – музыка Ф.Пьерсанти. Сборы в Италии €3,9 млн. Бюджет €5,4 млн. Рейтинг IMDb – 7/796 голосов.

“ХРУСТАЛЕВ, МАШИНУ”

(15, Вс, СТВ, 23-40)

Khroustaliov, ma voiture/Khrustalyov, My Car!, Россия – Франция, 1998, 141 мин., R. Реж. Алексей Герман («Проверка на дорогах», “Трудно быть Богом”); в рол.: Юрий Цурило (ген. Юрий Кленский), Нина Русланова (генеральша), Юрий Ярвет-мл. (финский репортер), Александр Баширов (Федя Арамышев), Алексей Герман, Михаил Дементьев (сын генерала), Евгений Важенин (гэбист в штатстком), Сергей Дьячков (курсант), Алексей Жарков (чин МВД), Александр Лыков (зэк-шофер), Юрий Нифонтов (Толик), Генриетта Яновская (сестра генерала), Нийоле Нармонтайте (Соня), Дмитрий Пригов (анестезиолог), Константин Хабенский (оркестрант с бенгальскими огнями), Михаил Трухин (дирижер), Виктор Степанов (Терентий Фомич), Ольга Самошина (влюбленная учительница), Иван Мацкевич ("двойник" генерала), Геннадий Четвериков (пахан), Валерий Филонов (Побужинский), Олег Гаркуша, Александр Кашкер

Ретро-драма, которая более всего будоражила умы прогрессивной общественности, пока добралась до экранов. Но, честно говоря, лучше бы этого не делала. По крайней мере, для меня. Ведь поистине горько критически подходить к творению великого гражданина и режиссера А.Германа. Я, конечно, ознакомился с восторженными аннотациями высоколобых киноведов (и приводил их в «TV-шпаргалке» №27/03), еще раз прочитав, сколь долго и мучительно сложно шла работа над фильмом (в течение 7 лет, с долгими паузами из-за отсутствия финансирования), вспомнил триумфальную для Германа церемонию вручения “Ники”... Но и в данном случае я не буду кривить душой и скажу предельно прямо: на мой субъективный взгляд фильм откровенно не удался, и будь его автором не Герман, а по аналогии с рекламой стирального порошка – “обычный режиссер” -- он вряд ли вызвал бы большой интерес. Не знаю, как у других, а мои мысли во время просмотра концентрировались не на событиях фильма, а на его создателях. Лезли на ум какие-то параллели с фирменными стилями других Мастеров (Феллини, Леоне, Муратова, Сокуров и т.д.).

хрусталев 1

Возникали ощущения, что тобой дьявольски манипулируют, используя откровенно “неспортивные приемы”, которые в ином случае были бы восприняты как брак в звуке и изображении. А в конце фильма приходит понимание, что он мог длиться сколь угодно долго, а мог бы и сократиться на часок без особых потерь для раскрытия замысла. Мне кажется, что уместно сравнение с концертным вариантом песенного хита, когда исполнение растягивается в несколько раз – с длинным вступлением, похожими на импровизацию отыгрышами и уступанием инициативы пришедшей в экстаз горланящей публике. Но там заводные попсовые фанаты, а тут трагическая, бередящая душу тема, которая превращена в кинематографический эксперимент в стиле вывернутой наизнанку скандинавской “Догмы” (за время создания “Хрусталева” она успела войти в моду и выйти из нее), когда все настолько тщательно поставлено и трепетно снято, что похоже на импровизацию с видеокамерой и живым звуком. Впрочем, в фильме есть и поистине грандиозные фрагменты, и потрясающие образы, и проявления истинно германовского стиля. И я отнюдь не пытаюсь отговорить вас от просмотра фильма, тем более понимая, что настоящего киномана мои слова не остановят, а любитель коммерческих забав все равно “долго не протянет” у экрана. Свою миссию я вижу в том, чтобы предостеречь от завышенных ожиданий, всегда чреватых разочарованиями, и призываю смотреть не столько Германа, сколько еще один взгляд на эпоху сталинизма. Эпоху, в которую “порядок” достигался в величайшей степени непорядочной жестокостью и всеохватывающим унижением.

