https://www.traditionrolex.com/8
<p>Министерство спорта и туризма обсуждает новую стратегию развития туризма. Вместо того чтобы распылять бюджетные деньги понемногу и на всю страну, власти подумывают разом вложить значительные средства  в перспективный курорт, чтобы окончательно довести его до европейского уровня и превратить в образцово-показательный центр туризма.</p>

Министерство спорта и туризма обсуждает новую стратегию развития туризма. Вместо того чтобы распылять бюджетные деньги понемногу и на всю страну, власти подумывают разом вложить значительные средства  в перспективный курорт, чтобы окончательно довести его до европейского уровня и превратить в образцово-показательный центр туризма. Называется даже конкретное место – Логойск. О том, что действительно необходимо городу для заветной туристической метаморфозы, журналист портала TIO.BY поговорила с представителями местного турбизнеса. 

Холмистый рельеф в целом не слишком свойственен лесистой и равнинной Беларуси, поэтому окрестности Логойска иногда даже горделиво называют «белорусской Швейцарией». Возможно, местным вершинам и далеко до пиков Альп, но смотрятся они живописно и зимой успешно используются для катания.

Дано: историческое прошлое и живописная природа

Географическому положению Логойска и его туристическому потенциалу можно только позавидовать. До столицы всего около 40 километров, рядом два горнолыжных комплекса – «Логойск» и «Силичи»,  да и на наличие прочей туристической инфраструктуры городу грех жаловаться. Здесь есть гостиница на 110 мест, ресторан «Логожск» и два кафе, а также ряд интересных туристических и природных достопримечательностей.

Главное достояние Логойска – это, пожалуй, местный парк, который был заложен в начале XIX века одновременно со строительством дворца Тышкевичей.

P1040844

К сожалению, от величественной постройки сохранилось не много, да и парк со сложной ирригационной системой сейчас выглядит несколько заброшенным.

P1040853

Между тем о былой эпохе романтизма здесь напоминают даже виноградные улитки, завезенные в парк в XIX веке.

P1040849

В окружении древних земляных валов, также сохранившихся в парке, планируют в скором времени построить деревянный средневековый город.

P1040852

павел

 

«Планы по реконструкции городского парка осуществляются не первый год, – рассказывает Павел Драгунов, директор туристическо-информационного центра ООО «Инфоцентр Бай». – Проект замчища здесь также однажды пытались реализовать, но тогда, видимо, необходимых средств так и не нашли. В этом году группа предпринимателей совместно с исполкомом планирует провести здесь фестиваль рыцарского искусства, а в будущем взяться и за строительство. Получится что-то вроде «Дудуток», но с уклоном не в ремесла и фольклор, а в средневековый быт. Денег на это потребуется не так уж много, а для туристов это может стать очень привлекательной аттракцией».

 

P1040850

В парке когда-то било 70 родников, сейчас их осталось куда меньше, но источник у церкви Святого Николая бьет из земли также мощно, как и сто лет назад.

P1040835

Рядом устроена купальня.

P1040837

А вот у древнего кратера, оставленного метеоритом в окрестностях Логойска, нет обустроенной смотровой площадки. Другая туристическая инфраструктура также требует внимания: в зимний период, когда начинается сезон катания, не хватает мест для размещения. Горнолыжные центры бронируются полностью, сложно попасть и в городскую гостиницу «Олимп», и в местные агроусадьбы.

валентін

 

«Наша гостиница «Олимп» сделана очень неплохо, – рассказывает Валентин Мощенков, заместитель директора компании «Династа», единственной туристической фирмы Логойского района. – Новая мебель, сантехника, но  гостинице не хватает европейского лоска. Когда приезжаешь в Литву, то, по сути, снаружи видишь то же самое, но сервис там приятнее. Маловато в Логойске и кафе: те, что уже работают в городе, пока как-то справляются с обслуживанием местных жителей, но если здесь будет проходить стабильный туристический поток, их нехватка станет ощутимой».

