https://www.traditionrolex.com/8
<p>TIO.BY продолжает публикацию мнений экспертов экономической сферы. В своем блоге руководитель научного исследовательского центра Мизеса, кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года Ярослав Романчук рассматривает несколько сценариев развития экономической ситуации в стране.</p>

TIO.BY продолжает публикацию мнений экспертов экономической сферы. В своем блоге руководитель научного исследовательского центра Мизеса, кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года Ярослав Романчук рассматривает несколько сценариев развития экономической ситуации в стране:

«…Показатель $1 = Br4 930 не имеет ничего общего с рынком, как и его старый «собрат». Вместо настоящего, реального, рыночного курса порочная Троица (администрация президента – Нацбанк – Совет Министров) в очередной раз подсунула нам суррогат, подделку.

Вместо валютного рынка – валютный плац

Romanchuk Для человека есть такая стадия болезни, когда лечиться поздно… В экономике все иначе. Включать мозги и начинать лечение никогда не поздно. 24 мая 2011 года Национальный банк начал курс шоковой терапии белорусской экономики. Курс $1 = Br4 930 – это начало лечения болезни, которая называется «административное регулирование цены белорусского рубля»…

Почему именно Br4 930, а не Br5 300 или Br4 700, знает только узкий круг допущенных до принятия решений чиновников Троицы. По каким-то субъективным признакам и личным предпочтениям они вышли на эту цифру. Назвать такой курс рыночным нет никаких оснований. Назвать его свободным, соответствующим действительности тоже нельзя.

Вплоть до 24 мая безналичный доллар торговался по Br7 000 – 8 000, а многие импортеры и продавцы «забивали» в цену курс Br10 000 и даже выше. Наличный доллар торговался по Br5 300 – 6 000. Да, Br4 930 гораздо ближе к цифрам реальных обменных операций, чем Br3 150, курс умирающей плановой экономики. Однако это не то, что надо. Для бизнеса и населения важна не столько абсолютная цифра (цена белорусского рубля) курса, сколько порядок ее получения и формирования. Нацбанк своим решением не развеял сомнения участников рынка, не снял девальвационные и инфляционные ожидания. Люди/юридические лица, которые уже потеряли на девальвации, продолжат формировать курс с учетом этих самых ожиданий. На 24 мая они явно не вкладываются в 2%. Значит, порядок на валютном рынке не появится. Вернее не на рынке, а на валютном плацу, на котором нет свободной торговли валютами, а работают жесткие приказы Троицы.

Троица «украла» у белорусов пять лет жизни

Белорусы в очередной раз на своей шкуре убедились во вредности и опасности государственного регулирования цен. Симптомом этой экономической болезни стала множественность курсов и большой шлейф других проблем. Буквально за февраль – май 2011 года болезнь поразила производителей и торговлю, сорвала планы бизнеса, разрушила в прах бюджет страны, повергла в уныние рублевых вкладчиков, вызвала шок у бюджетников и всех тех, кто получает доходы в рублях. Попытки белорусской правящей Троицы решить проблему административными методами, запретами и ограничениями полностью провалились…

Удар по иллюзиям бюджетников и других сторонников белорусского рубля был ожидаемым, но от этого не менее болезненным. Возмущению людей, которые поверили в план четвертой пятилетки и менеджмент Троицы, нет пределов. Осознание того, что средняя зарплата в I квартале официально превратилась с $472 в месяц (Br1 464тыс.) до $297, а пенсия в апреле сжалась со $189 (Br586,5тыс.) до $119, приходит через гнев и ярость. По уровню зарплаты мы более чем в 2 раза отстаем от России. Нас уже обгоняет Украина, а поляки обставили нас более чем в 5 раз….

В 2010 году ВВП Беларуси составил Br163 триллиона. По официальному курсу это составило $54,7млрд. При пересчете этого показателя по более реалистичному курсу Br5 000, ВВП за прошлый год сжимается в долларовом эквиваленте до $32,6млрд. ВВП на душу населения получается $3 450. В 2005 году было $3 098, в 2006 году – $3 810.