хрусталев 2

Прокатная судьба фильма оказалась под стать съемочной. В Канне он провалился с грохотом. Никто не ожидал столь радикальных киноформ – все думали увидеть мощное, но относительно традиционное кино в духе "Лапшина". Но уже тогда “Le Figaro” сообщила, что Герман – современный Босх, а через полгода вся французская пресса заговорила о том, что в Канне произошла трагическая ошибка, что Герман должен был победить. Любопытно, какое отношение к «Хрусталеву» сегодня. Среди исполнителей ролей много культовых персон.

хрусталев4

Премии “Ника”: фильм, режиссура, съемки В.Ильина (“Торпедоносцы”), музыка А.Петрова, декорации и костюмы. Номинации: сценарий Германа и его супруги-соратницы Светланы Кармалиты, Русланова и звук. Премии “Овен”: фильм, режиссура и декорации. Специальная награда -- Цурило. Гран-при фестиваля «Кинотавр». Во Франции фильм посмотрели 26 тыс зрителей. Рейтинг IMDb – 7,2/406 голосов. 42,4% оценили фильм в10 баллов, а 6% -- в 1. Посетитель этого сайта из Питтсбурга пишет, что это фильм, которому мыслящие зрители поставят 10 баллов, а желающие поразвлечься – 3 балла.

хрусталев3

Дальше следуют сопоставления с ранним С.Леоне, Ф.Рози, “8 1/2” Феллини, “Мастером и Маргаритой” Булгакова, “Носом” Гоголя и комиксами Бена Катчора. **

Фильм из СССР

«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

(15, Вс, ОНТ, 16-20)

Heart of the Dog, СССР, 1988, 130 мин., PG. Реж. Владимир Бортко («Афганский излом», «Мастер и Маргарита»); в рол.: Владимир Толоконников (Полиграф Полиграфович Шариков), Евгений Евстигнеев (проф. Преображенский), Борис Плотников (д-р Борменталь), Роман Карцев (Швондер), Нина Русланова (Дарья Петровна), Ольга Мелихова (Зиночка), Анжелика Неволина (Васнецова), Алексей Миронов (Федор), Наталья Фоменко (Вяземская), Евгений Кузнецов (Пеструхин), Иван Ганжа (Жаровкин), Сергей Филиппов, Роман Ткачук, Наталья Лапина, Юрий Кузнецов

Собачье с 3

Фантастическая сатирическая трагикомедия для ТВ по одноименной повести М.Булгакова (1891-1940), которую до этого экранизировали лишь однажды, причем усилиями итальянско-немецкой группы. Впрочем, лишь перестройка позволила советским кинематографистам прикоснуться к булгаковскому шедевру, и они на редкость удачно использовали эту возможность. Каждая реплика, каждый нюанс представляемой ленты преисполнены глубокого смысла и язвительной сатиры. Многие цитаты из него зажили самостоятельной жизнью (например, о нежелательности чтения перед завтраком советских газет). Рассыпаясь в комплиментах фильму и его создателям, критик М.Иванов называет приглашение 44-летнего дебютанта В.Толоконникова («Мечты идиота») самым удачным подбором актера за всю историю кино.

Собачье с 1

Хотя нынче модный В.Сухоруков («Брат») утверждает, что он сыграл бы еще лучше. Итак, 20-е годы прошлого века. Москва. Несмотря на многочисленные бытовые трудности, знаменитый профессор Преображенский задумывает поистине судьбоносный эксперимент: пересадку гипофиза недавно умершего человека дворовому псу. Подопытными становятся уличная дворняга Шарик и труп убитого в пивнушке тунеядца Клима Чугункина. Сложнейшая операция приводит к поистине невероятному результату -- очеловечиванию животного. Увы, из Шарикова получился агрессивный люмпен, нацеленный "все взять и поделить"...

Собачье с 2

Музыка В.Дашкевича. Текст песен Юлия Кима. Гран-при МКФ в Перудже. Государственная премия РСФСР. Главный приз ВТФ. Рейтинг IMDb невероятно высок -- 9/1824 голоса. ***

 

https://www.traditionrolex.com/8