<p>«Приходится  констатировать, что целенаправленно на наши реки  заграничный турист не  едет, это разовые заявки», —  замечает начальник отдела внутреннего и  выездного туризма РУП  «Белинтурист» Владлен Соколов. И все же  положительный опыт национального  парка по «раскрутке» Припяти —  уникальный случай</p>

Как сообщает «Рэспублiка»:

Такое направление туризма, как отдых на воде, пока не особенно популярно у приезжих. Тем не менее в Беларуси его собираются активно развивать. Ведь не использовать богатые водные ресурсы, которыми щедро наделила нас природа, было бы неверно: в республике насчитывается порядка 20,8 тыс. рек общей протяженностью 90,6 тыс. километров и 10,8 тыс. озер. Специалисты говорят: сегодня отечественному водному туризму необходимо делать ставку на белорусских туристов, попутно развивая инфраструктуру, чтобы впоследствии начать привлекать иностранных гостей.

Белый теплоход, бегущая вода…

Во времена Советского Союза теплоходом или речным трамвайчиком людей было не удивить. Тогда его воспринимали совсем не как романтичный способ передвижения во время прогулок на природе — в некоторых регионах страны использование водного транспорта было суровой необходимостью: из точки А в точку Б иным способом было просто не добраться. Но время прошло, дороги построили, а теплоходы — остались. Сегодня содержание плавучего парка его владельцу может влететь в копеечку: считается, водный тур обходится раза в 3—4 дороже, чем автобусный, но даже при таком ценнике расходы покрываются только наполовину.

По акваториям Гомельской области ходят 12 экскурсионных и прогулочных теплоходов. Три из них находятся в ведении Национального парка «Припятский».

Пассажировместимость местных теплоходов, названных в честь распространенных на Полесье зверей «Лось» и «Зубр», — 50 человек, «Кирилл Туровский» за рейс может перевезти 35 человек. Час путешествия на этом судне стоит чуть больше Br 204 тыс., то есть при полной загрузке получается почти Br 6 тыс. с человека. За 2 часа плавания на «Лосе» и стоянку в специально подготовленном для пикника месте попросят порядка Br 360 тыс. с группы. Ближе к выходным и в субботу-воскресенье желающие отдохнуть приезжают в деревню Лясковичи, где размещается национальный парк, и, как говорят в его администрации, в сезон от них отбоя нет. Порой за день одно судно успевает сделать 5—6 рейсов.

Предлагают в «Припятском» взять в аренду моторные лодки и катера впридачу с опытным егерем в качестве сопровождающего — обойдется это в Br 116 тыс. «Спрос настолько велик, что в следующем году у нас появится еще один теплоход, закупим новые лодки, — говорит начальник отдела туризма Национального парка «Припятский» Елена Андык. — Отдельной услуги «водный туризм» у нас нет, предлагаем каждому посетителю совершить плавание. Основные клиенты — белорусы, хотя встречаются итальянцы, немцы, французы. Начали приезжать, чтобы полюбоваться здешними красотами, гости из Китая, Кипра, Катара, Венгрии, Польши».

«Приходится констатировать, что целенаправленно на наши реки заграничный турист не едет, это разовые заявки. Его может интересовать водная прогулка в связке с иными развлечениями. Распространен у нас, увы, «дикий» отдых», — замечает начальник отдела внутреннего и выездного туризма РУП «Белинтурист» Владлен Соколов. И все же положительный опыт национального парка по «раскрутке» Припяти — уникальный случай.

В Мозырском порту…

А тем временем в Мозырском порту готовится к отплытию корабль на подводных крыльях. Сегодня на палубе немноголюдно. Дни, когда все 45 мест раскуплены, редки. Да и билет из Мозыря в Туров в Br 57 тыс. обходится, на Br 30 тыс. дороже, чем на автобус: топливо недешевое, а на путь туда — обратно требуется более 1 тыс. литров солярки. О прибыли говорить не приходится. Рекламировать новые услуги в порту опасаются: если судно не сможет выйти в рейс,  например из-за отказа двигателя, — заменить его другим плавсредством попросту не получится.

