1. Открытие визовых центров, введение дактилоскопии
Такое ощущение, что мандраж туристических компаний, связанный с визовой темой, нельзя сравнить даже с печальными ожиданиями по поводу второго пункта нашего перечня. От визовых центров организованный белорусский турбизнес, кажется, ничего хорошего не ждет. К этому выводу их когда-то подтолкнул опыт работы с испанским визовым центром, который отлично справляется с обработкой документов индивидуальных туристов, но у которого технически не заладился процесс сотрудничества с турфирмами. В данное время турфирмы мечутся между новыми визовыми центрами и «старыми» консульскими отделами посольств – в стремлении как-то сохранить за собой возможность работы в прежнем привычном формате. Не добавляет оптимизма и грядущая дактилоскопия, которая предполагает личное посещение туристом визового центра или посольства. Понятно, как это повлияет на скорость обработки документов, финальной выдачи желанных виз и, соответственно, потоках туристов, в которых так заинтересованы турфирмы.
2. Ползучее уменьшение доходов населения
Ползучим мы назвали его, потому что процесс этот, по всей видимости, не ограничивается одним одномоментным уменьшением доходов, связанным с двух-трех-недельной кризисной ситуацией. Увы, очевидно, что прежний потенциал развития экономики и бизнеса в стране исчерпан, а новый пока не нащупан. Поэтому ощущение легкого планирования в неведомую пока пропасть, кажется, ощущают все слои общества. В том числе и те, кого в Беларуси принято называть средним классом и на ком, собственно, держится массовый белорусский туризм. Естественно, турбизнес не может не реагировать на эти процессы. Так, к примеру, автобусные операторы, которые позиционировали себя в нише люксового отдыха (в той степени, насколько понятие «люкса» вообще это может быть применимо к автобусному туризму!) грозятся вслед за своими более экономичными коллегами перейти на другой формат вояжей: дешевле, с ночными переездами, бюджетными отелями и т.д. Интересно, что в этом году предпримет недорогой «крымский» турист, который прошлым летом в большинстве своем вовсе никуда не поехал? Все-таки это целая армия количеством в несколько сот тысяч! Это будет второй год «простоя» или все-таки выбор будет сделан в пользу, например, относительно дешевой Болгарии?
3. Новые направления
Безусловно, новые направления окажут свое влияние на рынок в плане его перекройки на несколько новый формат. В такой-то год! Тунисское направление, поставленное в этом году «на поток», явно отвлечет часть турецкой, египетской и болгарской клиентуры от «насиженных мест». Интересный вопрос: что будет с продажей греческих туров в связи с появлением такого интересного продукта в линейке, как Афины? Во всяком случае, нарастить объемы по целому ряду греческих островов, как это было запланировано изначально, вряд ли удастся.
4. Конкуренция на рынке
Несмотря на все попутные, не связанные с турбизнесом, экономические тяготы, конкуренция в этом году обещает быть достаточно острой. Между направлениями и между фирмами. Конечно, такая битва, как в России, у нас, наверное, в принципе, невозможна. Но факт, что объемы, которые в этом кризисном году заявил относительный новичок рынка – фирма «Библио-Глобус» -- повлияют на расстановку сил. Ценовая борьба прежде всего будет идти за турецкий, болгарский, черногорский продукт. Вряд ли в этом году следует ожидать естественного наращивания объемов рынка, значит, делить будут старый «пирог». Тем, кто не сможет предложить конкурентоспособных цен, придется нелегко.
Кстати, в связи с конкуренцией туристические предприятия предпринимают усилия, чтобы диверсифицировать свой турпродукт и свои годами наработанные направления. Причем усилия эти иногда выглядят парадоксально. Имеются в виду предложения достаточно нового для рынка, но дорогого продукта. Оправдан ли расчет на состоятельных клиентов, которым, по слухам, никакие кризисы не мешают путешествовать, -- покажет время.
5. Падение курса евро
На фоне остальных явлений и событий, этот момент выглядит условно оптимистичным. И в некоторой степени уравнивает шансы евронаправлений и туров, расчет которых велся в долларах. Многолетняя привычка белорусов отталкиваться от доллара, прицениваясь к отдыху и делая выбор в пользу того или иного направления, всегда выставляла ту же Грецию, Испанию, Италию, туры в другие западно-европейские страны в так сказать «страшноватом», невыгодном свете. Теперь вроде бы выбор будет делать проще. В той мере, конечно, в какой это обстоятельство способно сгладить визовую шенген-нагрузку, которую сопровождает поездка в матушку-Европу.