https://www.traditionrolex.com/8
<p>«Беларусь – это первая для меня страна,  в которой  велосипедистам запрещено ездить по проезжей части. Плюс у вас   совершенно отсутствует велоинфраструктура»</p>

Как сообщает Velogrodno.by:

Гродно посетил легендарный швейцарский велопутешественник Клод Морталер.

Рассказывать про Клода можно много и долго. С детства Клод мечтал стать путешественником, а в 1994 году решил воплотить в жизнь свою мечту. Он сел на велосипед и отправился в кругосветку, которая затянулась на 7 лет. В родную Женеву он вернулся в 2001 году, однако засиживаться долго не стал и совершил с того момента еще несколько поездок по Европе, Азии и Африке.

Все свои впечатления от путешествий швейцарец увековечил в двух своих книгах – «Песнь колёс» и «Между небом и седлом». В этом году Клод путешествует вдоль границы так называемого «Железного занавеса» между СССР и Европой.

Пробыв в Гродно несколько дней, утром 4 октября Клод Морталер покинул наш город. Перед отъездом мы успели побеседовать с известным швейцарским велопутешественником.

Клод, расскажите как вы попали в Гродно?

– В Гродно я приехал из Минска, в котором пробыл несколько дней. Раньше я совершенно ничего не слышал о вашем городе, но не побывать в нем не мог, так как Гродно, как и Брест, в который сейчас направляюсь, –   города приграничные. Я путешествую по миру с 1994 года и за эти годы я побывал во многих странах. Мой нынешний маршрут проходит из Норвегии в Турцию, конкретно – в Стамбул, в основном по странам бывшего СССР. Он был выбран неслучайно и по той причине, что в некоторых странах, например в Беларуси, я никогда не был.

image1

Вам понравился наш город?

– Любое впечатление от города складывается в первую очередь от того, каких людей ты встретишь, поэтому Гродно мне очень понравился.. У вас приветливые и дружелюбные люди, но особенно я был впечатлен тем, сколько людей из вашего велосообщества меня тепло встречали. Очень радушно принимали и минские ребята. Все это очень приятно.

image2

А что вас тут особенно удивило?

– Вчера я впервые близко столкнулся с вашей милицией. Вечером стояли возле дома с ребятами и разговаривали, как к нам подошли мрачные люди в форме с вопросом: почему вы здесь стоите? Это очень удивительно для меня, потому что в Европе просто так с этим не столкнешься. (смеется)

А на дорогах наших городов вы не сталкивались с милицией? Дело в том, что велосипедистам у нас нельзя ездить по проезжей части, и можно получить штраф.

– Лично меня пока никто не останавливал и не штрафовал. (смеется) Знаете, я объехал много стран и Беларусь – это первая страна, в которой велосипедистам запрещено ездить по проезжей части. Плюс у вас совершенно отсутствует велоинфраструктура. Единственное, что я видел – это минская велодорожка. В Беларуси очень большое преимущество – у вас широкие улицы, в отличии от той же Западной Европы, поэтому есть прекрасный потенциал для развития не только автоинфраструктуры, но и велосипедной.

image4

Ну, знаете, в нашей стране считается, что автомобиль – не просто средство для передвижения, а своеобразный символ достатка и гордости, поэтому автоинфраструктура развита очень неплохо.

– В Западной Европе в свое время был тоже своеобразный автомобильный бум, когда каждый хотел иметь машину. Это считалось круто. Автомобиль был чем-то новым, давал некоторую свободу, человек мог быстро преодолевать расстояния. Но автомобили в основном находились в городской черте. Через некоторое время люди стали задумывается о экологии, появилось много маленьких автомобилей, которые более экологичны и удобны для передвижений в городе. У меня тоже есть маленький автомобиль, но я им практически не пользуюсь.

А что изменилось в умах европейцев? Когда проблемы экологии стали актуальны?

– Экологическое движение в Европе стартовало в 60-70-х годах прошлого века. Тогда проходили многочисленные демонстрации против наращивания ядерного вооружения и т.д. Я в молодости сам много раз был участником этих протестных выступлений. И вот тогда же стали подниматься в европейском сообществе и другие экологические проблемы.
Сегодня в европейских странах очень сильные позиции у «зеленых», причем не только у их партий. Более того, сейчас не важно какая партия – левая или правая – все они в своих программах поднимают проблемы окружающей среды. Конечно, в их словах и поступках много демагогии и популизма, но временами они занимаются полезными вещами. В Европе люди стали задумываться над конкретными проблемами экологии, которые вышли на первый план. Многие европейцы стали стараться задумываться не только над тем, в каких условиях живут, что оставят после себя, они стали мыслить более планетарно. Тут, конечно, и вопрос в достатке. В Беларуси сейчас сложная экономическая ситуация и людям нет времени задумываться над проблемами экологии, когда нужно думать, как найти средства для того, чтобы прожить.

image5

Хотелось бы поинтересоваться, как вы готовитесь к путешествиям. Например, не могли бы вы немного рассказать о своем велосипеде. Это какой-то особенный велосипед?

– Ну, у моего велосипеда нет никаких сверхвозможностей. Я использую «горник» фирмы Tout terrain, которая делает велосипеды по германской технологии. Очень удобная вещь в моем байке – планетарная 14-скоростная задняя втулка, которая позволяет легко стартовать даже с большим грузом. Еще одна особенность этого велосипеда – багажник составляет единое целое с рамой, что значительно повышает его надежность. Чтобы распределить груз равномерно, у велосипеда есть специальные крепления для сумок на передней вилке, предусмотренные разработчиком этой модели. Ну, еще кожаное седло от фирмы Brooks, специально предусмотренное для путешествий.

image6

Много было поломок в пути?

– В общем, за эту поездку не так и много: я поломал три спицы, поменял 1 цепь, 2 раза – камеру, также два раза менял тормозные колодки. При этом велосипед прошел уже 6 тысяч километров.

А что если вы подхватили простуду в дороге?

– Мелкие простуды я переношу на ногах, а если что-то серьезное, то стараюсь отлежаться. Все дело в том месте, где я нахожусь. Не всегда цивилизация бывает близко. С самым серьезным испытанием я столкнулся когда-то в Индии. Я подхватил какую-то заразу. Дело в том, что в этой стране страшная антисанитария и очень сложно найти чистую питьевую воду. В Беларуси я этого не боюсь. У вас хорошая вода, я уже проверил. (смеется)

Пользуясь моментом, хочу передать привет всем велосипедистам города Гродно!

Материал подготовили: velik, trabl, nostra

Дополнительная информация:
http://www.yaksite.org
http://news.tut.by/tv/251667.html
http://www.nashagazeta.ch/news/11956

https://www.traditionrolex.com/8