В настоящее время международные пассажирские перевозки по территории области осуществляются, в основном, через пять пунктов пропуска: АПП «Брест» - страны Западной Европы, АПП «Томашовка», АПП «Мокраны», АПП «Мохро», АПП «Верхний Теребежов» - украинское направление. Всего за семь месяцев текущего года через наши пункты пропуска проследовало 29232 автобуса с пассажирами, из них 11127 - регулярного сообщения. Уместно также вспомнить, что наибольшая интенсивность движения наблюдается через АПП «Брест» (12 198 автобусов), АПП «Мокраны» (7 722), АПП «Мохро» (6 857).
Количество поездок ежегодно растет, и с увеличением международного транспортного потока остро встает вопрос круглосуточного обеспечения безопасности пассажиров. Именно такая миссия и возложена на сотрудников Транспортной инспекции в пунктах пропуска.
Сейчас перед нами задача – 100-процентный контроль автобусов, отправляющихся в международные рейсы. Как этого достичь? Для более объективного контроля за соблюдением водителями режима труда и отдыха, скоростных режимов приобретено специальное оборудование, установлено программное обеспечение для получения данных из цифрового тахографа или карточки водителя.
Анализируя контрольную деятельность в пунктах пропуска, можно отметить снижение количества грубых нарушений законодательства при осуществлении международных перевозок пассажиров. К встречающимся нарушениям относятся: несоответствие установленного образца формы билета, отсутствие отметок вокзалов, расположенных на территории республики, нарушение водителями установленного режима труда и отдыха. Помимо всех предусмотренных законодательством документов, инспектором проводится внешний осмотр транспортных средств, проверяется наличие огнетушителей, работа внешних световых приборов, состояние протектора и выявление неисправностей, при которых запрещено участие в дорожном движении.
В результате по выявленным нарушениям за январь - июль 2011 г. сотрудниками Транспортной инспекции в пунктах пропуска составлено 174 акта, 197 материалов по административным правонарушениям. Сумма штрафных санкций – более 32 млн. белорусских рублей. К сожалению, некоторых лиц приходится наказывать неоднократно. Так, за нарушения законодательства в области пассажирских перевозок восемь раз привлекался перевозчик, осуществляющий регулярные рейсы из Германии (АПП «Брест»), шесть раз - украинский перевозчик (АПП «Мокраны»).
В ходе анализа работы пункта пропуска «Мокраны» установлено, что больше всего нарушений -- со стороны украинских перевозчиков. Особенно это касается технического состояния автобусов (90% -- «Икарусы» старше 20 лет). По этому поводу были составлены рекомендации, содержащие требования к техническому состоянию и внешнему виду автобусов, и переданы в автопарки Украины, автобусы которых осуществляют перевозки через наш пункт пропуска. В результате автобусы были отремонтированы и покрашены, а также получены заверения руководителей этих автопарков о замене старых автобусов на более новые.
Стоит сказать и том, что во время летних отпусков и школьных каникул заметно возрастала интенсивность движения автобусов, выполняющих перевозки пассажиров с детьми до 16 лет и в целом детских групп. В этот период инспекторами особое внимание уделялось прохождению предрейсового технического осмотра автобусов, в том числе и с иностранной регистрацией. Контролировался скоростной режим, который не должен превышать 70 км/ч, прохождение водителями автобусов белорусской регистрации инструктажа в подразделениях Государственной автомобильной инспекции.
Бывает, что в адрес Транспортной инспекции слышатся нарекания со стороны белорусских перевозчиков о допуске на рынок перевозок иностранных автобусов. Что имеется в виду? Дескать, пассажиры, прибывающие в основном из России на железнодорожный вокзал г. Бреста, там же и пересаживаются в автобусы повышенной комфортности польской, литовской регистрации. В результате неоднократных проверок (и на железнодорожном вокзале, и в пунктах пропуска) установлено: иностранные перевозчики выполняют перевозки в соответствии с межправительственными соглашениями, имея на руках разрешение, соответствующее виду перевозки. Так, только Республике Польша на 2011 г. передано 1200 разрешений для выполнения нерегулярных перевозок пассажиров автобусами. Вывод один: для изменения ситуации белорусским перевозчикам необходимо обновлять парк автобусов, приобретая новые, с более высокой комфортностью, так как выбирать транспортное средство – это право пассажира.
Сергей КУХАРЧУК,
начальник отдела контроля в пунктах пропуска и разрешительной системы Транспортной инспекции по Брестской области