Получается, что экономическая политика Троицы «украла» у нас пять лет жизни, сбережений и надежд… Восстановление уровня доходов займет, в случае рыночных реформ, как минимум, пять лет. Вот вам цена «правильного» курса. Десять лет жизни за то, что бюрократическая Троица возомнила себя богами…

Это еще не конец испытаний

Как ни горько это осознавать, но мы далеки от конца валютных издевательств над экономикой и людьми. Рано или поздно Троица должна будет признать рыночную реальность, выйти на свободный курс белорусского рубля и либерализацию валютного рынка…

Оптимистический сценарий предполагает следующие действия.

Первое. П. Прокопович со своей командой должны изъять из обращения лишнюю рублевую массу, снять административные барьеры на валютном рынке. Он должен повысить ставку рефинансирования до 20%, чтобы сбить спрос на рубли и послать правильные сигналы участникам рынка. Одновременно он должен однозначно прекратить финансирование госрасходов и полностью сконцентрироваться на борьбе с инфляцией. Такие действия увеличат вероятность выхода на рыночный курс $1 = Br5 000 – 6 000 к 1 июля 2011 года.

Второе. …М. Мясникович сотоварищи обязаны, наконец, пересмотреть бюджет страны на 2011 год, отказаться от финансирования сотен государственных программ и коммерческих проектов. Ужиматься в расходах нужно не на 1–2 процентных пункта ВВП, а, как минимум, на десять.

Третье. Стабилизации валютного рынка на уровне $5 500 +/-10% поможет получение кредита в $1млрд. от фонда ЕврАзЭС и приватизация государственных активов на $3 – 5 млрд. уже в этом году.

Четвертым важным фактором стабилизации экономики и снятия социального напряжения была бы продажа государственных и муниципальных объектов арендаторам по остаточной стоимости. Для населения можно было бы ввести земельные ваучеры и начать включать землю в коммерческий оборот. Такие меры позволили бы хоть частично компенсировать потери бизнеса и населения от двойного удара (девальвация + инфляция) по деньгам и жизням. К тому же, приватизация земли и имущества белорусам связала бы рублевую денежную массу.

Наконец, пятый фактор касается персоналий. Новую, рыночную политику нельзя делать со старыми лицами. Поэтому для восстановления доверия к белорусскому рублю, к правительству в целом, нужно было бы отправить в отставку П. Прокоповича, М. Мясниковича и А. Кобякова (главного по вопросам экономики в администрации президента)…

Возможен и пессимистический сценарий. Нацбанк будет зубами держать курс Br4 930 и каленым железом наказывать тех, кто торгует валютой по более высокому курсу. Понятное дело, что рынок будет игнорировать бюрократический пыл Нацбанка и контрольных органов. При этом денежный печатный станок продолжит переполнять нашу экономику «фантиками». Совет министров не сломает аграрное, строительное и промышленное лобби и продолжит финансировать госрасходы по старому бюджету… В этом сценарии до конца 2011 года белорусский рубль может опуститься до Br10 000 за $1.

Перестройка в Беларуси набирает обороты. Пока мы до стройки не дошли. Пока идет только ломка.

Ответ Ярослава Романчука на один из комментариев к записи в блоге:

«При росте цен на товары, спрос на которые неэластичный (т.е. мало меняется в зависимости от роста цены), вниз могут пойти цены на товары, спрос на которые эластичный. Это те, которые в условиях сокращения доходов не так важны для белорусов. Каждый человек сам решает, какие товары для него критически важные. Помните анекдот о том, как сын отцу сообщает о росте цен на водку и что он будет меньше пить. Тот ему отвечает, что пить он будет столько же. Это значит, что спрос на водку неэластичен.
Анализируя структуру расходов домашних хозяйств, я полагаю, что упадет спрос, а значит, и цены на одежду и обувь, строительные материалы, квартиры, отдых за рубежом (там, где это возможно), услуги сферы развлечений, медицинские и образовательные. Наверняка упадут цены на аренду жилья и недвижимости. Процесс адаптации к новому уровню цен на неэластичные товары (электроэнергия, топливо, ЖКУ) проходит в каждой стране по особому, исходят из предпочтений людей в данное конкретное время».

https://www.traditionrolex.com/8