https://www.traditionrolex.com/8
<p>«Сказка про темноту», «Слепота», «Ничего себе поездочка» и «Шанхайские рыцари»</p>

«СКАЗКА ПРО ТЕМНОТУ»

(28, Сб, ОНТ, 23-45)

Россия, 2009, 77 мин., R Реж. Николай Хомерики («977», «Черчилль»); в рол.: Алиса Хазанова (Геля), Борис Каморзин (Димыч), Юрий Сафаров (Баграт), Лариса Белоброва (учительница танцев), Александр Долуда

Сказка про темноту 4

Ироническая мелодрама по сценарию Н.Хомерики и модного драматурга Александра Родионова («Все умрут, а я останусь», «Сумасшедшая помощь»). Фильм снят по канонам артхауса с резким привкусом чернухи, так что на телепрограмме «Закрытый показ», в рамках которой мы увидим «Сказку про темноту», будет жарко. Честно говоря, было удивительно видеть в главной роли 35-летнюю Алису Хазанову («977»), дочь великого комика, балерину, получившую хореографическое образование в Москве и Нью-Йорке.

Сказка про темноту 2

Ведь в данном фильме она предстает обнаженной, ругается матом, а танцует на курсах в клубе, причем почти всегда без партнера (либо и вовсе сидя на скамейке в красивом платье), что для нее огромная проблема. Под обычным пальтишком у Гели, как правило, прячется форма офицера милиции. Когда она впервые «приводит» зрителей в свой офис, в его курилке возникает ощущение натуральной бандитской малины.

Сказка про темноту

Сказка 3

Довольно противный мент Димыч первым делом лезет Геле под одежду, чтобы «сделать массаж сердца», а окружающими это воспринимается как привычное шоу. Она же лишь предлагает пойти вместе на танцы. Мол, ты толстый, тебе полезно. В ответ звучат мерзкие ругательства, в которые вмонтировано и конструктивное предложение: «Ты сначала дай, а потом залупайся, поняла?» Работа этих стражей порядка связана с натуральными изгоями общества. Попав в очередную городскую клоаку, Геля замечает мальчика Пашу, который не только по-взрослому и постоянно матерится, но и озлоблен, словно волчонок. Будучи сотрудницей по делам несовершеннолетних, наша героиня должна разбираться именно с ним. У Гели на самом деле получается находить общий язык даже с самыми запущенными экземплярами, у нее несомненный дар психолога. Поэтому даже удивительно, насколько плохо у нее обстоит дело со взрослыми мужчинами, хотя она давно созрела для создания семьи.

сказка

Сказка 1

История с Пашей – новый стимул для нее. Порой Геля откровенно рискует, зазывая к себе домой ответившего на ее немудреное кокетство мужчину, но таковые всегда сбегают, особенно узнав род ее занятий. Несчастная Геля бодрится, хотя оснований для этого все меньше. Она отправляется на пикник, организованный успешной одноклассницей, а там, якобы затеяв игру «Искупай мента», девушку сталкивают в грязную воду, еще и приговаривая: «Моя милиция меня бережет». Обидно, унизительно, но жизнь продолжается. Приходится вновь атаковать лысого старлея Димыча, чтобы заполучить танц-партнера. Она накачивает его водкой, а потом «берет на понт»: мол, не стоит у тебя – и все тут. Конечно, бравому офицеру приходится делом доказывать, что все у него как должно. Доходит до безобразной разборки, но вот они уже танцуют, если это можно так назвать… Хореографу Геля признается, что хочет «быть другой, не такой сухой и старой». Но жизнь ее словно замкнулась в мире, в котором нет места добру и красоте даже для тех, кто добр и красив. Благодаря черному и серому юмору, рассыпанному по ткани картины, несмотря ни на что она не оставляет ощущения депрессивной. Правда, не представляю, как при телепоказе будут запикивать нецензурную брань. Ведь в ряде эпизодов ею просто-напросто разговаривают.

PDVD_027

Снимался фильм во Владивостоке. Экспедиция туда потребовала массу денег, но для Хомерики была важна атмосфера столицы Дальнего Востока. Только тут можно выхватить такой план: героиня с молодым человеком идут по безлюдной, полуразрушенной улице сквозь длиннющий строй дорогих иномарок, купленных на другом берегу Японского моря. Рассказав про это в интервью «Rolling Stone», Николай также признается, что очень любит выпить, и не случайно на закрытии «Кинотавра» еле выполз на сцену, а потом дважды чуть не упал с нее, спускаясь в зал с призом: «Выпиваю. Пытаюсь делать это реже, но не особо получается. Во время работы тоже, но только в конце дня, после съемки. Совсем не пить не могу, потому что стресс очень большой. Я за все очень волнуюсь». Так что весомость темы алкоголя в «Сказке…» – это еще и следствие личного подхода к жизни.

