https://www.traditionrolex.com/8
<p>Гродненцы зарабатывают на «Поле чудес»</p>

Как сообщает «Ежедневник»:

Самый популярный рейс до Кузницы отправляется из Гродно трижды в сутки и всегда битком набит.
Если раньше выезжающие за границу ожидали своей очереди на таможенный досмотр и пограничный контроль в здании вокзала, то с середины сентября людей переместили на улицу. Связано это с начавшейся реконструкцией железнодорожного вокзала. Обновленная «железка» встретит первых пассажиров через год. Объект планируется отремонтировать к декабрю 2012 года.

Рейс до Кузницы

К тому же нелегальные перевозчики сигарет и алкоголя пересели из автомобилей на «курьерский» поезд. Связано это с тем, что с недавнего времени на личной машине с полным баком топлива можно пересекать границу без декларирования солярки или бензина не чаще одного раза в пять дней. Профессионалы приграничного бизнеса, как правило, везут и табак, и топливо. Теперь часть из них ограничивается тем, что туда везут сигареты, обратно – товар на «перекид».

После досмотра и погранконтроля пассажиры скапливаются в «отстойнике». При этом близко к дверям становиться не следует, потому что могут серьезно придавить. Лично я, сдавленная грузными тетками и парнями в болоньевых спортивных костюмах, зацепилась за ступеньку. Чувствую: если упаду – просто затопчут. Ухватилась за чей-то рукав, толпа вынесла на перрон.

Люди наперегонки бегут к поезду, пытаясь занять места в первых вагонах. Я попала только в третий. Там два парня дерутся за сидячее место. «Фишка» в том, что тех пассажиров, которые едут стоя, польские пограничники могут попросить пройти в последний вагон, а это невыгодно. Дороже продать сигареты и набрать хорошего товара в Кузнице на «Поле чудес» могут те, кто выйдет из поезда в первых рядах.

«Лёлек и Болек»

В составе, который в народе называют «Лёлек и Болек», пассажиры начинают приклеивать к телу скотчем пачки сигарет. Есть и другие хитрости, впрочем, известные таможенникам. По закону провозить в Польшу можно только 2 пачки сигарет. За обнаруженные сверх нормы 5 пачек могут впаять штраф 150–170 злотых, а то и больше.

«Скинув» в Кузнице табачные изделия, народ устремляется на «Поле чудес». Это не асфальтированная площадка поблизости от вокзала. Там предлагают за доллары провезти товар в Беларусь. Делается это для того, чтобы предприниматели могли избежать расходов на растаможку. К примеру, за телевизор дают 50–70 долларов, за мужскую куртку – 4–5 американских рублей. Я встречаю на «поле» свою однокурсницу, которая уже 15 лет работает учителем. Несмотря на то что на сегодняшний день она педагог высшей категории, вынуждена мотаться в Польшу, чтобы подзаработать.

«А я вас видел…»

На обратном пути таможенники в Гродно пристально осматривают багаж. Требуют чеки на товар, приходится выкручиваться, делать честное лицо и доказывать, что 15 предметов одежды, в том числе три мужские куртки огромных размеров, куплены для себя. Потом огромные баулы тащу заказчикам. Лифт не работает, тащим сумки на 10-й этаж пешком. Потом бицепсы болят три дня.

Артур, приехал на том же поезде: «Я вас видел в Кузнице, так и понял: просто получили визу и решили подзаработать. На такой бизнес людей толкает необходимость. Я сам езжу так долгие годы, у меня жена – врач, ее зарплата 800 тысяч рублей. Зачем рассказывать всему городу об этом, теперь нам стало труднее!»

Приграничный бизнес жил, жив и будет жить?

Из-за массовых сокращений с предприятий в 90-е годы люди пытались заработать самостоятельно. Более активная часть устремилась на рынки. Другие стали ездить в Польшу, вывозя и продавая там всевозможные добротные вещи нашего производства. Но с середины 90-х годов товаропотоки изменили направление. Сейчас уже товар ввозился из Польши для продажи в Гродно, Минске, России.

Теперь предприниматель стоит на рынке, товар же поступает от перевозчиков. Действительно, перевалка через границу в сочетании с продажей в Польше подакцизных товаров (спиртное, сигареты, топливо) стала доходным занятием. Для этого многие купили добротные «бусы». Доходы позволили строить коттеджи и давать платное образование детям.
У нас занятие значительной части населения – торговля. Городом базаров и рынков Гродно по праву считается и сейчас.

Этим в основном занимаются люди в возрасте 30–50 лет, преимущественно женщины. Многие нигде не работают уже по 10–15 и более лет и никогда не состояли на учете в центре занятости.

Не стала бы я завидовать высоким заработкам курсирующих через границу людей и называть их «мешочниками». Возможно, и пенсионерка, прятавшая в капюшон куртки сигареты, вовсе этой пенсии не имеет, или пенсия такова, что ее едва хватает, чтобы свести концы с концами. Кто-то перевозит через границу тапки, а кто-то – дорогие иномарки.

Для справки:
По данным Белстата, в Гродно проживает 338 тысяч человек. Из них 216 700 в трудоспособном возрасте. Статистика подсчитала, что в экономике города заняты только 174 680 гродненцев. Что делают остальные 40 тысяч? Наверное, ездят в Польшу на «курьерском» поезде.

 

Александра Дёмина
https://www.traditionrolex.com/8