<p>В стремлении укрепить свои позиции на  рынке практически каждый винный  завод зовет к себе на экскурсии и  дегустации туристов. Однако спрос на  подобные туры в Краснодарском крае  пока невысок</p>
Как сообщает портал «ЮГА»:

В стремлении укрепить свои позиции на рынке практически каждый винный завод зовет к себе на экскурсии и дегустации туристов. Однако спрос на подобные туры в Краснодарском крае пока невысок.  

Признанным лидером по числу туристов, путешествующих винными маршрутами, является Европа. Именно там сосредоточено большое количество памятников винной культуры, настоящих винных музеев, и развита соответствующая инфраструктура. Старый Свет испокон веков считался местом, где производят высококлассную винную продукцию, а за долгое время производства европейские винные дома успели обрасти интересными легендами и обзавестись неплохими дегустационными погребами. Наряду с традиционными маршрутами по европейским странам, такими как Италия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Греция, Кипр существуют специальные винные туры и в государства Южной Америки. Продолжительность этих туров составляет 5-8 дней, а стоимость – от 1 200 до 1 600 евро.

– Для дополнительной стимуляции винного туризма ряд стран облагает свои лучшие вина запретительными пошлинами, которые позволяют попробовать конкретный сорт вина только на территории того государства, где оно было произведено, – комментирует директор по развитию компании «Девелопмент-тур» Диана Джаббарова.  – И это правильно. Вино, которое «уехало» далеко от места, где оно выросло и созрело, теряет свой истинный вкус. Отсюда вывод: настоящее французское вино можно попробовать только во Франции. И так с каждым сортом. Этим принципам соответствуют специальные винные туры, которые есть во всех винодельческих регионах мира – от Грузии до Перу.  

Субъекты экскурсий

Винные туры условно делят на несколько категорий: для туристов, винных любителей, винных профессионалов.
– Поездки для туристов – это путешествия, организуемые для людей, которые хотели бы посвятить какую-то часть своего путешествия изучению винных и гастрономических особенностей региона, – говорит Диана Джаббарова («Девелопмент-тур»). – Обычно это короткий визит к виноделу, с простой дегустацией вина и обзорной экскурсией по винодельне. Цель такой поездки – побывать в том или ином винном регионе и получить общие сведения о вине. То есть, это один из способов разнообразить обычное путешествие.
 
Поездки для винных любителей предназначены тем, кто активно интересуется вином, стремится получить знания и опыт в этом вопросе, но напрямую с винным бизнесом не связан. Порой такие люди знают о вине больше, чем профессионалы, и считаются винными знатоками. Винные путешествия для таких людей – стиль жизни и еще один способ получить ценные знания в области вина, гастрономии и местной культуры. Поездки для этой группы состоят из достаточно профессиональных дегустаций, которые сопровождающихся подачей местных блюд от самых лучших поваров, проживанием в дорогих отелях-особняках, насыщенной культурной программой.

В свою очередь в поездки для винных профессионалов, как правило, лишенные развлекательной составляющей, отправляются те, чья деятельность тесно связана с вином: сотрудники компаний, занимающихся покупкой и продажей вина, сомелье в ресторанах и барах, представители СМИ, освещающие соответствующие темы. Основная цель таких поездок – само вино. Винные профессионалы пробуют новые вина и решают, достойны ли эти вина дойти до потребителя. Время от времени поездки дают профессионалам возможность найти новых винных поставщиков, а заодно и повысить свою квалификацию: винные дегустации в таких путешествиях очень сложные и серьезные.

Менеджер по специальным проектам компании «Мысхако» Ольга Мельник выделяет и такое направление винного туризма, как корпоративные туры. По ее словам, многие компании привозят своих бизнес-партнеров на дегустацию и последующий ужин. Посещение винного завода – хороший вариант организации отдыха деловых партнеров на высшем уровне. Для этих целей разрабатывается специальная программа с учетом индивидуальных пожеланий.  Еще один сегмент – экскурсии для зарубежных гостей, путешествующих на круизных лайнерах. Так, осенью 2011 года в Новороссийск впервые, по словам Ольги Мельник, прибудут круизные лайнеры, идущие из Америки через Одессу. Организаторы круиза выбрали в России всего несколько объектов для экскурсий, и в их число вошел дегустационный комплекс «Мысхако».  

Не вином единым

Помимо собственно коллекции вин на определенной территории, мировые тематические винные курорты обычно включают предлагают и дополнительные услуги. Например, винотерапию или так называемые винные SPA – особые процедуры для релаксации и восстановления с применением вина. Многие из этих услуг существуют не одно столетие, и в Европе даже учреждена специальная премия Wine Hotel Awards, ежегодно определяющая лучшие винные отели Старого Света.

Пример подобного комплекса существует и в Краснодарском крае.

Как расссказала Диана Джаббарова («Девелопмент-тур»), шампанский Дом «Абрау-Дюрсо» и галерея отелей Cronwell Hotels&Resorts открыли первый в регионе винный тематический бутик-отель «Империал», выполненный в стиле прованс и ставший первой частью целого курортного комплекса, возводимого в селе Абрау-Дюрсо. По мнению Джаббаровой, развитие этого проекта позволит со временем создать в Краснодарском крае курорт европейского уровня для российских и иностранных гостей, который будет предлагать не только оздоровление, но и досуг. 

 
Без культуры

Для производителей винный туризм – неплохой способ популяризации своего бренда и увеличения объем продаж. Так, директор «Южной винной компании», филиала компании «Очаково», Андрей Кулько винные туры считает экономически перспективным направлением и хорошей возможностью для того, чтобы стать лидером на рынке натурального вина. Предприятие, по его словам, ведет активную информационную и рекламную работу с туристическими агентствами, участвует в выставках, проводит дегустации.