Участие в программе «Особый взгляд» на МКФ в Канне. 42-летний Б.Каморзин («Долгое прощание») удостоился приза фестиваля «Кинотавр». Кстати, он также известен по нашумевшему эпатажному спектаклю «Коммуниканты», в котором много мата и голых тел. Премии «Белый слон»: Каморзин и съемки А.Хамидходжаева, претендовавшего также на «Нику». Участие в МКФ в Братиславе и КФ «Окно в Европу» (Выборг). Сборы в России $22 тыс. Бюджет $1 млн. Рейтинг IMDb – 6,6/94 голоса. Рейтинг сайта «Кинопоиск» (РФ) заметно ниже – 5,5/439 голосов. **1/2

«СЛЕПОТА»

(28, Сб, НТВ, 22-45)

Blindness, Канада – Бразилия – Япония, 2008, 121 мин., R. Реж. Фернанду Мейреллиш («Город Бога», «Преданный садовник»); в рол.: Джулианна Мур (жена врача), Марк Руффало (врач), Гаэль Гарсия Берналь (бармен), Дэнни Гловер (черноглазый), Элис Брага (женщина в темных очках), Сандра Ох (полицейская), Мори Чайкин, Дон Маккеллар (вор), Кика Мейреллиш

Слепота 2

Притча с социальными подтекстами и элементами «черной» комедии, реализованная в формате фильма-катастрофы. Лента снята по одноименной (1995 г.) книге португальца Жозе де Соза Сарамаго (16.11.1922–18.6.2010), лауреата Нобелевской премии (за «Евангелие от Иисуса»), представителя левых взглядов. Книги Сарамаго выходили в СССР, а вот в Ватикане вызывали протест. Его «Воспоминания о монастыре» мечтал поставить сам Ф.Феллини, но не успел. Работа над постановкой «Слепоты» началась в 1999 году, когда Сарамаго предоставил права на экранизацию, выставив условие, чтобы действие не происходило ни в одной из очевидно узнаваемых стран.

Слепота 1

Итак, современный мегаполис. Все вокруг относительно благополучно. Вот только сидящий за рулем автомобиля японец стремительно слепнет. Он словно бы плывет в молоке или тумане, но таки попадает домой. Встревоженная жена тащит его к врачу, но тот удивлен, ведь глаза внешне выглядят идеально. И откуда он мог знать, что сия форма слепоты заразна? Так что скоро становится незрячим и доктор. Между тем болезнь приобретает масштаб эпидемии, и общество, пытаясь сдержать ее развитие, пользуется очень суровыми мерами, которые по меркам обычного времени можно квалифицировать как человеконенавистнические. Ослепшие люди загоняются в резервации, где фактически предоставлены сами себе. Причем у них нет полезных навыков, которые обретают со временем незрячие или родившиеся таковыми.

PDVD_016

Жертвам эпидемии крайне сложно ориентироваться в пространстве, решать простейшие жизненные задачи и удовлетворять естественные потребности. К счастью для доктора, его не бросает еще не заболевшая жена, которая, выдав себя за слепую, тоже оказывается в страшной зоне. Здесь не хватает ни коек, ни еды, не говоря уж о медицинском обеспечении. Вокруг грязь, беспорядочно возникают кучи мусора. Но довести ситуацию до реализма духа у киношников не хватило, иначе они бы не забыли, что человеку требуется туалет. Впрочем, в фильме много моментов, которые разумом, логикой не объяснишь. Просто так нужно, чтобы глубже вникнуть в те философские психологические аспекты, которые более всего важны создателям «Слепоты». Поэтому, например, солдаты, которые контролируют концлагерь для слепых, не слишком-то изолируются от них. Между тем на первый план выходит то, как формируются устои внутри зоны. Доминируют сильные, коварные, плюющие на принципы. Всё как в обычной жизни, хотя и непригляднее. Складывается и своеобразный рынок пищи, напоминающий то, как богатые страны помогают бедным. Впрочем, в фильме есть и свет в конце туннеля…

