https://www.traditionrolex.com/8
<p>Сегодня празднуется День работника гражданской авиации. Куда летают? На чем летают? За какие деньги? Готов ответить на вопросы генеральный директор Национальной компании «Белавиа» Анатолий Гусаров.</p>

Как сообщает сайт «Столичного телевидения» (сюжет см. по ссылке):

Не только военная авиация является козырем в белорусской колоде. Гражданские пилоты пока еще уступают асам из «Люфтганзы». И то не в мастерстве, просто финансовый ресурс у «Белавиа» поменьше, но превосходят по надежности многие страны мира. И в это воскресенье празднуют День работника гражданской авиации. Куда летают? На чем летают? За какие деньги? Готов ответить на вопросы генеральный директор Национальной компании «Белавиа» Анатолий Гусаров.

Гражданская авиация в Беларуси – это не только «Белавиа»...

Анатолий Гусаров: Безусловно. Национальная компания «Белавиа» — это составляющая часть всей авиакомпаний Республики Беларусь.

Передовая составляющая? Можно вас назвать флагманом гражданской авиации в Беларуси?

Анатолий Гусаров: Конечно, нам приятно, если нас будут так называть.

Сколько сегодня самолетов в составе «Белавиа»?

Анатолий Гусаров: Национальная компания «Белавиа» практически завершила модернизацию флота. Сегодня мы оперируем в основном самолетами западного производства, современными. Это Boeing и канадские самолеты Bombardier. В ближайшие дни мы намерены подписать контракт с одной из американских лизинговых компаний на приобретение двух новых самолетов, восьмидесятиместных, — Embraer-175.

Это бразильские самолеты...

Анатолий Гусаров: Да, бразильские самолеты. Это новые самолеты. Они будут со стапелей завода-изготовителя. Мы планируем их получить в сентябре, а второй самолет — в октябре следующего года.

Вот у вас в составе, по-народному говоря, иномарки в основном. А ведь раньше говорили, что советские самолеты самые лучшие в мире. Врали или просто сейчас российские и украинские конструкторы отстали от западных коллег?

Анатолий Гусаров: Не врали. Самолеты во времена Советского Союза действительно были надежные. И уровень их эксплуатации был очень высокий. Сегодня, к сожалению, по своим техническим характеристикам, комфорту для пассажиров - это все устаревшие модели самолетов. Авиапромышленность России и Украины не в состоянии предложить необходимое количество новых самолетов, поэтому все авиакомпании стран СНГ, и «Белавиа» в том числе, перешли на приобретение, освоение и эксплуатацию самолетов Boeing, Airbus и самолетов других производителей.

Насколько эти самолеты надежнее «Ту-54»? Я понимаю, что они старые. Но насколько иностранные самолеты надежнее сегодня?

Анатолий Гусаров: Вы знаете, все самолеты надежные. И конструкторская мысль, которая заложена в производство любого типа самолета, обеспечивает при соответствующем, грамотном подходе безопасную эксплуатацию любого типа самолета. Но очень важно, самая главная составляющая — это профессиональный уровень летного состава, где сегодня, к сожалению, выявляется наибольшее количество недостатков, и подготовка технического персонала для того, чтобы обеспечение летной годности каждого конкретного самолета обеспечивалось на высоком и необходимом уровне.

Грамотная эксплуатация. Да, это хорошо. Сегодня «Белавиа» не внушает такого доверия как Lufthansa, к сожалению, но не вызывает таких беспокойств как российские авиакомпании. Или Польша, как мы видим в последние дни, стала беспокоить: то самолет на брюхо посадили вот на днях, то стекло в пилотской кабине треснуло.

Анатолий Гусаров: К сожалению, неисправности случаются. И какие-то непредвиденные ситуации могут быть в любом полете. Вероятность хотя и очень низкая, но она всегда такой и остается. И задача авиакомпании, задача летного персонала – быть готовыми к любой неgредвиденной ситуации. И сегодня «Белавиа» не жалеет, я Вам должен сказать, финансовых средств на то, чтобы наши летчики были подготовлены на очень высоком уровне. И без лишней скромности это действительно так. Сегодня белорусского пилота Национальной авиакомпании «Белавиа» могут взять и берут на работу во все авиакомпании, российские, европейские.

И это плохо для вас?

Анатолий Гусаров: Для нас это плохо. Для нас это плохо, но это говорит о высоком уровне. Чтобы люди не уходили, мы сегодня стараемся очень существенно поднять заработную плату летного состава, чтобы опытные, подготовленные летчики оставались работать у нас в Беларуси, у нас в «Белавиа».

А помните, была песня «Летчик высоко летает, много денег получает». А сколько сегодня получает белорусский пилот?

Анатолий Гусаров: По белорусским меркам это очень высокая зарплата. Мы сегодня платим порядка 50 миллионов белорусских рублей, и считаем, что этого недостаточно, и работаем над тем, чтобы в ближайшие месяц — два еще более повышать заработную плату, чтобы она соответствовала заработной плате летного состава в России, в европейских странах. Тогда, еще раз повторюсь, наиболее подготовленные или все наши пилоты будут работать у нас в Беларуси.

