Путешествуя по миру, сегодня люди не ограничиваются осмотром достопримечательностей. Чаще в дорогу зовет необычный фестиваль в какой-то стране или спортивный чемпионат. Позиционируя себя как «город-музей», чем привлекает иностранных туристов Гродно? И почему фестиваль национальных культур до сих пор не стал во всем мире брендом города? Что мешает иностранцу выбрать Гродненщину местом делового, спортивного, религиозного или просто транзитного туризма? Куда отправляются в путешествие гродненцы? Об этом шла речь на заседании «круглого стола» в редакции газеты «Гродненская правда».
Виталий БРАТАНЮК, главный специалист отдела физической культуры, спорта и туризма Гродненского горисполкома :
– К нам едут туристы из России, Польши, Литвы, Украины. Процентов 70 этого потока приходится на россиян, которых привлекают хороший сервис и невысокие цены в санаториях. Наши граждане чаще всего посещают Черноморское и Балтийское побережье, курорты России, Болгарии. Сюда можно добавить Польшу, Литву, Египет, Турцию. По последней статистике в список наиболее посещаемых стран попала Чехия. В последнее время снизилось количество гродненских туристов, которые прибегают к услугам турфирм ввиду развития интернет-систем, онлайн-бронирования. Бытует мнение, что самостоятельно организованный отдых намного дешевле, но это не всегда так. Все-таки туристическое предприятие дает гарантии на услуги.
За 2010 год в турфирмы обратились 13 195 человек. Однако эта цифра не дает реальной картины, статистика учитывает только тех туристов, которые заказали как минимум две услуги. Если турфирма везет отдыхающих на юг, то эта группа по статистике проходит в графе «Транспортные услуги», хотя, по сути, люди едут на отдых. В разряд туристов в 2010 году попали 1,5 тысячи иностранцев. Однако гостиницами города принято 65 тысяч гостей, из них 15 тысяч – иностранцы.
Руслан КРАСИЧКОВ, начальник отдела физической культуры, спорта и туризма Гродненского горисполкома:
– Туристов, которые приезжают к нам, объединяет общая история, русский язык. На семинаре «Трансинформ» с участием представителей 14 европейских государств обсуждались вопросы дальнейшего развития туризма на Гродненщине. Гостям очень понравились старые улочки Гродно, его историческое наследие. Но они высказали замечание, что у нас слабо развита индустрия развлечений. Турист не может в течение нескольких дней знакомиться только с историческим наследием, ему нужны развлечения, культурные мероприятия, торговый сервис.
Корр. «ГП»:
– Я думаю, городские власти должны не ставить эти вопросы, а решать их.
Руслан КРАСИЧКОВ:
– Мы уже провели встречи с заинтересованными лицами. Решено развивать сеть кафе. Управление архитектуры и градостроительства предлагает земельные участки под развитие индустрии развлечений. Начали работать с пешеходными тропами здоровья, организовываем там сеть прокатов веломобилей, оздоровительного инвентаря. Одно из замечаний европейцев касалось того, что у нас мало информационных стендов на английском языке. Сейчас стараемся выносить информацию на английском языке на сайты города, будем дублировать на английском и надписи на бигбордах.
Светлана КУЛЬ-СЕЛЬВЕРСТОВА, профессор кафедры археологии и этнологии ГрГУ имени Янки Купалы, профессор Белостокской политехнической академии:
– Что сейчас делается на европейском туристическом рынке? Идет смена потоков. Вместо африканских и восточных стран турист переориентировался на север Европы: Польшу, Прибалтику. Изменился и спрос. Раньше туристов интересовало историческое наследие, все ехали смотреть музеи Италии, Франции. Теперь нет. Я историк и патриот своей страны, но реалии таковы, что мало кого в Европе интересуют наши памятники. На первый план выходят оздоровительный туризм и природа, а это именно то, чем богата Гродненщина. Развивая туризм, эти моменты надо учитывать. Исторические памятники надо присоединить к самой главной нашей фишке – природным богатствам. Такие туры будут привлекать.
Надо делать нормальную туристическую курортную зону с центром в Гродно, куда присоединятся Поречье и Озеры как один кластер, Августовский канал как другой кластер, и третий – направление Лида–Новогрудок, но уже как линейный туристический продукт. Кластер – это как виноградная гроздь, когда все части соединены в единое целое одной веточкой. В Озерах несколько санаториев, турбаза, лодочная станция, Дом культуры, дачи. Каждый работает сам на себя. Например, организовывается хороший концерт в Доме культуры. Почему бы санаторию не продавать на него билеты? Железная дорога собирается пустить ретропоезд. Почему санаториям это не использовать? А туристы, которые отдыхают в Гродно, жалуются, что негде провести время. Но недалеко есть Озеры, Поречье, Августовский канал, Коробчицы.
