https://www.traditionrolex.com/8
<p>Вслед за ростом цен на топливо, сахар и железнодорожные билеты выросла и стоимость туристических услуг. И пока в одних компаниях вовсе не берут с туристов плату за оказание услуг, в других удерживают их стоимость на прежнем уровне, а в третьих поднимают ее на 13–50%.</p>

Вслед за ростом цен на топливо, сахар и железнодорожные билеты выросла и стоимость туристических услуг. И пока в одних компаниях вовсе не берут с туристов плату за оказание услуг, в других удерживают их стоимость на прежнем уровне, а в третьих поднимают ее на 13–50%.

«Туристическая услуга» – комплексное понятие, которое обычно включает услуги по подбору тура с учетом пожеланий заказчика, заполнению анкет для посольства, бронированию гостиниц и билетов, оформлению сопутствующих документов, предоставлению исчерпывающей информации о предполагаемом путешествии – одним словом, все то, что обычно указывается в разделе договора об обязанностях поставщика услуг.

В прошлом сезоне стоимость туруслуги колебалась в пределах от 33 000 до 70 000 белорусских рублей. В этом году до недавнего времени фирмы просили за свои услуги от 40 000 до 80 000 рублей. Однако девальвация национальной валюты вынудила компании пересмотреть ценовую политику, и теперь диапазон составляет от 80 000 до 120 000 рублей. Вместе с тем, если перевести стоимость туристических услуг в долларовый эквивалент по официальному курсу, то изменения окажутся практически незаметными: 10–25 и 16–25 долларов США в 2010 и 2011 году соответственно.

Стоимость туруслуги формируется с учетом накладных расходов, к которым относятся аренда офиса, коммунальные платежи, отчисления в фонд зарплаты, расходы на рекламу, оплату телефонных счетов, канцелярских принадлежностей и других «мелочей», от которых зависит нормальная жизнедеятельность компании. К этому добавляются налоги, в том числе и НДС, а также ожидаемая прибыль – важная составляющая ценообразования в туризме, как и в любой другой отрасли. Безусловно, все компании заинтересованы в том, чтобы уровень доходности, заложенный в стоимости услуг, был как можно выше. Строгих ограничений величины закладываемой в цену прибыли не существует, именно поэтому размер вознаграждения за оказание услуг варьируется от агентства к агентству.

«Стоимость аренды офиса привязана к евро, курс которого постоянно растет, дорожает телефонная связь, увеличиваются затраты на рекламу. В ближайшем будущем планируется увеличение заработной платы сотрудникам, которые продолжают работать. Все это приводит к тому, что нам приходится увеличивать стоимость туруслуги, иначе нас всех ждет крах, – объясняет директор компании «КолорЛэнд» Наталья Бугаева. – Более того, не исключено, что после недавнего подорожания стоимость туруслуг может увеличиться еще примерно на 20%, поскольку цены постоянно растут, в том числе и на транспортные услуги».

По законам экономической логики, при росте цен на товары и услуги с неэластичным спросом, к которым относятся, к примеру, продукты и лекарства, цены на товары и услуги с эластичным спросом, среди которых также и туристические поездки, должны устремляться вниз. Однако в Беларуси – видимо, в силу особенного пути развития – классические механизмы экономики не работают, поэтому турфирмы не могут не то что снизить стоимость услуг, но даже удержать ее на прежнем уровне. При этом, как ни парадоксально, повышение цен на обслуживание пока не отпугивает клиентов.

«Как и многие другие компании на белорусском рынке, мы выживаем за счет постоянных клиентов. Конечно, они вздыхают, когда узнают о повышении стоимости туруслуги, но рисковать и уходить в другую фирму не хотят – они стали постоянными, потому что уверены в качестве услуг, которые мы оказываем, – комментирует Наталья Бугаева. – К тому же мы пока не намного увеличили стоимость туруслуги, так что наши клиенты спокойно отреагировали на повышение, отнеслись к нему с пониманием».

Также стоит добавить, что средние и мелкие турфирмы не могут совсем отказаться от взимания платы за оказание услуг: для большинства из них это один из основных источников дохода наряду с комиссионным вознаграждением от туроператоров. Чаще всего без взимания дополнительной оплаты продаются авиатуры, в то время как автобусные туры и бронирование отдыха в Беларуси подразумевают отдельное вознаграждение фирме. Впрочем, как показывают события последних дней, ситуация может измениться в любую минуту.

Тем временем на сайте компании «Внешинтурист» можно найти следующее объявление: «С 19.05.2011 в связи с изменением курса евро стоимость туристической услуги составляет 400 000 белорусских рублей (эквивалент 50 евро)». Однако, как пояснили в офисе компании, это не туруслуга в привычном понимании, а предоплата за автобусный тур.

https://www.traditionrolex.com/8