Как сообщает «Минский курьер»:
Все знают, что Минск — красивый город. А как он выглядит с высоты птичьего полета? Лучше всех об этом могут рассказать пилоты Национальной авиакомпании «Белавиа»
Командир авиалайнера Boeing-737 Юрий Камнев уверен в том, что каждый населенный пункт, от маленькой деревушки до мегаполиса, неповторим, имеет свое лицо:
— За долгую летную жизнь мне довелось посмотреть из-под облаков на многие города. Но Минск — это что-то особенное. Стоит только глянуть на живописнейший пейзаж с полями, перелесками и озерцами на подлете к Национальному аэропорту «Минск», как настроение сразу поднимается, уходит куда-то усталость. Дома!
Автору этих строк, ни разу не державшему штурвал самолета в руках, трудно понять, когда летчики успевают еще и пейзажами любоваться. Переговоры с диспетчером, подготовка к посадке, уточнение данных о погоде, авиационной обстановке, наконец, сам процесс пилотирования должны занимать все внимание. Но Юрий смеется:
— Это только так кажется. На самом деле время осмотреться вокруг есть. Тем более что мы просто обязаны визуально наблюдать за окружающей обстановкой. А картины, которые открываются взору на подлете к национальному аэропорту страны, настраивают на особенно лирический лад.
История главных воздушных ворот Минска начиналась в далеком 1933 году, когда на окраине столицы недалеко от урочища Брилевичи было завершено строительство грунтовой взлетно-посадочной полосы и скромного аэровокзального комплекса. В 16-ю годовщину Октябрьской революции отсюда вылетел первый самолет К-2. Максимальная скорость не превышала170 километровв час, и на борт он брал помимо двух членов экипажа всего 3–4 пассажиров. Но это было событие поистине революционное. Толпы минчан собирались посмотреть, как крылатое чудо техники тает в небе, унося счастливчиков в далекую Москву.
Спустя год в аэропорт «Минск» перебазировались из Смоленска три самолета ПО-2. А в 1935-м открылись первые регулярные рейсы между столицей и семнадцатью райцентрами Беларуси. Таким было начало.
В 1951 году в минском аэропорту построили взлетно-посадочную полосу с твердым покрытием, что позволило принимать более тяжелые самолеты. Вскоре открылись международные рейсы в Берлин, Прагу, Варшаву.
Сейчас в это сложно поверить, но в ту пору у минчан была уникальная возможность отдохнуть, набраться положительных эмоций и впечатлений: в 1959 году работники столичного аэропорта периодически организовывали для населения воздушные прогулки на многоместных пассажирских самолетах. Желающие платили 21 рубль 75 копеек за 10 минут полета.
Современное здание аэровокзала было возведено к январю 1958 года. А в апреле 1964-го в ресторане на втором этаже минчане шумно отмечали первую посадку Ту-124.
Сейчас в аэропорту «Минск-1» самолеты взлетают и садятся нечасто. Он позиционирует себя в качестве центра деловой авиации, обслуживая как официальные делегации, так и частных лиц, прибывающих в столицу Республики Беларусь чартерными рейсами.
Центр авиационной жизни переместился за город, под Смолевичи. Еще 35 лет назад на месте нынешнего Национального аэропорта «Минск» в болотах квакали лягушки. В ходе строительства было перемещено 4,5 миллиона кубометров грунта, уложено 250 тысяч кубометров бетона. После завершения сооружения взлетной полосы и рулежных дорожек началось возведение основного здания. А до окончания строительства его функции возложили на просторный ангар. Здесь, в километре от аэродрома, пассажиры регистрировались и оформляли багаж. Работы продолжались 11 лет. И в 1981 году аэропорт «Минск-2» — так до 2000-го назывался Национальный аэропорт «Минск» — уже имел возможность принимать воздушные суда. Регулярные рейсы открылись с июля 1983 года, а в 1990-м пассажиропоток достиг 2,2 миллиона пассажиров в год.
В 2007-м Национальный аэропорт «Минск» получил сертификат соответствия в международном бюро «Веритас», а весной прошлого года успешно прошел ресертификацию. По всем параметрам он соответствует самым строгим эталонам авиационной сферы деятельности.
Предприятие включает 42 объекта, в том числе аэродром, аэровокзальный комплекс, грузовой терминал, цех бортового питания, объекты инженерной инфраструктуры… Здесь есть даже свои медицинское и кинологическое подразделения. Хозяйство огромное. Только взлетно-посадочная полоса протянулась на 3.641 метр. В конце 1980-х, после первого (и, как оказалось, последнего) полета «Бурана», поговаривали, что такая длинная взлетка строилась с прицелом на использование в качестве запасного места посадки для советского космического челнока. Правда, это уже совсем другая история.