<p>Знатоки белорусской истории уже разгадали тайну убийства великого князя Миндовга и узнали секрет записки князя Огинского. На этот раз портал TIO.BY и фонд «Страна замков» предлагают любителям исторических головоломок раскрыть преступление в готическом стиле.</p>

Знатоки белорусской истории уже разгадали тайну убийства великого князя Миндовга и узнали секрет записки князя Огинского. На этот раз портал TIO.BY и фонд «Страна Замков» предлагают любителям исторических головоломок раскрыть преступление в готическом стиле.

У белорусов XXI столетия слово «готика» чаще всего вызывает мрачные ассоциации. Отчасти это связано с тем, что эпоха Средневековья в целом считается «темным временем», отчасти – с современной молодежной субкультурой. Однако готический стиль, зародившийся во Франции в начале XII века, на самом деле был весьма жизнерадостным, а главным цветом готической моды вообще считался… желтый.

Величественные готические храмы, несмотря на внушительные размеры, выглядели легкими и ажурными. Благодаря новым для того времени архитектурным приемам внутреннее пространство соборов и церквей было наполнено светом. Как объяснял французский аббат Сугерий, могущественный советник французских королей и «крестный отец» готического стиля в средневековой архитектуре, солнечный свет, проникавший в храм сквозь цветные витражи, должен был восприниматься верующими как божественный.

В Беларуси готические храмы начали строить почти на четыре века позже, чем в других странах Европы. Однако уникальность белорусского готического стиля заключается не только в смещенных временных рамках. Чтобы убедиться в этом, достаточно отправиться на тематическую экскурсию «Готика Беларуси» по маршруту Ишкольдь – Сынковичи – Гнезно – Шиловичи – Репля – Волпа. Тем более что у каждого готического храма – своя тайна.

Ишкольдь

Троицкий костел в местечке Ишкольдь был заложен в середине XV века, когда в Европе «вспыхивали» храмы, построенные в стиле «пламенеющей готики». По готическим меркам Ишкольдский костел, который сочетает элементы готики и романского стиля, совсем невысокий, в нем нет стремительных вертикальных линий и ажурных конструкций, характерных для поздней готики. В нем вообще нет прямых линий, но в этой особой скульптурной пластике все равно угадываются готические черты.

Костел Святой Троицы в Ишкольди

В средневековой Европе средства для строительства собора священники зарабатывали самостоятельно: отпускали грехи за плату, брали деньги за посещение крипты или отправляли реликвии в турне. На белорусских землях, как правило, храмы строились за счет шляхты и магнатов. Троицкий костел в Ишкольди был построен на деньги Николая Немировича. Известно, что костел освятили в 1471 году – это второй «по старшинству» готический храм в Беларуси. Самый старый готический костел, освященный примерно за 30 лет до Ишкольдского, находится во Вселюбе. Это костел святого Казимира, также построенный на деньги Немировичей.

Во второй половине XVI века по приказу Николая Радзивилла Черного, который сам принял кальвинизм, Троицкий костел был приспособлен под кальвинистский собор. С тех пор храм периодически менял конфессию, пока наконец в 1980-х годах не был реставрирован и открыт для прихожан-католиков. Удивительно, но за 540 лет Ишкольдский храм ни разу не перестраивали. Пожалуй, единственное принципиальное изменение – белый цвет: прежде белыми были лишь некоторые элементы фасада.

Любопытно, что недавно на интернет-аукционе на продажу выставили метрику Ишкольдского костела, датированную XVIII веком. Благодаря стараниям энтузиастов из «Таварыства аховы помнiкаў» документ удалось выкупить, и в нем обнаружили запись о крещении Марии Верещаки – музы и возлюбленной юного Адама Мицкевича.

Сынковичи

Михайловскую церковь в Сынковичах без преувеличения называют памятником архитектуры мирового значения. Это уникальный пример православной оборонительной церкви-крепости, построенной в стиле готики. Правда, здесь не обошлось без византийского архитектурного влияния.

