<p>«Бюджетные авиалинии в России будут. Лет через тридцать», – говорит представитель одной авиационной компании</p>

Русская служба Би-би-си провела любопытное расследование на тему – что необходимо, чтобы в России появились компании, продающие билеты за несколько долларов:

«Бюджетные авиалинии в России будут. Лет через тридцать», – говорит представитель одной авиационной компании.

Чтобы в России появились авиакомпании, которые продают билеты за несколько долларов, нужны второстепенные аэропорты с быстрым и недорогим обслуживанием, распространенная система продажи через интернет, а не посредников, новый парк однотипных самолетов и регулирование по принципу «открытого неба».

Собеседник Би-би-си как в воду глядел, когда пошутил про 30 лет: в середине недели минтранс обсудит требования к авиакомпаниям, которые осуществляют дальние рейсы. Они должны иметь не менее 10 однотипных самолетов (возможно, в ходе обсуждения порог будет увеличен до 20). В начале августа вице-премьер Сергей Иванов уже предлагал запретить летать авиакомпаниям с маленьким авиапарком (назвав их живопырками).

Оба существующих российских лоукостера – Sky Express и «Авианова» – не имеют такого авиапарка.

Некоторые эксперты, однако, говорят, что эти компании можно называть бюджетными лишь потому, что они сами себя так позиционируют. Рейс Москва-Сочи «Авианова» предлагает за 7 тысяч рублей (250 долларов), а Sky Express – за 8800 рублей (чуть более 300 долларов). В билет Sky Express не входит питание, зато можно провезти на 5 кг больше багажа, чем разрешает «Авианова».

Бюджетная ирландская компания Ryanair предлагает долететь из Лондона в Мадрид (сопоставимое расстояние) за 40 фунтов стерлингов или 1900 рублей.

На российский рынок авиакомпания Sky Express вышла в 2007 году, предложив за 35 долларов рейсы по маршруту Москва-Сочи-Москва. Уже тогда, четыре года назад, эксперты говорили, что такую ценовую планку авиаперевозчик не удержит.


Главное кредо бюджетной авиакомпании – это экономия на всем, поэтому Ryanair уже всерьез называют летающим автобусом: плата взымается за все, начиная с регистрации и багажа и заканчивая едой. Не так давно босс авиакомпании предложил брать плату за пользование туалетом.

Бюджетная авиакомпания экономит на шторках для иллюминаторов, откидных креслах, пространстве между рядами или дополнительных сотрудниках (поэтому регистрацию на рейс могут выполнять бортпроводники, а салон самолета могут не успеть убрать после высадки пассажиров).

В Европе бюджетные компании летают, главным образом, во второстепенные аэропорты, до которых не всегда удобно (и почти всегда долго) добираться. Российская «Авианова» летает из «Шереметьево», а Sky Express – из «Внуково». Весной 2011 года российский премьер Владимир Путин предложил перенести обслуживание чартеров и бюджетных авиалиний в Раменское, чтобы снизить издержки.

То, что в России не развита бизнес-модель бюджетных авиалиний – не вина аэропортов, говорит генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев.

Сбор аэропорта в «Домодедово» или «Шереметьево» в два раза больше, чем в аэропорту Лутона под Лондоном, из которого летают ирландская Ryanair и британская EasyJet. Правда, оба московских аэропорта расположены в 40 км от центра, а Лутон – в 60.

Сбор в «Шереметьево» в два раза меньше сборов аэропорта «Сити», расположенного недалеко от центра Лондона, и парижского аэропорта имени Шарля де Голля (сборы в этих двух аэропортах одни из самых высоких в Европе).

«Бюджетные авиалинии должны работать как такси, – говорит Горбачев. – Чем быстрее оборот, тем больше доходов».

Основное правило для бюджетных авиакомпания – подготовка самолета к отправке должна занимать 30 минут. В России так быстро обслуживать не умеют, говорят эксперты. Зато после трех часов авиакомпании надо платить за сверхнормативную парковку.

«У нас самолет в аэропорту может полтора часа простоять, а за это время можно еще один рейс выполнить, – говорит международный советник Debevoise & Plimpton Виктор Снегирев. – Новый парк самолетов предполагает максимальное времянахождение в воздухе и минимальное времянахождение на земле. Новый парк – это еще один прицип работы дискаунтера».

Однако, как отмечает Виктор Снегирев, высокие пошлины (20% плюс 18% НДС) вынуждают некоторые авиакомпании выбирать не новые самолеты, а борты c пробегом.

В Россию из европейских бюджетных авиалиний летают только австрийская Niki и немецкие Air Berlin и German Wings (бюджетное направление Lufthansa).

В отличии от Европы, где действует принцип «открытого неба» и авиакомпания может летать, не обращаясь за разрешениям к регуляторам отдельных стран, в Россию полеты могут осуществляться только после двустороннего соглашения о воздушном сообщении. Строгое назначение перевозчика на конкретных маршрутах (этим занимается Росавиация) было установлено Чикагской конвенцией о гражданской авиации 1944 года.

«В Европе ирландский перевозчик может летать между Германией и Францией, не спрашивая ни у кого разрешения, – говорит Виктор Снегирев. – Перевозчик может летать между любыми городами, где, он чувствует, есть поток пассажиров».

Если бы Россия подписала договор об открытом небе, то не все российские перевозчики выдержали бы конкуренцию со стороны европейских компаний, говорит Виктор Снегирев. Зато это повысило бы конкурентоспособность российских компаний.

«Одна только Lufthansa могла бы подавить российский перевозческий сектор», – считает эксперт.

Несколько лет назад, как рассказывают собеседники Би-би-си, Ryanair намеревалась заключить соглашения с Росавиацией и летать в Россию. Слухов о том, почему сделка ничем не закончилась, было много: от высокой коррупции при работе в России до низкого пассажиропотока. Запрос Би-би-си в Ryanair остался без ответа.

«В России лоукостерам получать прибыль нереально», – говорит аналитик «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. Например, за полеты над Сибирью западные авиакомпании платят loyalty «Аэрофлоту». Таким образом в год авиакомпания получает около 500 млн долларов только за счет отчислений других авиалиний.

У ирландской Ryanair проблем с прибылью не было ни в кризис, ни из-за погодных неприятностей. По итогам 2010 года компания заработала 456 млн долларов.

В Европе модель бюджетных авиакомпаний прижилась, потому что там был большой авиапарк, либеральное законодательство аэропортов и дорогая железная дорога, говорит Дмитрий Адамидов.

В России билеты на самолет проигрывают билетам на поезд, добавляет Виктор Горбачев.

«В СССР в Сочи можно было улететь за 25 рублей, в Ленинград – за 15, – вспоминает эксперт. – А на поезд билет стоил 10 рублей».

Одно из условий существования модели бизнеса бюджетных авиалиний – продажа электронных билетов через интернет, а не посредством агентств. Несмотря на то, что Россия входит в десятку стран с самым высоким числом интернет-пользователей (60 млн человек), она сильно отстает от Китая (420 млн человек), США (234 млн человек), Японии (99 млн человек).

И все-таки продажи через интернет в России быстро и постоянно растут, отмечает гендиректор проекта JIZO Сергей Лаврентьев. Как отмечает эксперт, у Lufthansa на Россию приходится самая большая доля продаж через интернет. 

 

Екатерина Дробинина