https://www.traditionrolex.com/8
<p>Накануне с такими словами к журналистам обратился заместитель министра спорта и труизма. Во время традиционной предпраздничной встречи Чеслав Шульга рассказал о результатах, с которыми туристическая отрасль Беларуси подошла к своеобразному отчетному рубежу – Всемирному дню туризма</p>

Накануне с такими словами к журналистам обратился заместитель министра спорта и туризма. Во время традиционной предпраздничной встречи Чеслав Шульга рассказал о результатах, с которыми туристическая отрасль Беларуси подошла к своеобразному отчетному рубежу – Всемирному дню туризма.

По мнению чиновника, курирующего туризм на государственном уровне, главным достижением отрасли является развитие инфраструктуры: за минувший год в Беларуси появилось более 510 объектов. При этом значительная часть проектов была реализована за счет инвесторов. «Если два года назад при строительстве гостиниц или объектов придорожного сервиса объем бюджетного финансирования составлял 70–78%, то по итогам 2010 – перовой половины 2011 года чуть более 60% составили деньги инвесторов, – сообщил Чеслав Шульга. – Очень хорошо, что инвесторы верят в этот бизнес и вкладывают деньги». Всего по состоянию на 1 января 2011 года на развитие инфраструктуры потрачено более 414 миллиардов белорусских рублей.

Заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга

Однако, как подчеркнул заместитель министра, в основном инвесторы вкладывают деньги в немасштабные проекты: стоимость 75–80% объектов, построенных за счет привлеченного капитала, не превышает 200 тысяч долларов. Среди крупных проектов, реализованных при участии инвесторов, значатся 17 реконструированных и построенных гостиниц, а также более 40 объектов придорожного сервиса. По словам Чеслава Шульги, около 50% средств инвесторов составляет российский капитал, также активно вкладывают в белорусский туризм предприниматели из Германии и Турции. «По приблизительным подсчетам, каждый пятый инвестор связан с Беларусью родственными связями, – отметил чиновник. – Я был бы только «за», если бы в туризм больше вкладывали белорусские инвесторы, но пока в стране распространена такая форма сотрудничества, как кластеры, когда предприниматели по давней традиции «сбрасываются» толокой. Я думаю, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов белорусы будут больше прибегать именно к такому формату объединения». Одной из особенностей развития инфраструктуры в Беларуси стало создание условий для более продолжительного отдыха. Как правило, раньше туристические комплексы могли «задержать» посетителя всего на 2–3 часа, а сегодня они предлагают отдых продолжительностью 2–3 дня, будь то Мирский замок или Коробчицы.

Развитие инфраструктуры повлияло и на увеличение туристического потока. Согласно статистике, озвученной Чеславом Шульгой, по итогам первого полугодия 2011 года количество иностранных граждан, которые посетили Беларусь с целями туризма, составило более 1,9 миллиона, что почти на 10% больше, чем по итогам аналогичного периода 2010 года. При этом львиная доля – около 70% – приходится на туристов из стран-соседей, среди которых лидируют Литва, Украина и Россия. Среди других стран, из которых в Беларусь приезжает больше всего туристов, «отличились» Германия и Турция. Впечатляющие темпы роста потока продемонстрировали Китай и Нидерланды: количество туристов из этих государств увеличилось на 212% и 200% соответственно.

Что касается полученной выгоды, то в долларовом эквиваленте экспорт туристических услуг вырос на 23,4% по сравнению с прошлым годом. «Могло быть больше, но тем не менее темпы, которые мы сохраняем на протяжении нескольких лет, нас радуют. Более того, мы одна из немногих стран в нашем регионе, которая сохранила положительную динамику, – подчеркнул Чеслав Шульга. – Это не значит, что мы Бога за бороду взяли, но вместе с тем эта тенденция свидетельствует о верной общей политике регулирования и координации туризма».