Михайловская церковь в Сынковичах

Абсолютно точной даты строительства храма исследователи назвать не могут. К примеру, по одной, совершенно фантастической версии, церковь построили во времена Ярослава Мудрого. Более правдоподобное предположение основано на летописных источниках, согласно которым в XIV веке в небольшом монастыре или замке, построенном на этом месте, от своего двоюродного брата Ягайло скрывался будущий великий князь Витовт. Современные реставраторы нашли возможное подтверждение этой теории: на фасаде заметили символ в виде буквы «Т», которая в церковнославянском языке обозначает «300», и историки предполагают, что речь идет о 1300–1320 годах. Внутри церкви нашелся еще один аргумент: под слоем штукатурки и масляной краски реставраторы обнаружили «граффити» – цитаты из Евангелия на древнегреческом языке, датированные началом XIII века. Чтобы окончательно подтвердить или опровергнуть эту версию, специалистам придется снять весь слой краски, нанесенной в советские времена, когда церковь была овощехранилищем. Пока официально датой постройки Сынковичской крепости считают конец XV – начало XVI века.

Апсида Михайловской церкви в Сынковичах

Зато доподлинно известно, что колокольня рядом с церковью была построена в 1891 году. В то время золотой «луковицы» на колокольне не было – купол появился 10 лет назад. Табличка гласит: «Колокольня восстановлена в год 600-летия со дня освящения храма-крепости во имя святого Архангела Михаила на пожертвования ОАО НК «РуссНефть» и ее президента М.С. Гуцериева». Кстати, у колокольни тоже есть своя тайна. После Великой Отечественной войны исчез колокол, и судьба его неизвестна. Однако результаты расследования, проведенного местными журналистами, привели «детективов» в… Хатынь: по их сведениями, колокол Сынковичской колокольни послужил образцом для выплавки колоколов для мемориального комплекса.

Гнезно

Костел святого Михаила в Гнезно считается третьим старейшим готическим храмом после костелов во Вселюбе и Ишкольди. Он был построен в начале XV века на деньги Яна и Эльжбеты Шеметовичей. Однако, как гласит легенда, кирпич для костела изготавливали местные жители. Косвенно эту теорию подтверждает заметная разница между нижним уровнем и надстроенной позже башней.

Костел Святого Михаила в Гнезно

Судьба почти всех памятников сакральной архитектуры в Беларуси складывалась непросто, но Гнезненский храм, которому скоро исполнится 500 лет, особенно натерпелся, пережив несколько конфессиональных «конверсий», множество перестроек и реконструкций, а также не одну войну. Со времен одной из них – предположительно, Северной – в стене главного фасада костела осталось ядро.

«Сувенир» времен Северной войны

Первое отчуждение храма произошло всего через 28 лет после освящения костела. По официальной версии, новый владелец местечка Гнезно, представитель магнатского рода Ходкевичей, был ярым приверженцем Реформации, поэтому передал костел под кальвинский сбор. Однако настоятель храма, ксендз Людвиг Станишевский, который 22 года служит в Гнезненском костеле, рассказывает другую, весьма поучительную историю. Иероним Ходкевич, как и многие шляхтичи ВКЛ, действительно принял протестантскую веру. Однако костел он отдал вовсе не потому, что был набожным, а потому что… поссорился с женой Анной Шеметович, ярой католичкой.

В новейшей истории костела также происходили любопытные события. К примеру, копию картины в центре алтаря – «Сикстинской мадонны» Рафаэля – писал православный художник-самоучка из Волковыска. Как мастеру удалось написать такое огромное полотно в собственной двухкомнатной квартире, остается загадкой.

Шиловичи и Репля

Октябрьский манифест 1905 года, вынужденно принятый российским императором Николаем II, провозгласил в том числе и свободу совести. Таким образом, католики Беларуси вновь смогли строить костелы. Чтобы показать силу католической веры и принадлежность к европейской культуре, белорусские католики стали возводить храмы в неоготическом стиле. Так появились роскошные костелы в Шиловичах и Репле.