PDVD_024

В «Слепоте» немало ярких, впечатляющих сцен, в том числе связанных с насилием и обнаженкой, но на первом плане все же призыв задуматься. В том числе и о себе. Можно ведь представить, кем станешь, коли окажешься в подобной ситуации? Разумеется, слепота – это еще и образ общества, которое живет только собственными заботами, злобствует и не думает о лучшей доле. Первоначально главная мужская роль отводилась Д.Крэйгу («Казино «Рояль»), но у него не нашлось на «Слепоту» времени. Его заменил 40-летний М.Руффало («Детки в порядке»), ныне весьма популярный. Съемки проводились в Бразилии, Уругвае и Канаде. Примерно на 40-й минуте ленты, когда рассказывается о повсеместном характере эпидемии (разбиваются самолеты, автобусы и т.д.), показан фрагмент черно-белой записи видеонаблюдения из московского Лефортовского тоннеля. Для подготовки к съемкам был организован «слепой лагерь», в котором набирались опыта артисты и статисты. Им в глаза вставляли особые линзы (либо глаза просто завязывали) и вывозили в неизвестное для них место, но, разумеется, с подстраховкой. Несколько сцен ленты позаимствованы из картин английского художника Люсьена Фрейда (внука знаменитого психолога). Например, обнаженная женщина, лежащая на кровати лицом вниз в психиатрической больнице. Показом «Слепоты» открывался МКФ в Канне. На этом мероприятии намеревался присутствовать Х.Сарамаго, но врачи не позволили ему путешествовать, поэтому режиссер привез ему «Слепоту» в Лиссабон. В заявлении Федерации слепых фильм осуждался за дискредитацию незрячих людей, представленных на экране как грязные, порочные и развратные. Организовывались протестные акции.

PDVD_013

Национальная кинопремия Бразилии: фильм, съемки, грим, спецэффекты. Номинации: фильм, режиссура, сценарий Дона Маккеллара, Берналь, Брага, музыка, монтаж и звук. Премия «Silver Frog» за съемки. Ярко сыгравшая 47-летняя Д.Мур («Ганнибал») номинировалась на «Сатурн». Сборы в США $3,4 млн. Сборы в остальном мире $16,5 млн. Сборы в России $25 тыс. В Бразилии фильм посмотрели 7,8 млн зрителей. Бюджет $25 млн. Рейтинг IMDb – 6,6/28419 голосов. ***

«НИЧЕГО СЕБЕ ПОЕЗДОЧКА» **1/2

(28, Ср, БТ, 23-50)

Joy Ride/Roadkill, США, 2001, 97 мин., CD, R. Реж. Джон Дал («На запад от Красной скалы», «Шулера»); в рол.: Пол Уокер (Льюис Томас), Стив Зан (Фуллер Томас), Лили Собески (Венна), Джессика Боуман (Шарлотта), Стюарт Стоун (Дэнни), Бейзил Уоллес (торговец автомобилями), Кеннет Уайт (Рональд), Джим Бифер (шериф Риттер), Мэттью Кимбруг (Ржавый Гвоздь)

Триллер в сочетании с дорожным фильмом. Небанальная и неглупая лента, в которой есть и характеры, и интрига, и несколько запоминающихся сцен. Правда, может раздражать определенная сюжетная размытость, неудовлетворенное желание увидеть комедию (коей фильм может показаться поначалу) и наличие жанровых клише. Но ведь никто и не обещал фестивального шедевра.

Ничего себе3

Итак, пришли каникулы, а окончившая первый курс Венна (18-летняя Л.Собески, «Жанна Д’Арк») не спешит домой. Разве что поехать на машине, чтобы в долгом пути развеяться. Влюбленному в нее красавчику Льюису (27-летний П.Уокер, «Форсаж») достаточно намека. Он сдает свой авиабилет и покупает автомобиль 1974 года выпуска. Наверное, Льюису удалось бы реализовать свой план покорения сердца Венны, но он вынужден заехать в Солт-Лейк-Сити, дабы захватить отсидевшего свой срок родного брата Фуллера (32-летний С.Зан, «Гамлет»). Тот сразу оправдывает репутацию бедового парня: приобретает на заправке автомобильную рацию и принимается за дерзкие игры в эфире. Глупые шутки порой имеют трагические последствия. В результате розыгрыша, сделанного женским голосом, путешественники связываются с неким Ржавым Гвоздем. Кто мог предвидеть, что он окажется таким маниакально настойчивым!..

