https://www.traditionrolex.com/8
<p>Антикризисный фонд ЕврАзЭС в субботу одобрил выделение Беларуси кредита на три миллиарда долларов сроком на десять лет. Хватит ли у нас ума распорядиться деньгами по-умному, а не просто их проесть?</p>

Антикризисный фонд ЕврАзЭС в субботу одобрил выделение Беларуси кредита на три миллиарда долларов сроком на десять лет. Не секрет, что с  получением этих денег связывают надежды на будущее самые разные категории белорусских граждан – от членов правительства, которые должны как-то вывести экономику их коллапса, до простых  людей, стоящих у обменников в ожидании валюты. Но получить кредит – не значит решить проблему. В конце концов, различного рода траншей за свою историю Беларусь получала немало. Хватит ли у нас ума распорядиться деньгами по-умному, а не просто их проесть?

Иногда со стороны виднее – возможно, российская точка зрения на ситуацию в нашей стране поможет и нам взглянуть на нее немного иначе. В рамках проекта, в котором мы знакомим наших читателей с мнениями различных экспертов, представляем вам интервью председателя правления Евразийского Банка Развития Игоря Финогенова, которое он дал РИА Новости после выделения ЕврАзЭС кредита нашей стране:

– Пожалуйста, расскажите подробнее об условия предоставления кредита Белоруссии.

– Принято решение о выделении Белоруссии кредита общим объемом в 3 миллиарда долларов. Деньги будут перечисляться траншами. Первый их них составит 800 миллионов долларов США. Он будет перечислен уже в июне, после подписания кредитного соглашения между банком как Управляющим средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС и Правительством Белоруссии. Второй транш в размере 440 миллионов долларов будет перечислен нынешней осенью, и далее, в 2012 и 2013 годах равными долями по два транша в год на сумму 440 миллионов каждый.

Финансовые условия кредита Белоруссии соответствуют стандартным условиям предоставления кредитов, которые одобрены Советом Фонда для своих стран-участниц со средним уровнем доходов. По срокам это кредит на 10 лет. Льготный период – 3 года.

Заемные средства правительство Белоруссии намерено направить на  поддержку платежного баланса. Ставка по кредиту плавающая  и на сегодняшний момент составляет 4,1% .

– Какие именно меры предполагает план стабилизации ситуации в Белоруссии?

– Они сводятся к достаточно простому знаменателю – жить по средствам. То есть необходимо сбалансировать бюджетную ситуацию и выправить  ситуацию в валютно-денежной сфере, которые, зависят друг от друга. Корень нынешних проблем в сочетании таких внешних конъюнктурных факторов как ухудшение условий торговли, связанных с ростом цен на энергоносители, и особенностями внутренней экономической политики. У Белоруссии в течение продолжительного времени был дефицит баланса по текущим операциям – то есть страна больше импортировала, чем экспортировала. В результате начал существенно увеличиваться дефицит платежного баланса страны.

План стабилизации включает классические для такого рода ситуаций меры: существенное сокращение необеспеченного кредитования экономики, укрепление конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, усиление бюджетной дисциплины. Эти меры должны осуществляться на протяжении 2,5 лет. Эти меры нельзя реализовать прямо сейчас, одним ударом, поскольку в этом случае такая стабилизационная программа будет иметь последствия с точки зрения сокращения платежеспособного спроса. Поэтому меры растягиваются во времени и тем самым создаются стимулы для структурной перестройки экономики и восстановления конкурентоспособности продукции белорусских производителей на рынках соседних стран.

Кроме того, сейчас планируется создать специальный банк развития в Белоруссии, который возьмет на себя прозрачное и внятное финансирование государственных программ и проектов.

– Ходили слухи, что меры по стабилизации ситуации предполагают повышении акцизов на ряд товаров. Так ли это?

