<p>До наступления 2012 года остается еще 90 дней, а в белорусских туристических компаниях вовсю кипит работа по привлечению российских туристов в Беларусь на празднование Нового года и Рождества</p>

До наступления 2012 года остается еще 90 дней, а в белорусских туристических компаниях вовсю кипит работа по привлечению российских туристов в Беларусь на празднование Нового года и Рождества.

Нынешней зимой новогодние каникулы в России продлятся с 31 декабря по 10 января, и многие белорусские турфирмы прилагают максимум усилий, чтобы эти 10 дней российские туристы провели в поездках по Беларуси. «Можно сказать, что мы начали подготовку новогодних программ зимнего сезона 2011/2012 еще в ноябре прошлого года, когда анализировали спрос на подобные туры в то время, а реальная подготовка началась в июне-июле уже этого года, – комментирует директор компании «Солвекс» Оксана Бичун. – Мы увеличили количество предложений, поскольку чувствуем в себе силы обслужить больше туристов. К сожалению, тенденция такова, что белорусские санатории, пансионаты, базы отдыха и гостиницы завышают цены, а качество услуг остается на прежнем уровне, и чтобы подобрать оптимальное соотношение цены и качества, приходится тщательно выбирать поставщиков услуг».

Между тем белорусским компаниям, которые не побеспокоились заранее о заключении договоров с санаториями и гостиницами о приеме туристов в новогодние праздники, скорее всего не придется задумываться ни о стоимости проживания, ни о качестве: все популярные у россиян средства размещения «застолбили» их более расторопные коллеги.

«Мы впервые решили серьезно заняться приемом российских туристов во время новогодних и рождественских каникул и проделали большую подготовительную работу: специально ездили изучать возможности Национального парка «Припятский» и Нарочи, рассматривали различные варианты санаториев и гостиниц Минска, – рассказала руководитель компании «Туссон Вояж» Людмила Сыркина. – В итоге остановили выбор на гостинице «Над Припятью»: кроме того, что это комплекс уровня 3* с хорошей инфраструктурой, сотрудники парка подготовили хорошую анимационную программу, включая катание на лошадях, подледную рыбалку, организацию пикника. Мы заключили с гостиницей договор полностью на все номера, поэтому рассчитываем и на корпоративных заказчиков в том числе. Другие варианты наших новогодних программ предполагают размещение в столичной гостинице «Юбилейная» и более экономичной ведомственной гостинице БНТУ, также будем предлагать туристам санаторий «Волма». Надеемся, нашим гостям будет и весело, и вкусно, и недорого – цены на туры в Беларусь не заоблачные».

Краткое знакомство с ассортиментом новогодних туров, которые в данный момент предлагают белорусские фирмы, позволяет выделить два основных вида предложений, впрочем, востребованых у россиян и в другие поры года. Это оздоровительные туры и экскурсионные поездки – разумеется, с причитающимися по случаю праздника атрибутами. «Мы третий год организуем встречу Нового года и Рождества для российских туристов на базе пансионата «Рудня» и санатория «Пралеска», и россияне всегда с удовольствием едут в Беларусь. Кроме того, в сотрудничестве с компанией «Кандагар» мы подготовили программу на базе минской гостинцы «40 лет Победы», – рассказала Людмила Петрович, директор компании «Галар-Экспо». – В этом году мы потратили ощутимую сумму денег на участие в московской выставке «Отдых – 2011», где главную ставку делали именно на новогодние туры. В целом россияне меньше хотят проводить праздники в городе, их больше «тянет» на природу. При этом те наши клиенты, которые живут в пансионате, сочетают отдых с катанием в «Силичах» или «Логойске», а те туристы, которые предпочитают санаторий, комбинируют оздоровление с экскурсиями. Причем и те, и другие уже бронируют туры, в то время как белорусы будут пытаться бронировать новогодние поездки в лучшем случае в начале декабря».

С одной стороны, формирование и продвижение новогодних туров на российском рынке выглядит вполне рутинной работой белорусских компаний. Отдых в белорусских санаториях и экскурсии по Беларуси – пусть не идеальный, но зато проверенный продукт, который неплохо продается в России. С другой стороны, поражает размах, с которым в этом году турфирмы подходят к «горячему» сезону новогодних каникул, делая ставку на короткий, в общем-то, промежуток времени: максимальная продолжительность праздничных туров – 12 дней. К слову, в разных компаниях количество туров, стоимость которых указана в российских рублях, варьируется от 3 до 25, причем в программах задействованы практически все объекты инфраструктуры, мало-мальски отвечающие требованиям россиян.

Конечно, доля российских туристов во въездном потоке достигает 70%, поэтому неудивительно, что в условиях, когда выездной туризм переживает, мягко говоря, не лучшие времена, многие туристические компании не скрывают своего желания заработать на восточных соседях. Тем временем в этом году российский туристический поток едва ли обернется золотым дождем для турфирм. «Я не могу сказать, что в этом году россияне стали больше отдыхать в Беларуси. По крайней мере, количество организованных туристов осталось на уровне прошлого года, хотя мы и рассчитывали на рост, – отметила Оксана Бичун. – Главным образом, на положение дел влияют два обстоятельства. Во-первых, экономическая ситуация в Беларуси: обязательная продажа 30% валютной выручки по курсу Национального банка создает трудности с ценообразованием и не добавляет прибыли компании, скажем так. Во-вторых, в России СМИ все чаще пишут о нашей стране в негативном ключе, и при всей любви к Беларуси, которая осталась неизменной у наших российских партнеров и постоянных клиентов, приходится признать существование этой проблемы».

Таким образом, не исключено, что масштаб подготовки к приему россиян может не оправдать надежд. Несомненно, оптимисты от туризма увидят в сложившейся ситуации повод порадоваться за белорусских туристов, которые смогут провести новогодние праздники в пансионатах или базах отдыха на родине. В любом случае, пока туристы из Беларуси и России находятся в равных условиях: предложения сделаны, дело за спросом. «Все наши наработки доступны любому клиенту, – подчеркивает Людмила Сыркина. – Мы не делим туристов на белорусов, россиян или европейцев: для нас важен каждый».