 

P1040854

P1040856

Инфраструктура: деньги нужны, но не обязательно на глобальные проекты

В целом необходимый туристический «костяк» в Логойске уже есть, и денег на доведение его до ума потребуется не так много по сравнению с менее раскрученными местами, считают в турфирме «Династа». В то же время у ее представителей возникает ряд опасений по претворению проекта Минспорта в жизнь.

жанна «Проектов в Логойске всегда было много, но реально воплощены в жизнь пока единицы. Навскидку могу назвать разве что создание туристическо-информационного центра, – рассказывает Жанна Острейко, директор компании «Династа». – Вообще идея сделать Логойск туристическим центром – идея не только очень хорошая, но и вполне реальная. Здесь много спортивных сооружений, есть интересные объекты для показа – правда, многие из них не оформлены. Недалеко от Логойска располагается метеоритный кратер, самый большой в Европе, но там нет обустроенной туристической стоянки. Хорошо бы там смотрелось какое-то кафе, может быть, даже небольшой планетарий. Чистое поле не сможет привлечь туристов. Очень не хватает качественного бюджетного размещения, так как спрос на недорогой отдых есть: места очень красивые, природа располагает к отдыху. Но летом проживание в горнолыжном центре может себе позволить не каждый. Да и в белорусской агроусадьбе отдохнуть будет не дешевле, чем в домике на берегу Черного моря. У нашей компании уже накопилось множество проектов – к примеру, мы очень хотели бы обустроить кемпинг на берегу Гайны. Но все упирается в финансирование».

«Теоретически вся необходимая работа по развитию туризма в Логойске ведется, – добавляет Валентин Мощенков. – Район имеет практически всю необходимую туристическую инфраструктуру: комфортабельные гостиницы горнолыжных комплексов «Логойск» и «Силичи», гостиницу «Олимп» в Логойске, базы отдыха и агроусадьбы. В городе работают и туристическая компания, и информационно-туристический центр, и отдел спорта и туризма РИК. Мне кажется, не обязательно начинать с каких-то крупных проектов, строить новые гостиницы. Достаточно качественного апгрейда того, что уже есть. К тому же у нас в городе сейчас достаточно мест, где можно было бы устроить новое кафе либо иной туристический объект. Пока же у нас только одно придорожное кафе, а их должно быть в разы больше, как и остановок в живописных местах и нормальных туалетов».

«Очень хотелось бы, чтобы у нас появился такой объект как сувенирная галерея, – говорит Жанна Острейко. – Сувенирная продукция, которая сейчас есть в Беларуси, по большей части очень дорогая, поэтому два года назад мы начали сотрудничать с ремесленниками и самостоятельно производить недорогие сувениры. Сейчас нашу продукцию реализуют и горнолыжные центры, и Национальная библиотека, и все туристические объекты нашего района. Мы продаем туристам и соломку, и текстильные изделия, и керамику.

P1040861

Наша цель – поставить на ноги ремесленников Логойского района. Всего их здесь около 200 человек. Раньше мы сотрудничали с ремесленниками «Дудуток», но сейчас хотелось бы помочь своим мастерам, так как убедились, что народные промыслы в разных регионах страны имеют свои характерные особенности. Сувенирные галереи как раз могли бы это туристам и демонстрировать. Кроме того, это была бы отличная площадка для всевозможных ремесленных мастер-классов».

Продвижение: туристы в Логойске должны быть круглый год

Логойск не может пожаловаться на отсутствие туристов зимой – близость двух горнолыжных центров делает свое дело. Из лыжников ежедневно набираются мини-группы на экскурсии – в основном в Минск и Хатынь. Правда, туристы здесь находятся не весь зимний период, а только в сезон катания. В остальное время с заполнением есть определенные проблемы, а для того чтобы сделать Логойск полноценным курортом, необходимо, чтобы он работал круглый год.

