<p>Сезон обещает быть сложным, но, как говорится в таких случаях, интересным. В целом, туристический рынок далек от упаднических настроений. Во всяком случае, не все события, которые, на наш взгляд, будут формировать характер грядущего туристического лета, носят негативный или фатальный характер. Мы выделили пять тенденций и событий, которые, вполне вероятно, повлияют на сезон 2015.</p>

1. Открытие визовых центров, введение дактилоскопии

Такое ощущение, что мандраж туристических компаний, связанный с визовой темой, нельзя сравнить даже с печальными ожиданиями по поводу второго пункта нашего перечня. От визовых центров организованный белорусский турбизнес, кажется, ничего хорошего не ждет. К этому выводу их когда-то подтолкнул опыт работы с испанским визовым центром, который отлично справляется с обработкой документов индивидуальных туристов, но у которого технически не заладился процесс сотрудничества с турфирмами. В данное время турфирмы мечутся между новыми визовыми центрами и «старыми» консульскими отделами посольств – в стремлении как-то сохранить за собой возможность работы в прежнем привычном формате. Не добавляет оптимизма и грядущая дактилоскопия, которая предполагает личное посещение туристом визового центра или посольства. Понятно, как это повлияет на скорость обработки документов, финальной выдачи желанных виз и, соответственно, потоках туристов, в которых так заинтересованы турфирмы.

2. Ползучее уменьшение доходов населения

Ползучим мы назвали его, потому что процесс этот, по всей видимости, не ограничивается одним одномоментным уменьшением доходов, связанным с двух-трех-недельной кризисной ситуацией. Увы, очевидно, что прежний потенциал развития экономики и бизнеса в стране исчерпан, а новый пока не нащупан. Поэтому ощущение легкого планирования в неведомую пока пропасть, кажется, ощущают все слои общества. В том числе и те, кого в Беларуси принято называть средним классом и на ком, собственно, держится массовый белорусский туризм. Естественно, турбизнес не может не реагировать на эти процессы. Так, к примеру, автобусные операторы, которые позиционировали себя в нише люксового отдыха (в той степени, насколько понятие «люкса» вообще это может быть применимо к автобусному туризму!) грозятся вслед за своими более экономичными коллегами перейти на другой формат вояжей: дешевле, с ночными переездами, бюджетными отелями и т.д. Интересно, что в этом году предпримет недорогой «крымский» турист, который прошлым летом в большинстве своем вовсе никуда не поехал? Все-таки это целая армия количеством в несколько сот тысяч!  Это будет второй год «простоя» или все-таки выбор будет сделан в пользу, например, относительно дешевой Болгарии?

3. Новые направления

Безусловно, новые направления окажут свое влияние на рынок в плане его перекройки на несколько новый формат. В такой-то год! Тунисское направление, поставленное в этом году «на поток», явно отвлечет часть турецкой, египетской и болгарской клиентуры от «насиженных мест». Интересный вопрос:  что будет с продажей греческих туров в связи с появлением такого интересного продукта в линейке, как Афины? Во всяком случае, нарастить объемы по целому ряду греческих островов, как это было запланировано изначально, вряд ли удастся.

4. Конкуренция на рынке

Несмотря на все попутные, не связанные с турбизнесом, экономические тяготы, конкуренция в этом году обещает быть достаточно острой. Между направлениями и между фирмами. Конечно, такая битва, как в России, у нас, наверное, в принципе, невозможна. Но факт, что  объемы, которые в этом кризисном году заявил относительный новичок рынка – фирма «Библио-Глобус» -- повлияют на расстановку сил. Ценовая борьба прежде всего будет идти за турецкий, болгарский, черногорский продукт. Вряд ли в этом году следует ожидать естественного наращивания объемов рынка, значит, делить будут старый «пирог». Тем, кто не сможет предложить конкурентоспособных цен, придется нелегко.

Кстати, в связи с конкуренцией туристические предприятия предпринимают усилия, чтобы диверсифицировать свой турпродукт и свои годами наработанные направления. Причем  усилия эти иногда выглядят парадоксально. Имеются в виду предложения достаточно нового для рынка, но дорогого продукта. Оправдан ли расчет на состоятельных клиентов, которым, по слухам, никакие кризисы не мешают путешествовать, -- покажет время.

5. Падение курса евро

На фоне остальных явлений и событий, этот момент выглядит условно оптимистичным. И в некоторой степени уравнивает шансы евронаправлений и туров, расчет которых велся в долларах. Многолетняя привычка белорусов отталкиваться от доллара, прицениваясь к отдыху и делая выбор в пользу того или иного направления, всегда выставляла ту же Грецию, Испанию, Италию, туры в другие западно-европейские страны в так сказать «страшноватом», невыгодном свете. Теперь вроде бы выбор будет делать проще. В той мере, конечно, в какой это обстоятельство способно сгладить визовую шенген-нагрузку, которую сопровождает поездка в матушку-Европу.