В 2011 году приход костела Пресвятой Троицы в Шиловичах отмечает 500-летие, однако сам костел намного моложе: он был построен в самом начале ХХ века и считается одним из самых высоких костелов Беларуси. Высота башни составляет 55 метров.

Костел Пресвятой Троицы в Шиловичах

По легенде, в XVII веке, когда Шиловичский костел был деревянным, в местечке появилась писаная по дереву икона Божьей Матери, попирающей дьявола, которая обладала чудотворной силой. Однако во времена воинствующего атеизма икона сначала оказалась в костеле близлежащего местечка Мстибово, а затем и вовсе была выброшена. Спасли чудотворный образ ученые-искусствоведы во время одной из экспедиций, и теперь оригинал иконы хранится в Национальном художественном музее. К 500-летию прихода в храме появилась копия иконы, написанная на холсте художником Романом Короткиным.

Репля впервые упоминается в XV веке, но костел Пресвятой Девы Марии – еще один превосходный образец неоготической архитектуры – остается единственной достопримечательностью местечка. Строительство храма было завершено к 1909 году. Он неплохо сохранился, и теперь на его примере можно изучать готику как архитектурный стиль, поскольку архитекторы использовали практически все элементы, ему присущие.

Костел Пресвятой Девы Марии в Репле

Волпа

Костел Иоанна Крестителя в Волпе не имеет ничего общего с готическим стилем, но этот деревянный костел XVIII века, безусловно, заслуживает внимания.

Костел Иоанна Крестителя в Волпе

Волпенский костел можно сравнить с простой шкатулкой, внутри которой спрятано настоящее сокровище. Дело в том, что в костеле находится удивительный деревянный алтарь в стиле барокко. При этом алтарь старше самого костела: в XVI веке его выполнили на заказ в Вильне специально для прежнего костела.

Алтарь костела в Волпе

Увы, в данный момент алтарь частично разобран, и скульптуры хранятся в одном из боковых алтарей.

Алтарные скульптуры костела в Волпе

Помочь восстановить уникальный алтарь обещали в Министерстве культуры Польши больше года назад, но из-за катастрофы в Смоленске процесс приостановился. Кроме того, настоятелю Волпенского храма не продлили белорусскую визу, и он уехал из Беларуси. Остается только надеяться, что дальнейшая судьба 400-летнего алтаря будет не такой печальной.

У самого местечка судьба, наоборот, довольно удачная. В XVI века Волпа получила Магдебургское право, а вместе с ним и герб – изображение бобра на синем фоне. В 1555 году, после смерти владельца Волпы бискупа Павла Гольшанского, местечко перешло в собственность короля Жигимонта Августа. Дело в том, что королева-мать, предприимчивая Бона Сфорца, охотно скупала «перспективные» поместья. Под чутким королевским руководством Волпенское староство стало самым крупным и богатым в Волковысском повете. Виды на Волпу имел сам Лев Сапега, который в 1624 году все-таки взял в аренду местечко для сына. Есть мнение, что покупку алтаря для Волпенского костела спонсировал именно канцлер ВКЛ.

Впрочем, Бона Сфорца прославилась не только как предприимчивая деловая дама. Более того, в Беларуси ее обвиняют в страшном преступлении. О каком преступлении идет речь? Каковы были мотивы королевы? Какие доводы в защиту коронованной преступницы мог бы привести адвокат?

Собственную версию произошедшего и результаты расследования присылайте на адрес kirpa@tio.by. Ответы принимаются в течение недели со дня публикации материала. Автор самого точного и интересного ответа, которого определит экспертная комиссия, получит приз: в ближайшие после подведения итогов выходные он отправится в следующее увлекательное путешествие вместе с туристической компанией «Страна Замков».