https://www.traditionrolex.com/8
<p>Впервые на Венецианской биеннале современного искусства открылся Национальный павильон Беларуси. О том, как прошло открытие и какой опыт получила Беларусь, мы беседовали с комиссаром павильона, директором Музея современного изобразительного искусства Натальей Шарангович.</p>

Впервые на Венецианской биеннале современного искусства открылся Национальный павильон Беларуси. Куратором проекта стал ректор Академии искусств Михаил Борозна, в создании экспозиции участвовали художники Юрий Алисевич, Артур Клинов, Константин Костюченко, Виктор Петров, Денис Скворцов и архитектор Михаил Шиков.

Все

О том, как прошло открытие и какой опыт получила Беларусь, мы беседовали с комиссаром павильона, директором Музея современного изобразительного искусства Натальей Шарангович.

– Наталья, какие впечатления от биеннале в целом? Какие были открытия?

– Венецианская биеннале собирает большое количество стран, поэтому и открытия были. ILLUMInatios имеет много переводов, толкований, в том числе –  просвещение нации. Вопрос национальной самоидентификации был поставлен во главу угла, и было видно, что каждая страна старалась показать себя.

Многие павильоны старались удивить. В основном, высокотехнологичными объектами, когда зритель чувствует близость науки и искусства. Их взаимное проникновение очень впечатляет, например, в одном из итальянских залов процесс движения воды и воздуха превращался в художественную акцию, это арт-объект в виде движущихся панелей. В павильоне Японии была представлена совершенно невероятная анимация; Америка даже выставила перевернутый вверх гусеницами танк.

Меня, кстати, порадовало, что многие страны не побоялись показать классику. У нас много говорят, что современное искусство должно быть концептуальным, что классические формы стали салоном. Вот Канада представила классическую живопись, а Словакия показала совсем не академическую скульптуру. Некоторые постсоветские страны обыгрывали моменты ностальгии. Мы даже не рассматривали эту тему, мне кажется, что мы уже давно живем в суверенной стране и ностальгировать тут не о чем.

– Если верно утверждение, что искусство представляет страну и народ лучше, чем политика и экономика, то какую Беларусь показывает наш павильон?

– Наш павильон доказал, что белорусское искусство развивается в европейском контексте и на хорошем уровне. Мы демонстрируем то, что актуально для нас самих и для современного мира. Часть работ хорошо знает белорусская публика: живопись Виктора Петрова известна со времен галереи «Шестая линия», объекты Артура Клинова из соломы тоже хорошо знакомы. Но они современны, потому что в этих работах есть актуальные идеи. А биеннале – это выставка не достижений, а идей.

Неожиданно привлекла внимание жюри графика Юрия Алисевича, неожиданно, потому что жюри во время просмотра ничего не комментирует и свою реакцию не демонстрирует. Это лиричная, философская серия «Мастерская», небольшие работы, сделанные гелиевой ручкой. Они выглядят как окошки в белорусскую жизнь, плюс стильная игра подписей на двух языках – все это требует рассматривания.

Так совпало, что буквально за 2 недели до открытия общий куратор биеннале швейцарский искусствовед Биче Куригер объявила, что их экспозиция будет основана на трех работах Тинторетто, одна из которых «Тайная вечеря». Поэтому второй раз жюри остановилось у инсталляции Артура Клинова: тот же серьезный мировоззренческий сюжет, а материал –  белорусская солома. Ее в Венеции точно не найти, и она рождает массу ассоциаций. Необычная пластика – солома выглядела как золотая вязь – напоминает и что-то античное, и алтари с резьбой, и даже мозаики Сан Марко.

Да и вся экспозиция белорусского павильона в целом, все художники работают в рамках нашей идентификации – по концепциям, по визуальному языку, по материалам.

– Насколько белорусский павильон отражает состояние современного белорусского искусства?

– Я думаю, мы изменили мнение о белорусском искусстве. Еще недавно многие сетовали, что у нас есть только академическая школа, которая не дает развиваться актуальным направлениям. Так вот, в павильоне мы не вешали картины в золотых рамах, на открытии не делали акцент на торжественные речи. Мы начали с перфоманса Виктора Петрова, и он привлек очень многих зрителей – гостей из соседних павильонов, участников серьезной международной конференции, которая проходила неподалеку. Перфоманс был посвящен рождению цвета, переходу от черного к красному (основному цвету его живописных картин). Как и вся живопись Петрова, это было очень ярко, даже брутально.

Петров. Перформанс

Привлекала внимание гостей и скульптура Константина Костюченко – тему «Распятие» он раскрыл в форме огромных рук, как бы обнимающих весь мир. Его работа создает мощный, многогранный образ. Она видна со стороны Арсенала, где проходят основные события биеннале.

Мы показали, что наше искусство только основывается на классической школе. Наши художники могут себе позволить продолжить учебу в Европе. Константин Костюченко кроме белорусской Академии искусств учился во Флоренции. Денис Скворцов, который представил очень интересный ироничный видеоарт, получил образование в Австрии. Наша классическая школа плюс европейская дают сильный импульс для развития. Я думаю, это тоже характеризует современное состояние белорусского искусства.

Павильон

Общая идея нашей экспозиции – Kodex, что в первоначальном смысле обозначает часть книги без обложки, ее основу. В Беларуси всегда любили книгу, у нас много писали книг и любили их оформлять. Мы показали свои способы визуализации текста, создания образов, которое происходит и с помощью классического языка графики, и пластических, и медиа-средств. И каждый художник нес собственную идею в своей работе.

– В общем, у нас была интеллектуальная Беларусь?

– Я бы сказала, философская.

https://www.traditionrolex.com/8