Елена БЕРЕСНЕВА, главный редактор газеты «Гродненская правда»:
– Может, стоило бы создать дочернее предприятие, например, на базе «Гродненской правды», и объединить всех, кто заинтересован в развитии туризма? В любом случае, наша газета готова стать центром координации этой работы.
Светлана КУЛЬ-СЕЛЬВЕРСТОВА:
– Не надо создавать отдельное предприятие. Достаточно собраться заинтересованным людям и продумать план действий. Например, в Озерах и Поречье уже есть объединение агроусадеб. 15 усадеб работают как единый кластер. Теперь они могут один другому перебрасывать заказы, организовывать совместные туры – у одного есть велосипеды, у другого – лодки. Получается, что они работают в одной связке. В Гродно пока – каждый за себя.
Руслан КРАСИЧКОВ:
– В Беларуси, в том числе и в Гродно, создана хорошая база медицинских учреждений. Ценовая политика более низкая, чем на Западе, а сфера предоставления услуг обширная. В этом направлении уже начинает подписывать договоры «ЦентрКурорт».
Светлана КУЛЬ-СЕЛЬВЕРСТОВА:
– Очень интересен активный туризм, возможность принять участие в каком-нибудь действе. Когда мы говорим, что в Гродно нет инфраструктуры, просто многого не знаем. Надо взять и сделать хорошую ревизию. Самое лучшее, что у нас есть, – фестиваль национальных культур. Но он не раскручен. Он уникален в мире, его надо пиарить на всю Европу. В той же Польше невозможно найти информацию о Гродно. Должна быть хорошая информационная атака, причем на разных языках.
Корр. «ГП»:
– Если говорить о въездном туризме, то зачастую проблемы возникают при пересечении границы. Туристы вынуждены простаивать в очередях, что отбивает охоту приехать к нам еще раз. Препятствием становится и необходимость оформления визы.
Олег ЕЛАГИН, начальник отдела службы пограничного контроля оперативного управления Гродненской пограничной группы:
– Все визовые вопросы определяются международными договорами. При пересечении границы туристические автобусы на участке Гродненской пограничной группы на протяжении последних четырех лет в очередях не стоят. Они оформляются на отдельных автобусных каналах. Государственным пограничным комитетом совместно с таможенным комитетом разработаны нормативные документы, определяющие точное время оформления. Любой туристический автобус должен оформляться не более 30 минут каждой службой. Основная задержка при оформлении происходит из-за недоработки туристических организаций, которые иностранным туристам несвоевременно вы дают миграционные карты. Получать их турорганизации должны в Министерстве иностранных дел при следовании автобуса из-за рубежа. В случае, если автобус за иностранными туристами выезжает с территории Беларуси, бланки миграционных карт должны быть получены в Министерстве внутренних дел РБ и выданы водителям автобуса, а те – туристам для заполнения. Тогда на границе не будет никаких задержек. Мы же вместо того, чтобы приступить к оформлению, выдаем иностранному туристу миграционную карту, он сидит, ее заполняет, что затягивает время. Небольшая проблема с оформлением есть в пункте пропуска «Привалка» в связи с его реконструкцией. Бывает, одновременно приезжают несколько автобусов, их оформление осуществляется на отдельном канале, однако вне очереди оформляются рейсовые автобусы и с детьми, едущими на отдых. Может оказаться, что туристический автобус будет ждать своей очереди.
Корр. «ГП»:
– Сколько туристов пересекает границу? Многие выбирают местом сплава Августовский канал?
Олег ЕЛАГИН:
– Из всех въезжающих в Беларусь процентов 10–15 составляют туристы. На Августовском канале в этом году было всего три сплава, в каждом из которых принимали участие по 16 человек.
Корр. «ГП»:
– Как можно на границе отличить настоящего туриста, скажем, от челночника, если он не следует в составе организованной группы?
Виктор ГУРЕЕВ, заместитель начальника Гродненской региональной таможни:
– У настоящих туристов проблем на границе нет. Те, кто не везет товары, подлежащие декларированию, не задерживаются на «зеленом коридоре». Так же и с туристическими автобусами. Люди, которые едут отдыхать, везут вещи, предназначенные для отдыха. Туристы на границе – желанные гости, и для них созданы все условия. Пункт пропуска «Привалка» по планам будет реконструирован до конца 2012 года. Тогда и для туристов будет отдельный «зеленый коридор». На всех имеющихся пунктах пропуска проанализирована возможность увеличения потоков. Все наши пункты и по линии таможни, и по линии пограничной службы готовы к введению упрощенной системы пропуска, к увеличению пассажиропотока.
Олег ЕЛАГИН:
– Совместно с таможней у нас принято решение, согласно которому туристические автобусы оформляются без высадки пассажиров. Проблем по туристическим группам не возникает.