P1040840

«Для привлечения туристов нужно иметь по крайней мере три составляющие, – считает Валентин Мощенков. – Это красивый ландшафт, хороший сервис и реклама. Горнолыжные центры вполне справляются с привлечением туристов зимой в пик сезона, им не очень-то нужна наша помощь. Нам они предлагают больше зарабатывать на летних продажах, и это в определенной мере справедливо. Мы пытаемся это сделать, но местная турфирма с собственным  рекламным бюджетом в несколько тысяч долларов в год не в состоянии как-то изменить ситуацию. Это в столице крупная турфирма может себе позволить за год потратить на рекламу 100 тысяч долларов. А чтобы прорекламировать Логойск как туристский центр, в том числе на внешнем рынке, нужно как минимум полмиллиона долларов в год. Если бы в течение нескольких лет государство вкладывало эти деньги в рекламу, тогда район смог бы привлекать туристов и летом, и зимой. И при этом нужно понимать, что отдача последует не сразу, что это долгосрочный проект, и деньги «заработают» лет через 5-10. Зато когда появится реальный туристический поток, сюда немедленно придут инвесторы, и государству не придется самостоятельно развивать всю инфраструктуру. Пока реклама у нас хромает. По дороге из Минска много ли сейчас наружной рекламы горнолыжных центров? Пара штук. А рекламными щитами все должно быть утыкано. И на каждую агроусадьбу тоже должен вести указатель».

Взаимодействие государства и бизнеса должно быть эффективным

Указатели для агроусадеб – во многом наболевшая тема. Разговоры о них ведутся уже не первый год, и хотя в последнее время дело обещает вот-вот сдвинуться с мертвой точки, сама ситуация печально характеризует всю систему взаимодействия государственных и частных структур.

«За рубежом любая туристическая организация просто вынуждена идти вперед семимильными шагами, – говорит Валентин Мощенков. – Жизнь не стоит на месте: каждые полгода-год появляются новые технологии, меняется стиль рекламы, предпочтения туристов, прежние тренды устаревают – если не идти в ногу со временем, на рынке не продержишься. А мы три года только вывески делаем, причем их и поныне нет. Банальное взаимодействие заинтересованных структур в туристической отрасли превращается в проблему. Мы создали в городе туристический инфоцентр, который предполагал плотное сотрудничество с местными властями, но как нам выйти на областной или республиканский уровень? Как объединить усилия в создании и  осуществлении общих программ? Мы все делаем очень медленно – и частные, и властные структуры. На государственных предприятиях, в частном бизнесе, в управленческой вертикали хватает активных людей, но общее развитие все равно остается медленным. Три года понадобилось нам, чтобы собрать и познакомить хозяев всех местных агроусадеб, объединить усилия и начать эффективно взаимодействовать и прислушиваться друг к другу. И всё в стране так происходит – просто болезнь какая-то. Даже с туристическим реестром за полгода так и не смогли разобраться».

«К примеру, наш информационно-туристический центр задумывался как совместный проект компании «Династа» и местного отдела спорта и туризма, – рассказывает Жанна Острейко. – Мы выступили с инициативой его создания, и соответствующее решение было принято местным Советом народных депутатов. А потом понадобилось более полугода, чтобы претворить проект в жизнь. А почему так получилось? Мы никак не могли придумать, в какой форме создавать инфоцентр, чтобы государство могло взаимодействовать с частным бизнесом. В итоге мы сейчас  более-менее сотрудничаем с местными органами власти, но общей структуры и реального взаимодействия у нас пока не получается, в том числе и по закону, так как местная власть не имеет права участвовать в хозрасчетных частных организациях. Может быть, теоретически, согласно Директиве №4, это возможно, но на практике мы просто не знаем, как это можно сделать. В итоге информационно-туристический центр был создан как предприятие частной формы собственности».

Валентин Мощенков: «Да, мы идем вперед, но крайне медленно и разрозненно, каждый борется в одиночку, и получается, что в XXI веке нас везет лошадка на бричке, а не скоростные поезда. Со своей стороны мы всегда открыты для диалога, готовы объединять усилия и работать системно, чтобы Логойск стал реальным туристическим центром».

https://www.traditionrolex.com/8