В то же время заместитель министра признался, что темпы развития инфраструктуры все еще отстают от запросов туристов, и недостаточное количество объектов приводит к тому, что во-первых, уменьшается продолжительность пребывания туристов в стране и, во-вторых, туристы тратят значительно меньше, чем могли бы. «К сожалению, отголоски мирового кризиса, которые докатываются до нашей страны, или временные экономические трудности, как я их называю, ограничивают возможности в развитии инфраструктуры, – сказал Чеслав Шульга. – Также мы не смогли, хотя и пытались, найти действенный механизм, который позволил бы потенциальным инвесторам предоставлять гарантии банкам для получения кредита. Порой кроме своего маленького деревенского дома или городской квартиры инициативным людям, желающим развивать инфраструктуру, нечего предложить банку. В данный момент в Воложине и Вилейке, а также на Нарочи строятся гостиницы, и гарантом перед банком выступили местные власти, но пока такие примеры единичны».

Среди причин, которые тормозят развитие въездного туризма, Чеслав Шульга также отметил недостаточное использование возможностей интернет-ресурсов, отсутствие прямого авиасообщения с некоторыми перспективными регионами, в частности с Юго-Восточной Азией, а также неудачи в вопросе послабления визового режима. Тем не менее задачу увеличения экспорта туристических услуг до 120% по итогам 2011 года МСиТ пока не корректирует. «Чтобы успешно войти в следующий год, мы должны расширить предлагаемый туристический продукт, – считает заместитель министра. – Без должной диверсификации у нас ничего не получится, поэтому мы постараемся решить эту задачу».

Расширять белорусский туристический продукт в министерстве собираются, к примеру, за счет водного туризма, создав условия, которые позволят Беларуси конкурировать с Чехией, Словакией и Польшей, а также применить принципы импортозамещения в туризме. «До 1 декабря мы сдадим проект постановления Совета Министров, которое позволит повысить эффективность развития всего того, что связано с озерным и речным отдыхом, – сообщил Чеслав Шульга. – Мы работаем над тем, чтобы изменить правила, которые ограничивают строительство туристических объектов на расстоянии 350–500 метров от берега, поскольку они «отпугивают» инвесторов. Кроме того, с 1 апреля по 1 июня из-за нереста на воде ничем нельзя пользоваться, а у нас и без того достаточно непродолжительный период использования воды для туризма. Сегодня в мире существует множество вариантов и возможностей, чтобы и природе не навредить, и эффективно использовать водные ресурсы для туризма. В целом мы будем пытаться максимально поддержать этот вид туризма, как и пять лет назад в случае с сельским туризмом, который теперь триумфально шагает по стране».

Достичь поставленной цели по увеличению количества туристов МСиТ намеривается в том числе и с помощью событийного туризма. В 2012 году в Беларуси будут отмечать 130-летие со дня рождения сразу двух классиков белорусской литературы – Янки Купалы и Якуба Колоса. Также в следующем году исполняется 125 лет со дня рождения Марка Шагала. «Это брендовая личность для Беларуси, мы рассчитываем как на внутренний туризм, так и на въездной и надеемся, что к нам приедут поклонники творчества художника из Франции, Израиля и США, – рассказал Чеслав Шульга. – Кроме того, привлекательной для туристов может стать и еще одна дата: 200-летие войны 1812 года. По крайней мере, некоторые туристические компании уже проявили интерес к этому событию».

Сообщать потенциальным туристам о туристических возможностях Беларуси МСиТ планирует через сеть туристско-информационных центров. Поскольку существуют финансовые ограничения, такие центры будут создаваться на базе различных белорусских представительств за рубежом. Примером могут служить уже открытые центры в Калининграде в представительстве НАК «Белавиа» и в Ереване, где необходимую информацию турист может получить в белорусско-армянском торговом доме. «Если получится убедить Министерство финансов и другие заинтересованные структуры увеличить бюджет на продвижение наших возможностей, попробуем сделать основательные акции, которые будут способствовать развитию контактов и кооперации с нашими зарубежными партнерами, – отметил Чеслав Шульга. – Однако основную ставку  сделаем на интернет, для чего не нужно покупать валюту и содержать штат за границей. Возможности интернета с каждым годом увеличиваются, поэтому именно здесь мы сконцентрируем свое внимание».

P.S. О других достижениях и планах МСиТ читайте в интервью с заместителем министра спорта и туризма Чеславом Шульгой  в свежем номере газеты «Туризм и отдых», который выйдет в четверг 29 сентября.

https://www.traditionrolex.com/8