Руслан КРАСИЧКОВ:
– От имени горисполкома я хотел бы выразить огромную благодарность таможенной и пограничной службам за оказание содействия в проведении международной велогонки «Неман» Белосток – Гродно. Когда 15–20 машин в течение 20 минут проходили по два поста на белорусской и польской сторонах границы, это было выше всех похвал. Польские участники велогонки также просили выразить вам благодарность. Представители Украины, России и Польши, видя такое отношение к себе, изъявили желание посетить Гродно.
Таисия КОТСКАЯ, директор турфирмы "Интур-Сервис":
– Если иностранный турист обратиться к нам в фирму, то получит весь комплекс услуг, какие необходимы для приятного пребывания в нашей стране: познакомится с историческими достопримечательностями города и республики, отведает национальную кухню, услышит и увидит белорусский фольклор, потанцует под хорошую музыку. К услугам туристов боулинг, аквапарк, стадион, туристско-развлекательный комплекс «Коробчицы», отдых в белорусской усадьбе. Что же касается границы, то никогда не было задержек в оформлении туристических групп пограничниками, а мы много возим детей на экскурсии. То же самое могу сказать и в адрес таможни. За 19 лет работы фирмы никогда не было таких ситуаций на границе, которые нельзя было решить.
Вопросы возникают другого плана. Недавно поселили группу иностранцев в одной из гостиниц города, а утром пришлось выслушать массу претензий. От одного вида проваливающегося пола у людей испортилось настроение. Почему-то частные гостиницы строятся и развиваются, а государственные все больше и больше уступают им в качестве предоставляемых услуг. Я полагаю, что гостиничное хозяйство – это одна из тех отраслей, которая должна приносить прибыль. Видимо, городским властям следует задуматься над этим.
Наша фирма всегда занималась организацией экcкурсий, приемом иностранцев. Если бы в Гродно работал международный аэропорт, были бы чартерные рейсы, международная железная дорога с поездами на Санкт-Петербург, Париж, Варшаву, пошли бы поступления в бюджет города, области, республики. Это глобальные вопросы, которые надо решать.
Николай МИЩЕНКО, заместитель начальника службы охраны государственной границы оперативного управления Гродненской пограничной группы:
– Мы сейчас больше говорим об организованном групповом туризме, когда туристическая фирма берет решение всех вопросов на себя. Но есть еще индивидуальный турист, который путешествует самостоятельно. Важное значение имеют информационные щиты с обозначением маршрутов при пересечении границы, по пути следования, на автостоянках. Их мало. И этот вопрос надо решать. Если группа пересекает границу организованно, мы можем подсказать им и маршрут следования, и правила, действующие на территории нашей страны. А иностранцы, которые едут самостоятельно, многого не знают, например, где пределы пограничной зоны и пограничной полосы.
Руслан КРАСИЧКОВ:
– Разрабатываются областная и городская программы развития туризма на 2011–2015 годы. Ряд перспективных направлений, о которых мы сегодня говорили, вошли в проект программы. Например, об информационном поле, о сайтах, об информационных страницах в СМИ. Есть огромный интерес к нашему региону со стороны иностранцев. Недавно мы по приглашению польской стороны посетили курортные города на Балтийском побережье Устка и Слупск и подписали соглашения о городах-побратимах, что предполагает и взаимодействие в сфере туризма. Я думаю, меры, которые предлагаются, за 4–5 лет позволят нам выйти на международный уровень в сфере оказания туристических услуг, и Гродно станет известен далеко за пределами нашей страны.
Корр. «ГП»:
– К 2015 году в стране планируется увеличить экспорт туристических услуг как минимум в три раза. Что в первую очередь нужно сделать для выполнения поставленной задачи?
Виталий БРАТАНЮК:
– О нас не знают или очень мало знают в мире. Большое внимание надо уделить интернетресурсам, созданию единого туристско-информационного поля. Возможно, отдельные туристические терминалы должны быть установлены в пунктах пропуска на границе.
Руслан КРАСИЧКОВ:
– У нас должен быть классный коммерческий слоган, который будет понятен в европейских государствах. Необходимо раскручивать брендовые мероприятия, по которым Гродненщину будут узнавать в мире. И инфраструктуру развлечений.
Олег ЕЛАГИН:
– Должна быть изменена визовая нагрузка как для граждан Беларуси, следующих за границу с туристическими целями, так и для иностранных граждан.
Николай МИЩЕНКО:
– Мы поднимем имидж страны, привлечем иностранных туристов только тогда, когда и государственные структуры, и частные организации будут обсуждать и решать вопросы сообща.
Таисия КОТСКАЯ:
– Во-первых, изменение визовой нагрузки. Во-вторых, качественное обслуживание, это пока очень больной вопрос. В третьих, приведение в по рядок гостиниц. И добро пожаловать в Беларусь!
Ирина АНИКЕВИЧ