https://www.traditionrolex.com/8
<p>В Беларуси завершается строительство единственной подобной дороги - с подземными туннелями для лягушек и миграционными переходами для животных.</p>

В Беларуси завершается строительство единственной подобной дороги - с подземными туннелями для лягушек и миграционными переходами для животных. Об этом рассказывает интернет-газета "Время Союза".

Современный путепровод почти в 190 километров возводится вокруг национального парка «Беловежская пуща», куда любят приезжать белорусы и русские, и даже толстосумы из Арабских Эмиратов. Со строительством объездной дороги у туристов появятся новые возможности увидеть неповторимый край. У людей с большими деньгами тоже. Им предложено строить вдоль пущанского обхода кемпинги, кафе и автозаправки. Бизнесмен из Санкт-Петербурга Николай Бурнос уже вложил в забытую некогда деревеньку Клетное Пружанского района, что на самом краю пущи, 20 миллионов долларов. Построил спорткомплекс, ресторан, гостиницу, провел газ, канализацию и даже положил тротуарную плитку, а всем пенсионерам поставил телефон…

Указ «О создании автодорожного обхода территории Национального парка «Беловежская пуща» подписан в Беларуси чуть больше года назад. Времени, кажется, прошло не много, но дело уже близится к концу. Беловежский объезд проходит по Каменецкому району, затем - через Пружанский (тоже Брестская область), а завершается на Гродненщине, в райцентре Свислочь. Почти половина пути лежит через леса, поля, низины и даже болотистые места. А свое начало обходной путь, призванный «расшевелить» околопущанскую жизнь и вдохнуть перспективу в умирающие деревушки, берет на границе с Польшей, рядом с автодорожным переходом «Песчатка».

Деревни по дороге попадаются глухие и… уникальные. Волкоставец, например. Рядом - красивое озеро. Здесь можно поставить несколько домиков для туристов или даже построить целый туристический комплекс: природа красивая, первозданная, сосны невероятно высокие, корабельные. А кто знал об уникальном деревянном православном храме в деревне Омельянец, рядом с которой прошла трасса? Свято–Крестовоздвиженская церковь отличается от большинства деревянных церквей Брестской области. Никого в регионе не удивишь униатскими строениями, а тут — необычный для запада Беларуси неорусский стиль. Оказалось, местный деревенский храм сгорел когда-то, и по просьбе прихожан сюда в 1925 году перевезли церковь из Яблочинского монастыря — это Польша. А колокола храму подарил маршал Жуков. Дальше на пути деревня Панасюки. На въезде — три деревянных креста. Дубовые, старинные. Никто в деревне не знает, когда они здесь появились. Еще одна местная достопримечательность — кресты в самой деревне. Сельские бабушки рассказали корреспонденту интернет-портала «Время Союза», что один из них поставили в 1929 году их матери с просьбой спасти село «от губительства скотов». То есть деревенских коров, на которых напал мор. Удивляет, что надпись на русском языке, хотя в то время деревня была «под Польшей»…

В общем, жемчужинок здесь не счесть, даже настоящие жемчужины встречаются. Например, деревня Лысково Пружанского района — целый музей под открытым небом. Здесь сохранились синагога (XIX в.), остатки костела и монастыря миссионеров (1763–1785 гг.), остатки замка (XV–XVI вв.), могила поэта и драматурга Франтишка Карпинского, а недалеко от Лысково — курганы XII века. Кажется, совершенно правильно решили, что прокладка трассы через деревню будет способствовать ее возрождению и популяризации.

Дорожники стараются. Кроме различного рода дорожных сооружений (мостов на реках, бетонных труб для предотвращения подтопления талыми и дождевыми водами, разъездов и стоянок для транспорта), им пришлось возводить специальные сооружения, которые помогут максимально снизить вмешательство в миграционные процессы животного мира. Это туннели, оборудованные звукопоглощающей изоляцией, чтобы шум проезжающих машин не отпугивал животных. Представляете себе подземный переход для зубров? Тогда – к нам в гости! Места для переходов сотрудники Национальной академии наук Беларуси определяли после выявления локализации копытных животных и земноводных. Осенью планируется создать поблизости от дороги защитные и привлекающие посадки (кормовые поля, солонцы и др.), которые подскажут оленям и зубрам, где лучше переходить дорогу без риска. А туннели уже построены.

В общем, объездная дорога не создаст проблем для природы. И туристам будет где отдохнуть: инфраструктура появляется не так быстро, как хотелось бы, но все же появляется.

 

Софья Давидович

https://www.traditionrolex.com/8