<p>Последнее пристанище короля</p>

Как сообщает "Вечерний Брест":

Костел Пресвятой Троицы в деревне Волчин, место захоронения последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, понемногу обретает черты былого величия. Польские реставраторы дюйм за дюймом восстанавливают и возвращают в современность уникальный памятник истории и архитектуры, который разрушался долгие годы.

Построенный в 1733 году при парадном въезде в дворцово-парковый ансамбль князя Чарторыйского, костел был сильно поврежден в годы Второй мировой войны, а при советской власти в нем было колхозное хранилище удобрений и ядохимикатов. Последние 20 лет только добавили черных красок в картину разорения храма, внесенного в государственный список историко-культурного наследия Беларуси.

Правда, отечественные специалисты успели разработать проект консервации останков костела. Но он не понадобился. В сентябре 2007 года Троицкий костел был передан в собственность Пинской епархии Римско-католической церкви, которая выступила заказчиком работ по его реставрации. Уже два года храм в Волчине «одет» в строительные леса.

…Я стою на крошечной, не более четырех «квадратов», открытой площадке на высоте 20 с лишним метров, и подо мною как на ладони лежит Волчин. С часовой башни, венчающей кровлю Троицкого костела, вид на окрестности великолепный. Башенка была воссоздана и установлена в последних числах августа, но внешне она выглядит почти так же, как во времена Михаила Чарторыйского, затеявшего грандиозную перестройку костела.

Правда, часов с четырьмя циферблатами, ориентированными по сторонам света, пока нет, но они появятся, уверяют реставраторы. Разбирая груды обломков в костеле, они обнаружили остатки одного из циферблатов с часовой стрелкой. Так что у новых часов только механизм будет современный, а внешний вид вполне «исторический»…

voltchin_1

Так выглядел костел до начала реставрации

Реставрацию костела Пресвятой Троицы ведет польская фирма «Реноватор», и лишь с разрешения ее главы Виктора Вилька я смогла посмотреть ход работ и подняться по строительным лесам на самый верх: в вопросах безопасности поляки очень щепетильны.

В нашей стране «Реноватор», на счету которого множество восстановленных памятников архитектуры по всей Европе, работает с 1993 года. Та же команда, что сейчас днюет и ночует в Волчине, занималась восстановлением минского кафедрального костела Пресвятой Девы Марии – главной католической святыни Беларуси. Она же реставрировала костел Успения Девы Марии в Пинске и монастырь францисканцев, в котором разместилась Межъепархиальная высшая духовная семинария имени святого Фомы Аквинского.

Сам же Виктор Вильк за особые заслуги в деле развития Католической церкви специальным распоряжением римского папы возведен в кавалеры ордена Святого Григория Великого. «Назовите мне архитектора или реставратора в Беларуси или Польше, который за 20 лет сделал бы два таких огромных комплекса. Таких нет, потому что реставрация – это огромный труд и огромные деньги. А нам удалось это сделать», – с гордостью говорит пан Вильк.

Троицкий костел – третий и, скорее всего, последний объект «Реноватора» в Беларуси – глава фирмы считает уникальным памятником архитектуры. И не понимает, как можно было довести его до такого состояния. «Он очень сильно разрушен. Это же надо – хранить в храме ядохимикаты! – возмущается Виктор Вильк. – Нижние стены полностью изъедены – нам пришлось менять кирпичик за кирпичиком. Представляете, когда стали разбирать завалы, обнаружили: кто-то подрезал болты на крыше, чтобы башенка быстрее рухнула…»

Реставраторы работают тщательно и без спешки. Внутри храма уже все расчищено от хлама и строительного мусора и тоже забрано в леса – это поляки подготовили себе фронт работ на случай непогоды. Все фрагменты лепнины и декора, еще остававшиеся на стенах, осторожно сняты и размещены на специальных стеллажах. Теперь над ними колдуют польские реставраторы. Те фрагменты, которые уж совсем плохо сохранились, «вписывают» во вновь изготовленные элементы.

«Реставратор должен быть скромным. Он должен поклониться тому архитектору, кто создавал это чудо, и не вносить в объект своего «я», как бы этого ни хотелось», – считает пан Вильк.

Со временем займут свое место на верху храма и скульптуры четырех евангелистов. Чудом уцелела лишь одна из них – евангелиста Иоанна. Ее успели снять в последний момент – скульптура вот-вот должна была рухнуть.

14480_2

Эскизный проект

Крипту, где упокоились останки Станислава Августа Понятовского, после того как 14 июля 1938 года их по личному приказу Сталина в обстановке строгой секретности доставили из Ленинграда, посмотреть не удалось: после проведения необходимых работ вход в нее реставраторы закрыли. «Там давно ничего нет», – грустно говорит глава «Реноватора».

Настроение у него вообще не ахти. «Мне не очень комфортно здесь работается», – признается он. Особенно его удручает состояние самого Волчина. По мнению Вилька, местечко, где когда-то находился великолепный дворцово-парковый комплекс Чарторыйских, который современники называли вторым Версалем, достойно лучшей участи.

Но костел он твердо намерен завершить. «Молюсь, чтобы успеть это сделать», – говорит реставратор…

Елена Трибулева