<p>Что сегодня более востребовано у туриста – шопинг или  достопримечательности? Какие отели предпочитают заезжие гости?  Достаточно ли предоставления комплекса услуг, чтобы удержать туриста?  Ответы на эти и другие вопросы искал корреспондент TIO.BY, беседуя с  генеральным директором ЧУП «Витебсктурист» Людмилой СЕНЬКОВСКОЙ</p>

Количество иностранных гостей в Витебске значительно увеличилось. Как правило, динамику роста обеспечивают  в основном россияне, посещающие город самостоятельно или в составе организованных групп. Что сегодня более востребовано у туриста – шопинг или достопримечательности? Какие отели предпочитают заезжие гости? Достаточно ли предоставления комплекса услуг, чтобы удержать туриста? Ответы на эти и другие вопросы искал корреспондент TIO.BY, беседуя с генеральным директором ЧУП «Витебсктурист» Людмилой СЕНЬКОВСКОЙ.

IMG_1016

Всем известны Belwest и Marko 

Людмила Владимировна, в последнее время отмечают, что иностранных туристов в городе стало больше. Это в большей степени связано с изменившимся обликом города или же с привлекательными ценами?

– Действительно, поток иностранных туристов вырос. Отчасти это связано с интересом к историческим достопримечательностям нашей, а отчасти – с той ситуацией, которая сложилась на валютном рынке. Российские туристы – чаще к нам приезжают все-таки они – заинтересованы купить качественный товар по выгодным ценам, и из этого тоже надо уметь извлекать пользу.

– Значит ли это, что настало время шоп-туров в Беларусь?

– Дело в том, что «чистые» шоп-туры мы не приветствуем и не занимаемся этим. Если в нашем турпродукте и есть элемент шопинга, то он в первую очередь направлен на продвижение местных производителей. И это не просто поход за покупками. Вначале мы делаем презентацию продукции с показом моделей или дегустацией, а потом только ведем туристов в фирменные магазины.

– Какими торговыми марками интересуются туристы?

– Например, всем известна обувь Belwest и Marko. В последнее время популярностью пользуются изделия Витебского мехового комбината, компании «Витебские ковры». Туристы охотно покупают продукцию кондитерского комбината «Витьба», пивоваренного завода «Двинский бровар». Мы тесно сотрудничаем с фабрикой «Труд-Витебск», которая выпускает интересные сувениры с символикой Витебска и области: это шарфы, майки, бейсболки. Наибольшим спросом они пользуются у детей и спортсменов. Есть категория туристов, как правило, это бизнесмены, которые в силу плотности графика не могут пройтись по магазинам, но изъявляют желания что-нибудь купить. Поэтому для своих деловых постояльцев мы устраиваем выставки-продажи прямо в вестибюле отеля, куда приглашаем крупных витебских товаропроизводителей.

В целом же, еще раз сделаю акцент на том, что все туры начинаются с экскурсий, а потом могут быть дополнены шопингом. 

Очередь в музей Шагала

– Все ли категории туристов используют возможность узнать город в компании экскурсовода?

– Организованные туристы, которых большинство, всегда отправляются на экскурсии. Деловой клиент – в основном это зарубежные партнеры наших предприятий – тоже практически все стали заказывать экскурсии по городу. Ушло то время, когда бизнесмены занимались только делами и уезжали. Даже когда какое-либо витебское предприятие бронирует у нас гостиницу для своих иностранных коллег, в программу визита все чаще просит включить экскурсию по Витебску. Город меняется, становится все более привлекательным для туристов. Один из наших гостей, который прежде несколько раз останавливался у нас и видел большую часть Витебска, в этот приезд попросил сопровождать его в музей Марка Шагала. Чтобы попасть на экскурсию, в воскресный день мы больше часа отстояли в очереди. Мне как профессионалу, который занимается турбизнесом, и просто как человеку, который живет в этом городе, приятно, что надо стоять в очереди не только в питерский Эрмитаж или Кунсткамеру, но и в музей Шагала в Витебске. Здорово, что вернулись те времена, когда каждый турист считал своим долгом купить сувенир. И еще лучше, что они у нас появились – это и книги, и магниты, и открытки, различные вещи с эмблемой города. А ведь года два назад сувениров с витебской тематикой, к сожалению, не было.