Немалый интерес вызывает и первая в стране плавучая гостиница «Полесье», пришвартовавшаяся у берегов Турова. За 3,5 месяца нынешнего года она приняла более 6 тыс. человек. Вместе с тем стоимость «водного» номера оказывается выше, чем того, что на суше, — в среднем Br 147 тыс. за место. Зато цена компенсируется экзотикой. К тому же на «Полесье» есть горячая и холодная вода, телевизор, ресторан, чем, кстати, в нашей стране не могут похвастаться многие наземные объекты гостиничного бизнеса. Планируется, что в стране следом появятся и другие такие же объекты. «Наши водники уже просят изыскать возможность выполнения подобных новых проектов. Но они достаточно затратные, так как речь идет не только о строительстве плавучей платформы, на которой располагается гостиница, но и о буксире, который должен ее транспортировать. Организациям водного транспорта самостоятельно такие проекты не потянуть, требуется привлечение инвестиций», — уверен министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо.

Как закон назовешь, так он и «поплывет»

«Корабли сегодня практически не востребованы. Окупаются речные яхты, суда вместимостью 10—12 пассажиров», — считает зампредседателя Гродненского областного отделения ОО «Республиканский туристско-спортивный союз» Сергей Коледа. В пример ставит работу турфирмы «Немново Тур». К просьбам организовать сплав на байдарках по Августовскому каналу здесь уже привыкли. Только в 2010 году услугами компании воспользовались чуть более 1,8 тыс. туристов, 317 из которых — иностранцы. С начала текущего года число любителей активного водного отдыха превысило 2 тыс. Рост, конечно, есть, но он мог бы быть и больше, да и выглядит он каплей в море, если сравнивать с теми 300 тыс. туристов, что посетили Августовский канал...

«С апреля до конца мая водный туризм у нас запрещен — идет нерест рыбы. Получается, два теплых месяца выпадают из графика. И найти в данном случае компромисс между охраной природы и туризмом сложно, — рассказывает Сергей Коледа. — Но не это главное: иностранца удивить надо, экипировку современную дать, а обмундирование одного человека сегодня стоит порядка $ 1 тыс. К тому же есть и другая проблема: как и в придорожном сервисе, у нас в стране практически отсутствует инфраструктура на берегах».

Из 26 пунктов Государственной программы развития белорусской части Августовского канала на 2009—2011 годы выполнены к настоящему моменту 22. Да, в стране проводятся фестивали, лучше стали дороги, но пока не выполнены самые важные задания, реализация которых позволила бы принимать «водных» туристов в течение более продолжительного сезона. Как говорят в Министерстве спорта и туризма, действующее законодательство требует наличия подзаконных актов, в которых будет прописан механизм исполнения. К примеру, многие столкнулись с таким препятствием: объекты питания строит потребсоюз, а расположение их регламентирует Водный кодекс. В итоге многих запретов и неясностей исполкомы оказываются в тупике. Министерство спорта и туризма  выступило с инициативой разработки проекта закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Кстати, Межпарламентская Ассамблея СНГ в конце 2008 года приняла модельный закон с аналогичным названием, который может лечь в основу белорусского. Это позволит более системно проводить работу по сохранению и приумножению природных ресурсов, определить правила по их грамотному и эффективному использованию. 

Весла не для всех

Пока суд да дело, специалисты советуют делать ставку в развитии отдыха на веслах и теплоходах на отечественного любителя: он более лоялен. Да и апробировать новое на иностранцах не стоит — недолго их и вовсе спугнуть. Тем более что сейчас у «плавучей» отрасли Беларуси открылось второе дыхание — на смену взрослому поколению, не привыкшему сидеть на месте, приходит молодежь, готовая платить за необычный досуг.

В Минспорта и туризма прогнозируют, что в стране будут возрождаться турклубы при учебных заведениях, профсоюзах предприятий и организаций. Хотя, как замечают в Департаменте по туризму, сплавы по рекам — это, скорее, социальный вид отдыха, много денег на нем не заработаешь. Значит, надо вносить разнообразие в экскурсионные водные туры, разумно менять качество оказываемых услуг. Сколько бы мы ни повторяли, что у нас богатый природный потенциал, большого потока туристов и желаемого экспорта услуг пока не видно: нет эффективного использования водных ресурсов. Ракетой времен СССР искушенного туриста не удивишь, а вот качественной байдаркой или палаткой отечественного производства, комфортабельным отелем в живописном месте и вкусным ужином — еще как.

Мария Друк