– В рамках Таможенного союза и ЕЭП проводятся определенные меры по унификации тарифных и нетарифных регулирований, акцизы – это одна из форм. Поэтому они будут унифицированы и предполагается, что они будут как-то подтягиваться, в том числе и к российским. Это, кстати, связано и с открытыми границами. Так, например, в России производить табак получается дороже, чем в Белоруссии, соответственно вся табачная промышленность Белоруссии будет работать на Россию. Это не связано напрямую с кредитом, но, тем не менее, это увеличит приток налогов и соответственно улучшит бюджетную ситуацию.

– Какие еще обязательные макроэкономические условия выдвинуты в рамках предоставления кредита?

– Это сбалансированный бюджет и формирование такой рыночной валютно-денежной политики, которая позволит рынку правильно реагировать на поступающие сигналы. В частности, надо отказаться от административных мер по регулированию рынка. Ведь Белоруссия  все-таки страна с рыночной экономикой. Приватизация это не только вопрос поступления дополнительных бюджетных средств, это также  вопрос формирования финансового рынка в Белоруссии.

Евразийский банк развития, участвует в процессе формирования единого финансового пространства и финансового рынка в Таможенном союзе и в ЕЭП. Без приватизации, без выхода предприятий, ныне государственных, на рынок акций через народный IPO или каким-то другим способом без появления акций предприятий на биржевом рынке Белоруссии вряд ли удастся реализовывать программы, в том числе и привлекать инвестиции через механизм как прямых инвестиций, так и механизм финансовых вложений.

– Кем выдвигались эти условия: Россией или другими учредителями фонда?

– Вообще Россия не выдвигала никаких условий, обсуждались условия предоставления кредита со стороны Антикризисного фонда ЕврАзЭс, которым управляет наш банк. Такой же механизм работы используют и такие финансовые организации как Международный валютный фонд или Мировой банк.

– Предполагается ли досрочное погашение кредита?

– Нет.

– Как и когда будет пополняться Антикризисный фонд?

– За счет взносов участников. Сегодня общая сумма средств АКФ – 8,5 миллиардов долларов. Основными донорами является Россия и Казахстан. Сейчас мы еще полностью его не израсходовали, всего чуть более 40%.

На данный момент пополнение средств АКФ не планируется, поскольку средства АКФ имеют целью антикризисное стимулирование экономики и поддержку программ правительств стран-участниц по борьбе с кризисом. Поэтому объем АКФ определяется на основе потребностей стран в такого рода средствах. Пока план заявок не предполагает такого увеличения и поступления дополнительных средств в АКФ.

– Ведутся ли еще с какими-то странами переговоры об участии в Антикризисном фонде?

– Проявляют интерес к Антикризисному фонду ряд стран, в том числе Украина. Но пока в конкретную плоскость переговоры не перешли.

И в заключение: на взгляд экспертов «РИА-Аналитика», сейчас ситуация в Беларуси чем-то напоминает Россию периода осени 1998 года – девальвация рубля, кредит МВФ, рост цен, рост ставок. Но Россию в последующие годы спасла конъюнктура рынка нефти, Беларуси на это рассчитывать не приходится. Да и уровень государственного вмешательства в экономику Беларуси значительно выше. Сейчас довольно сложно оценить, что было бы в России, и какие меры принимало бы руководство страны, если бы не подорожавшая нефть. Можно сказать одно: от руководства Беларуси сейчас требуются очень взвешенные шаги по стабилизации ситуации. Кредиты ЕврАзЭС и МВФ – это лишь надводная часть айсберга. Если удастся договориться с МВФ, и при этом не пойти на серьезные уступки, безусловно, это будет плюсом для экономики, но это позволит получить лишь передышку. Как стабилизировать снижающийся торговый баланс, как побороть достигшую 20% инфляцию, как сбалансировать валютный рынок, как обеспечить приток в страну инвестиций и др., все это требует решения уже вне рамок существующих экономических подходов, во всяком случае, в долгосрочном периоде.

Что касается ближайшей перспективы, то принимая во внимание те сходства и различия между ситуацией в России 1998 года и Беларусью 2011 года, эксперты «РИА-Аналитика» полагают, что реальный рост цен по итогам 2011 года в нашей стране может достичь 70-80%.

https://www.traditionrolex.com/8