<p>Две центральные столичные улицы – Карла Маркса и Комсомольская – через два года должны стать пешеходными.  Об этом председатель Мингорисполкома Николай Ладутько сообщил 12 сентября на оперативном совещании в мэрии</p>

Две центральные столичные улицы – Карла Маркса и Комсомольская – через два года должны стать пешеходными.  Об этом председатель Мингорисполкома Николай Ладутько сообщил 12 сентября на оперативном совещании в мэрии.

«К концу 2013 года, перед чемпионатом мира по хоккею, улицы К. Маркса и Комсомольская в Минске должны стать пешеходными», – сказал мэр города, отметив, что за два следующих года первые этажи зданий по улицам К. Маркса и Комсомольской должны наполниться «соответствующим уровнем и содержанием».

Для жителей первых этажей упомянутых улиц новость скорее печальная, чем радостная, ведь пешеходные улочки должны притягивать и баловать туристов многочисленными кафе, ресторанчиками, стильными магазинами, галереями, музеями. А значит, тех, чьи квартиры находятся на первом этаже, городские власти переселят. По словам мэра, необходимо максимально учесть интересы жильцов, проживающих на первых этажах домов. «Не надо сразу отселять жильцов. Это должно быть мягким, но решительным вариантом», – эти слова Николай Ладутько адресовал руководству администраций минских районов.

Что значит для Минска появление на карте города пешеходных улиц? Чем интересны улицы Карла Маркса и Комсомольская с исторической и туристской точки зрения? Правилен ли выбор городских властей? С этими вопросами мы обратились к нашим экспертам.

Христофор Хилькевич, автор популярного путеводителя «Минск за один день»:

– Сегодня в Минске нет пешеходных улиц в чистом виде. Ограничен въезд транспорта на улицы Кирилла и Мефодия, Революционную, Торговую, площадь Свободы и переулок Музыкальный. Но в целом движение в историческом центре сохранено. Например, разрешен въезд транспорта, владельцы которого работают в историческом центре и т.д. Что касается выбора улиц, то и Карла Маркса, и Комсомольская – улицы старинные, исторические и очень интересные. На Карла Маркса каждый второй дом хранит какую-то историю. Например, старый писательский дом над станцией метро Купаловская, тот, где находится большой книжный магазин. Известно, что в нем одно время жил Владимир Короткевич. Кстати, можно сказать, что отрезок улицы Карла Маркса от улицы Энгельса до Красноармейской уже сейчас является пешеходным: ведь там никакие автомобили, кроме правительственного кортежа, и не ездят. Что касается улицы Комсомольской, то она примыкала к Нижнему рынку, и этот исторический стык представлял огромную историческую ценность… до реконструкции, которая была проведена лет десять назад. И эта реконструкция свела всю ценность на нет. Сейчас там современные муляжи, и эта часть города не представляет собой ничего аутентичного. Кроме одного-единственного дома, который уцелел, можно сказать, чудом. Это дом по Комсомольской, 6 – первый дом справа по улице с треугольной крышей, если стоять спиной к торговому дому «На Немиге». Здесь находилась старая почтовая станция. Первоначально предполагалось снести и этот дом, но потом проект специально переделали, чтобы это здание все-таки осталось на карте города и вписалось в новую архитектурную концепцию.

На Комсомольской находится известный минский кинотеатр  «Победа», который был возведен сразу после окончания Великой Отечественной войны, есть сведения, что силами пленных немцев. Конечно, было бы просто прекрасно и куда более интересно для прогуливающихся по улочке туристов, если бы сохранился не только кинотеатр советских времен, но и бывший бенедиктинский костел. Храм, входивший в комплекс католического монастыря бенедиктинок, был возведен в 1633 году. Царские власти ликвидировали костел и в 1872 году открыли на его базе православный Спасо-Преображенский женский монастырь. Тогда же улицу стали называть Преображенской (нынешняя Интернациональная). К сожалению, в послевоенные годы костел ликвидировали. Правда, не сразу. Мне доводилось видеть фотографии, на которых новый кинотеатр «Победа» соседствует со старинным храмом. Его взорвали в начале 1960-х – это было время активного уничтожения в Беларуси памятников истории и архитектуры.

Не знаю, каковы соображения городских властей, почему именно Комсомольской и Карла Маркса суждено стать пешеходными туристическими улочками. Чтобы проникнуть в логику чиновников, наверное, нужно самому стать одним из них. Предполагаю, что городские власти руководствовались тем, что именно эти улицы сегодня легче всего разгрузить, освободить от автотранспорта. Комсомольская уже сейчас частично пешеходная, даже выложена плиткой. Правда, пока это покрытие используется для парковки автомобилей.

Существовал проект превращения в пешеходную улицы Революционной. Ей давно собираются вернуть историческое название – Койдановская. Вот этой улице действительно положено стать пешеходной, туристской. Можно было бы сделать пешеходной хотя бы небольшой отрезок до улицы Комсомольской. На этом коротеньком отрезке примерно 200 м длиной находятся дома, где, по историческим свидетельствам, жила минская аристократия, и эти дома под стать своим тогдашним обитателям. Все они абсолютно разные – разной этажности, окраски, все, если можно так выразиться, «выпендриваются» друг перед другом своими формами, стилями, – и тем не менее вместе образуют великолепный градостроительный ансамбль. В этот ансамбль прекрасно вписываются и недавно появившийся на карте города музей Минска, и ухоженные внутренние дворики. Немаловажно и то, что на этом отрезке уже существует то, что должно стать наполнением каждой уважающей себя пешеходной улочки: уютные кафешки, бутики. Конечно, это не Арбат и даже не Ленинская улица в Могилеве, но все же… А вообще, если делать по уму, то надо перекрывать движение в районе площади Свободы и прилегающих улиц и выводить автомобильные потоки за пределы исторического центра. Из правой части Верхнего города в левую сегодня нужно пробираться через несколько загруженных транспортом улиц и «зависать» на светофорах. Согласитесь, это нелогично и совсем не по-европейски. От Ратуши на площади Свободы нужно иметь возможность пешком дойти до Кафедрального костела Девы Марии – дойти по прямой, не пересекая никаких транспортных артерий, как это было на протяжении веков. Впрочем, я уверен, что нынешние городские власти на это не пойдут.