Развитие винодельческой отрасли, а вместе с ней винного туризма – один из приоритетов и в политике краевых властей. В Краснодарском крае, по оценкам экспертов, действует порядка 40 винных заводов. Однако винный туризм пока представлен достаточно слабо. Причин тому несколько. Среди основных Диана Джаббарова («Девелопмент-тур») называет недостаточно развитую инфраструктуру. В ведущих винодельческих странах тематические отели и даже целые комфортабельные комплексы давно и успешно функционируют. В России же все это пока находится лишь на стадии проектов. Исключение составляет разве что уже упомянутый бутик-отель «Империал» в Абрау-Дюрсо. Свою роль играет и качество организации подобных мероприятий.

– Винный туризм в Европе представляет собой не просто посещение винзаводов, а интересный рассказ об их истории, осмотр виноградников и погребов, знакомство с процессом производства, дегустация вин и местной кухни, общение с мастерами-виноделами, посещение центров винотерапии, участие в театрализованных постановках, – перечисляет Диана Джаббарова. – У нас же это пока происходит в основном на уровне «привезли, налили вина и увезли».

Согласна с этим директор туристической компании Russo Touristo Ирина Киргинцева. Учитывая исторически сложившуюся славу кубанских вин, винный туризм в регионе по идее должен быть развит неплохо. Но если сравнивать с тем, как это направление преподносится в той же Франции или Италии, то Россия выглядит не в лучшем свете, отмечает Ирина Киргинцева. Впрочем, можно поучиться и у соседей. Семимильными шагами винный туризм развивается, например, в Крыму.

– Краснодарский край – благодатное место для производства достойных вин и развития винного туризма, –
убеждена Ольга Мельник («Мысхако»). – Есть и достойные производители. Но в России, к сожалению, отсутствует понимание культуры винопития. Для россиян важно, чтобы «было вкусненько», на качество же мало кто обращает внимание.

На отсутствие культуры винопития обращает внимание и директор по экскурсиям туристической компании «Золотой Овен» Елена Самойленко. По ее мнению, развитию такой культуры мешают в том числе и стихийные торговые точки с дешевым суррогатным вином. Вина натуральные стоят дорого. Основная же масса туристов предпочитает подешевле и, соответственно, похуже качеством. Туристы, приезжающие, например, на Черноморское побережье, большую часть своего досуга проводят на пляже. Винный туризм им не слишком интересен, убеждена Елена Самойленко («Золотой Овен»). Тем более, даже на разных винных предприятиях экскурсии, по ее словам, часто бывают похожими «как две капли вина». Раскрывается одна и та же тема, и большого спроса среди отдыхающих такие экскурсии не имеют.

– В целом сценарий программы у всех практически одинаков, – соглашается Ольга Мельник («Мысхако»). – Вначале экскурсия по заводу, знакомство с основными этапами производства, потом дегустация. Но подача и организация экскурсии – разная. Потому что именно детали, нюансы и создают качественный экскурсионный продукт.
Ситуацию в сфере винного туризма очень портят бесплатные дегустации, проводимые на популярных туристических маршрутах, сетует Ольга Мельник. После таких дегустаций туристы приобретают вина по низкой цене, фасованные в пластиковые бутылки, и часто не понимают, зачем им ехать на платные экскурсии. А ведь дегустация – это особый обряд, таинство, в котором важна каждая деталь.

Заработают все


И все же потенциал винного туризма в Краснодарском крае достаточно велик, а сами туры сравнительно доступны для широких слоев населения. Стоимость экскурсий на местные винные предприятия – 250 - 1 500 рублей. Познакомиться с виноделиием предлагают Анапа, Геленджик, Новороссийск, Крымский, Темрюкский районы.

Как отмечает начальник отдела PR и корпоративных связей компании «Фанагория» Владимир Пукиш, туристы начинают понимать, что виноделие в России существует, хотят узнать о нем побольше. В «Фанагории», например, винные туры включают в себя экскурсию по предприятию (цех розлива, хранилища с бочками и емкостями, склад готовой продукции, коньячное хранилище, в сезон – переработка винограда, керамический цех), а в качестве отдельной услуги – экскурсию по виноградникам. Дегустация же включает шесть наименований вин и коньяк. В планах компании – строительство туристического центра, включающего музей виноделия Тамани, специализированный дегустационный зал, конференц-зал подвалы с производством классического шампанского и возможностью их посещения. Также «Фанагория» планирует развивать пляжный винный туризм и возрождает забытую в Краснодарском крае профессию бондаря, открыв бондарный цех.  

– Мне часто приходилось слышать от гостей, что после дегустации вина воспринимаются совсем по-другому, приходит понимание «души вина», – рассказывает Ольга Мельник («Мысхако»). – Гости дегустируют вино в профессиональных бокалах, при необходимой температуре и по специальным правилам, под руководством опытных гидов, в соответствующем антураже. И если туристы побывали на винном заводе, где экскурсии организованы на достойном уровне, то потом они захотят съездить и на другие предприятия.

Среди таких предприятий Диана Джаббарова («Девелопмент-тур») особо выделила совместный российско-французский проект производства в России вин по классическим европейским стандартам качества Château le Grand Vostock, расположенного на юге Краснодарского края. Шато было создано на землях ОАО «Аврора», схожих с лучшими участками провинции Бордо. Неудивительно, что именно на этих землях остановили свой выбор французские виноделы.

Как считает Ирина Киргинцева, при повышении качества российских вин и более открытых для потребителя производствах на  винном туризме можно будет зарабатывать всем: и самим производителям, и туристическим компаниям.

Андрей Пугачев