<p>Согласно опросу, проведенному порталом TIO.BY, большинство респондентов  проведут отпуск в родной стране. На втором месте – Украина, далее с  заметным отрывом следуют Турция и Болгария. Впрочем, понять, что именно  иллюстрируют результаты опроса – реальное положение дел на туристическом  рынке или скорее уж мечты наших соотечественников – не всегда просто.</p>

Согласно опросу, проведенному порталом TIO.BY, большинство респондентов проведут отпуск в родной стране. На втором месте – Украина, далее с заметным отрывом следуют Турция и Болгария. Впрочем, понять, что именно иллюстрируют результаты опроса – реальное положение дел на туристическом рынке или скорее уж мечты наших соотечественников – не всегда просто.

В начале июня портал TIO.BY задал своим читателям вопрос: «В какой стране вы проведете отпуск?» В качестве вариантов были предложены 12 самых популярных туристических направлений. В опросе приняли участие 523 человека.

34% участников опроса из списка стран выбрали Беларусь – именно на территории родной страны они собираются провести отпуск. Подобное лидерство не вызывает удивления: кризис заставил многих наших соотечественников отказаться от поездок на заграничные курорты. Однако в компаниях, специализирующих на внутреннем и въездном туризме, роста спроса на отдых в Беларуси среди наших сограждан не заметили. Возможно, причину такой ситуации стоит искать в специфике продаж путевок в санатории и дома отдыха: большинство мест были выкуплены еще зимой, то есть до начала валютных и экономических неурядиц. «Нельзя сказать, что туристы, предпочитавшие зарубежные курорты, переориентировались на отдых в Беларуси, – комментируют в компании «Белинтурист». – Во всяком случае, спрос на внутренний туризм остался на прежнем уровне. Кроме того, места в санаториях и домах отдыха как обычно были забронированы еще зимой. Среди белорусских туристов есть спрос на наши здравницы, но нередко нашим соотечественникам не хватает мест: путевки заблаговременно раскупаются россиянами. Что касается экскурсий по Беларуси, они стали дороже за счет роста цен на топливо, однако спрос на них, по большому счету, остался на прежнем уровне. Существенно сократилось только число корпоративных клиентов: для организаций такие поездки сопряжены с серьезными расходами».

Что ж, вероятнее всего, туристы, переориентировавшиеся на отдых в пределах Беларуси, проведут отпуск в деревне, на даче или и вовсе в городской квартире.

На втором месте расположилась Украина – можно с большой долей уверенности говорить, что 20% опрошенных намерены провести отпуск на Крымском побережье. Между тем объемы продаж на крымском направлении существенно упали. «Продажи сократились в три раза, – рассказывает директор компании «Алые Паруса» Татьяна Монич. – Ситуация очень непростая, мы отказались от нескольких цепочек, однако нам удалось сохранить график: автобус в Крым оправляется каждые 4-5 дней. Кстати, в этом сезоне стал востребованным короткий пятидневный отдых. Большинство компаний, работающих на крымском направлении, не привязываются к дням недели, их автобусы курсируют каждые 10 или 12 дней. Автобус – самый экономичный вариант проезда в Крым: стоимость дороги составляет в данном случае 90 долларов, а для детей предусмотрены скидки. Однако если говорить именно о крымском направлении, туристы, выбиравшие бюджетные путевки, сейчас массово отказываются от отдыха, этот вид поездок практически невостребован. А вот что касается качественного и дорого отдыха, эта ниша почти не пострадала – причем нельзя сказать, что данная категория туристов стала на чем-то экономить». По словам Татьяны Монич, туры в Крым в этом сезоне, как правило, бронируются максимум за три дня до выезда: «Мы избалованы ранним бронированием, привыкли к значительной глубине продаж, однако в нынешнем сезоне об этом не идет и речи: закрываются ближайшие даты, туристы приходят за путевками за пару дней до отъезда. Бронировок на август, например, еще нет. Традиционно это самый дорогой месяц, однако стоит заметить, что в Крыму белорусские туристы в финансовом плане чувствуют себя уверенно: цены там значительно ниже наших, особенно сейчас».

Третье место в перечне курортных предпочтений нынешнего года занимает Турция – эту страну выбрали 8% опрошенных. С учетом неизменной популярности этого направления у белорусов, цифра довольно скромная. Нерадостную тенденцию подтверждает и факт сокращения чартерных программ. Компания «АэроБелСервис», консолидирующая чартерные рейсы, отменила вылеты в Анталью по средам. А компания «ТОП-ТУР», организовывавшая собственную цепочку на Кушадасы, объединилась с чартером фирмы «АэроБелСервис», сохранив, впрочем, прежнюю продолжительность туров – 10/11/14 ночей. Однако, по словам директора компании «АэроБелСервис» Александр Бурдейко, в августе загрузка будет лучше июльской: на отдельные даты последнего летнего месяца мест уже нет – с 18 по 29 августа, например, рейсы на Измир практически заполнены.

Далее в списке расположилась Болгария – отправиться на курорты этой страны планируют 7% респондентов. Ситуацию на этом направлении также нельзя назвать радужной: полностью проданные июньские туры в большинстве своем были реализованы во время раннего бронирования, а вот пакеты на июль расходятся значительно хуже. Как сообщил Александр Бурдейко, первые июльские рейсы в Варну загружены на 40%, на остальные даты месяца продаж совсем мало. Самолеты на Бургас загружены на 70%. Одну частоту на направлении планируется снять.

Вслед за традиционно популярными Турцией и Болгарией идут Италия (4%), Греция, Черногория и Египет (по 3%), а также Литва (2%). Кстати, греческое и черногорское направление на фоне остальных выглядят довольно оптимистично: июньские рейсы в Салоники улетали со 100%-ной загрузкой, а чартеры на некоторые даты июля заполнены на 70%. Впрочем, дополнительный пятничный рейс, планировавшийся с 10 июня по 30 сентября, 15 июля будет снят из-за недостаточной загрузки. Все цепочки на острова сохранены, однако в последнем рейсе на Кос будет изменен тип самолета: кресел станет вполовину меньше. Черногорские программы, хотя и грузятся со скрипом, пока не пересматривались и не сокращались.