ничего себе 6

Для равновесия приведу мнение пострадавшего от просмотра «…Поездочки» критика. «Загадка, «зачем я сижу и это смотрю», оказывается наиболее интересным моментом просмотра фильма, – пишет К.Тарханова. – Ну покатались по ночным дорогам, ну проучили брательников за безобидный розыгрыш. Только все это было уже тысячу раз во всяких «попутчиках» и «мальчишниках», от коэновской «Просто крови» до спилберговской «Дуэли». Весь саспенс какой-то ученический – Хичкока сегодня только ленивый не смотрел. И черный юмор с голыми задницами в «Макдональдсе» тоже совсем не смешной, потому что ничем не кончается. Хорошо сделана погоня ночью по кукурузному полю – это да. Но в настоящих ужастиках типа «Воздушной кукурузы» ее делают лучше. В общем, по-настоящему хорошо на этом фильме лишь одно: на нем хорошо спится».

Съемки проводились в штатах Юта, Невада и Калифорния. Номинация на премию «Сатурн» за фильм. Сборы в США $22 млн. Сборы за рубежом $15 млн. Бюджет $23 млн. Рейтинг IMDb – 6,6/24117 голосов. **1/2

«ШАНХАЙСКИЕ РЫЦАРИ» **

(28-29, Сб-Вс, СТВ, 21-30 и 7-05)

Shanghai Knights, США – Великобритания – Чехия, 2003, 114 мин., PG-13 Реж. Дэвид Добкин («Мишени», «Хочу как ты»); в рол.: Джеки Чан (Чон Ванг), Оуэн Уилсон (Рой О'Бэннон), Донни Йен (Ву Чоу), Эйдан Гиллен (лорд Нельсон Рэтбоун), Фанн Вонг (Чон Лин), Том Фишер (Артур К.Дойл), Джемма Джонс (королева Виктория), Эарон Джонсон (Чарли Чаплин), Ким Чан (отец Чона), Константин Грегори, Оливер Коттон (Джек-потрошитель), Джонатан Харви, Ричард Хаас, Джон Оуэнс

сказка 4

Приключенческая эксцентрическая пародийная комедия. Коммерчески благополучный сиквел «Шанхайского полдня» (2000, см. «TV-шпаргалку» №19/2005). Отмечу сразу – в ленте великое множество несуразностей исторического плана. Взамен достоверности авторы получили комедийно-пародийные возможности от произвольного тасования реальных событий и личностей. События «Шанхайских рыцарей» происходят на рубеже XIX–XX веков. И не на Диком Западе, а в донельзя цивилизованном Лондоне. Наши удалые герои приезжают сюда, чтобы отомстить за смерть отца Чона и найти императорскую печать. Параллельно и уже с участием Лин, сестры Чона, раскрывается всемирный заговор, предусматривающий убийство королевской семьи и направленный против Британской и Китайской империй. Правое дело герои вершат, разумеется, «ставя на уши» всю британскую столицу (включая Биг-Бен, Музей мадам Тюссо, Стоунхендж, Букингемский дворец с фирменными стражниками), причем с участием инспектора Скотланд-Ярда. Высокий бюджет дает знать о себе в каждом плане, а хеппи-энд неизбежен как британский дождь… Я с большой симпатией отношусь к творчеству Д.Чана («Пьяный мастер»), но сей фильм, увы, скорее ностальгия по его почти ушедшим чудо-возможностям, чем еще одно их подтверждение. Драматурги, несомненно, постарались компенсировать потерю гибкости тела артиста, но их гэги почему-то часто напоминают выпуск «Аншлага». Тем не менее особого разочарования от просмотра ленты я, к счастью, так и не испытал. И не только я. Как пишет, например, критик С.Зельвенский («Афиша»): «Временами кажется, что сценарий этого фильма написал опустившийся Борис Акунин, которому голливудские мейджоры подкинули халтуру. Тут всё как он любит: игра с жанрами, культурные референции, шутки для своих, период даже любимый – конец XIX века. Правда, сварено совсем уж как-то незамысловато. Немного вестерна, немного кун-фу, чуть-чуть викторианского детектива, добавить «плаща и шпаги», смешать с Индианой Джонсом, озвучить старенькими поп-шлягерами – и получается продукт столь же безвкусный, сколь и безвредный. «Шанхайские рыцари» явно не из тех картин, на которые хочется специально тащиться в кинотеатр. В то же время есть что-то приятно-успокаивающее во всем этом, какая-то стабильность: Земля вертится, солнце светит, новый фильм с Чаном выходит».

Съемки проводились в Праге, Карловых Варах, Калгари, Лондоне и Лос-Анджелесе. Номинации на премии MTV: тандем Чан–Уилсон и трюк Фанн Вонг. Сборы в США $60,5 млн. Сборы за рубежом $27,8 млн. Бюджет $50 млн. Затраты на маркетинг $25 млн. Рейтинг IMDb – 6,2/27519 голосов. **

https://www.traditionrolex.com/8