0_650_Minsk_Kafedralniy_kostel_i_gorodskaya_duma_No1_Izd_T-stva_KP_EF_6347142

Прошлым поколениям минчан не нужно было пересекать шумных городских магистралей, чтобы пройти от ратуши к костелу Девы Марии

Известный писатель Владимир Орлов может стать одним из тех, кого, по обтекаемому выражению мэра, собираются «мягко, но решительно выселить»: его квартира находится как раз на улице К. Маркса. Три года назад, когда городские власти впервые задумались о необходимости пешеходной улицы в центре, он и его соседи уже были под угрозой выселения. Согласно проекту 2008 года, под отселение подпадали жильцы более 80 квартир, расположенных в домах №№ 7, 9, 19, 21а по улице К.Маркса, а также в доме № 17 по улице Володарского. По архитектурному плану в этих домах планировалось разместить 3-звездочную гостиницу, казино и торговый центр. Дом № 21а вообще планировалось снести, а на его месте построить автостоянку. На просьбу прокомментировать нынешнее решение городских властей Владимир Орлов ответил:

– Шчыра кажучы, я яшчэ не разабраўся як след у сітуацыі. Вось калі мы ўбачым дакумент, тады можна будзе размаўляць прадметна. Тры гады назад мы з суседзямі пачалі якраз з таго, што знайшлі ў Мінгарвыканкаме архітэктурны праект, каб дакладна ведаць, што нам сёння абяцаюць і чым нам пагражаюць. Тады, я памятаю, усё таксама пачыналася з першых паверхаў, а пасля пайшла размова  і пра другія, і пра тое, што нейкі будынак цалкам плануецца перабудаваць і трэба адсяліць усіх яго жыхароў... Так што трэба нейкі час пачакаць, зразумець, што адбываецца, і тады ўжо даваць нейкія сэнсоўныя каментарыі, а не фантанаваць эмоцыямі.

Историк Захар Шибеко, автор нескольких книг о столице, исследователь Минска второй половины ХІХ – начала ХХ в., приветствует решение городских властей:

– З радасцю пачуў пра гэтыя планы Мінгарвыканкама, таму што даўно пара зрабіць ў Мінску пешаходныя вуліцы. У гэтым плане многія абласныя цэнтры абыйшлі сталіцу: у тым жа Брэсце вуліца Савецкая даўно ўжо пешаходная, а сталіца дагэтуль не мае ніводнай такой вулицы! Тым больш, што, напрыклад, на вуліцы Карла Маркса, сапраўды зручнай для пешых прагулак, шмат устаноў, якія патрабуюць цішыні і ўтульнасці – той жа гістарычны музей, напрыклад. А грукат аўтамабіляў і загазаванасць паветра тут зусім не да места. Што ж тычыцца вуліцы Камсамольскай, дык я шчыра здзіўлены: як можна зрабіць пешаходнай вуліцу, якая перасякае галоўную магістраль горада?! Больш рэальна, на мой погляд, і больш лагічна зрабіць пешаходнай усю гістарычную зону, абмежаваную праспектам Незалежнасці, Гарадскім Валам, Нямігай і плошчай Волі, чым адну асобна ўзятую Камсамольскую. Гістарычны цэнтр – кампактны і прывабны куток старога Мінска, і мітусня аўтамабіляў тут абсалютна непатрэбная. На жаль, плошчу Волі сёння перасякае важная магістраль, але калі яна будзе пушчана пад зямлю, праект пераўтварэння гістарчнага цэнтра ў цалкам пешаходную зону не будзе выглядаць такім ужо фантастычным. Так што планы гарадскіх уладаў – добрая мера, але ўсё ж недастатковая, нібы ўсё робіцца, каб задаволіць патрабаванні грамадскасці, для адчэпкі. Да таго ж узнікае яшчэ адно важнае пытанне. Калі вуліцам надаецца такі статус, дык трэба падумаць і пра назвы. Што ж мы, будзем таптаць нагамі Карла Маркса? Ну, можа, яму так і трэба... Але ж, перш чым рабіць пешаходныя вуліцы, трэба падумаць пра вяртанне старых гістарычных назваў. Ведаеце, у гэтым ёсць жалезная логіка! Што за імідж у беларускай сталіцы, калі ўсе старыя гістарычныя вуліцы з захаванай гістарычнай забудовай па-ранейшаму завуцца іменамі пралетарскіх правадыроў, гэтымі зацёртымі Савецкімі, Камсамольскімі?

НУлица Преображенская при пересечении с Богадельной

Улица Преображенская (нынешняя Интернациональная) при пересечении с Богадельной (нынешней Комсомольской)

Калісьці вуліца Карла Маркса звалася Падгорнай, а Камсамольская – Багадзельнай. Магчыма, не такая ўжо і мілагучная назва, але ж сапраўдная, гістарычная...