– Помимо обзорной экскурсии по Витебску, какие маршруты пользуются спросом?

– Благодаря тому, что появляются новые объекты, создаются новые туристические маршруты. Например, с появлением пешеходной улицы стала возможна экскурсия «Город со вкусом кофе» – туристы не спеша совершают променад по историческому центру Витебска, останавливаются в кофейне и поднимаются на ратушу, чтобы посмотреть на город глазами Марка Шагала. Свои почитатели и у экскурсии «Пивной рай, или Октоберфест в Витебске», во время которого туристы, кроме всего прочего, знакомятся с продукцией пивоварни «Двинский бровар». Обычно дегустация напитков с рассказом о каждом сорте пива проходит в ресторане «Золотой Лев». Туристы любят и «Здравневские вечера» с исторической инсценировкой зарисовок из жизни Репина. Гостей угощают вишневой наливкой, домашними пирогами, предлагают сыграть в крокет с самим Ильей Ефимовичем. Экскурсионные новинки появляются постоянно, поэтому туристам, приехавшим в Витебск в очередной раз, есть из чего выбрать. Уверена, у нашего города большое экскурсионное будущее.

Чтобы удержать туриста, комплекса услуг мало

– «Витебсктурист» – это гостиничный комплекс «Ветразь», ресторан, турбаза, турагентство. Попадая сюда, турист получает весь спектр услуг. Это помогает привлечь и удержать клиента?

– С одной стороны работать в комплексе проще – с заключением договора с нами сразу решаются вопросы проживания, питания, экскурсионного обслуживания и т.д. Это удобно. Сегодня мы совершенно свободно можем регулировать цены, делать скидки вплоть до предоставления дисконтной карты, став обладателем которой, турист имеет бонусы по всей структуре «Беларустуриста» – а наши базы находятся во всех областях страны. С другой стороны – одного комплекса услуг недостаточно, чтобы удержать клиента. Все решает их качество.

– Вопрос, который при приезде группы решается в первую очередь, – это размещение на ночлег. Хватает ли отельной базы города для приема гостей? И какие гостиницы предпочитает сегодняшний турист?

– Для города средних размеров, каким является Витебск, гостиниц хватает. У нас есть три больших отеля и несколько маленьких, которые вполне справляются с потоком. Сегодня я бы не сказала, что мы перегружены. Конечно, бывают вопросы с расселением в дни «Славянского базара», но подобных больших событий в городе больше нет. Хотя у нас есть прекрасная площадка, которую в событийном туризме можно использовать более активно. Правда, теперь туристы предпочитают маленькие отели – и бесспорным лидером в этом отношении в городе считается отель «Эридан». Большим гостиницам надо сохранять конкурентоспособность – за счет дополнительных услуг, скидок, привлекательности номеров, комфорта. Как популярны за рубежом цепочки крупных отелей – Sheraton, Hilton. В своем отеле мы стараемся сделать номера разнообразными и этим тоже привлечь гостей. В течение пяти лет я занимаюсь дизайном интерьеров, и из 154 номеров уже 52 – авторские, повышенной комфортности. Каждый номер оформлен в своем стиле и носит собственное название: «Белла», в честь жены Марка Шагала Беллы Розенфельд, «Такэ» в японском стиле, «Египетская ночь», «Золото скифов», иностранные туристы любят селиться в номерах, оформленных в белорусской стилистике с использованием льняных тканей – например, «Браславский напев», «Двинский бровар», «Славянский». Подобные вещи и привлекают, и удерживают.

Совет профессионала: с чего начинать знакомство с Витебском?

– Я считаю, что знакомство с Витебском надо начинать с определенного места, которое влюбляло бы туриста в город. Для меня таким местом стала площадка возле Витебского облисполкома над Летним амфитеатром. С этой высокой точки город смотрится великолепно. После открытия Успенского собора мне также нравится вначале вести гостей на Кировский мост, откуда открывается красивый вид на святыню и Западную Двину. К слову, еще одно место, с которого начинаешь чувствовать привязанность к Витебску, находится в одном из номеров нашей гостиницы.

А еще – очень многим гостям я люблю показывать город ночью. Вы не обращали внимания, какие разные у нас фонари? Их десятки видов. Витебск – город фонарей. У нас даже есть идея сделать экскурсию по ночному Витебску.