Пусть хоть сто платят, главное, чтобы пассажир чувствовал себя спокойно, но и билет при этом не вырос в цене.

Анатолий Гусаров: Уровень заработной платы не очень влияет на стоимость билета. На стоимость билета влияет стоимость авиационного топлива. Она, к сожалению, растет, но мы на протяжении длительного периода не повышаем тарифы. И сегодня, может быть, предвидя Ваш вопрос о лоу-кост-компаниях, «Белавиа» разрабатывает, перенимая опыт передовых европейских авиакомпаний, гибридную модель, совмещающую преимущества работе лоу-кост-компаний и классические методы обычных, стандартных авиакомпаний, классических перевозчиков.

Надо объяснить, что это бюджетные авиакомпании...

Анатолий Гусаров: Низкобюджетные.

Да, низкобюджетные компании. В связи с какими-то экономическими проблемами, с недостатком валюты многие белорусские пассажиры все чаще стали пользоваться услугами low-cost. Из Вильнюса, из Варшавы. Надо туда доехать, но из одного европейского города можно долететь не за 600 евро, а за 200 или за 100. Ваш гибрид насколько снизит цену на билет?

Анатолий Гусаров: Гибридная модель предполагает наличие билетов на все рейсы по низким ценам. Это будет, скажем, и 100, то есть мы говорим о Европе, и 200 евро, и 300, и 400. Все будет зависеть от конкретного рейса. Но сегмент или спектр предлагаемых тарифов будет очень широким. Но сами авиакомпании low-cost… Как показывает сейчас практика в России, одна авиакомпания обанкротилась («Авианова»), сейчас останавливается Skywest, то есть очень сложно.

Мы знаем, что в России она могла обанкротиться, потому что ее просто закрыли, задавили.

Анатолий Гусаров: Модель лоу-кост-компаний имеет право на существование. Это очень привлекательно для пассажиров. Итог положительный в том, что есть практика работы. «Белавиа» берет сегодня это на вооружение.

Две вещи, о которых мы сегодня говорим, и волнуют пассажиров: цена билета и безопасность. Чтобы завершить с безопасностью. Понятно, что у нас меньше самолетов, а чем меньше самолетов, тем меньше всевозможных поломок. Наверняка есть какой-то средний показатель, какой-то мировой рейтинг безопасности. Мы можем сказать, что мы на каком-то месте в мировом рейтинге безопасности находимся?

Анатолий Гусаров: Безопасность не зависит от количества самолетов. Как шутят, безопасность обеспечивается только тогда, когда все самолеты стоят на земле. Точно так же, когда автомобиль находится в гараже. «Белавиа» каждый год проходит соответствующий европейский аудит. Мы его прошли буквально два месяца назад. Ожидаем получение сертификата. Мы имеем положительное предварительное заключение. И могу с уверенностью сказать, что «Белавиа» соответствует всем требованиям и всем международным стандартам по обеспечению безопасности полетов. Рейтинг, безусловно, есть. Как правило, рейтинг делается по основным крупным компаниям, как Lufthansa, Effrans, KLM.

Вот в футболе у нас тоже есть какой-то рейтинг белорусской сборной...

Анатолий Гусаров: В любом случае я хочу сказать, что мы в рейтинге не участвуем, но не потому, что у нас не обеспечивается безопасность полетов, а потому, что у нас объемы перевозок не такие большие.

...Мы разговаривали о рейтингах, я вскользь упомянул о футбольных рейтингах. Я вспомнил, что Вы же заядлый футбольный или хоккейный, наверное, болельщик.

Анатолий Гусаров: В первую очередь, футбольный болельщик.Я стараюсь не пропускать все матчи, как внутреннего чемпионата, так и международного.

А хоккей вот на этой неделе... Досадно. «Динамо-Минск» проиграла московскому «Спартаку».

Анатолий Гусаров: Очень жаль. Я хожу на хоккей тоже, но все-таки больше увлекаюсь футболом.

После того, как погибла ярославская команда «Локомотив», Вы ведь встречались с хоккеистами минского «Динамо»?

Анатолий Гусаров: Да.

И заверили, что будете их возить безопасно и на самых лучших самолетах.

Анатолий Гусаров: Встреча с командой, конечно, была вызвана тем тяжелым, трагическим случаем с хоккейной командой «Локомотив». И люди хотели услышать из первых уст от руководителя компании «Белавиа», на которой они летают, как обстоят дела, как мы готовимся к этим рейсам.

И даже в Череповец их довезете.

Анатолий Гусаров: Да. Мы летали в Череповец. Полетим на маленьком самолете CRJ, потому что Череповец не принимает «Боинги», к сожалению, по техническим причинам самого аэродрома. Ъ

Никогда у нас не появится самолет с головой зубра, с надписью «Динамо-Минск»? Я Вас подвожу к тому, что где-то прочитал, что вы собираетесь дать имена белорусских городов.

Анатолий Гусаров: Мы планируем дать самолетам имена белорусских городов.

По какому принципу будете называть самолеты? Какой самолет будет летать со столичным названием?

Анатолий Гусаров: Мы постараемся выбрать самый лучший самолет, самый новый. Я думаю, когда мы начнем получать новые самолеты «Эмбраеры», будем согласовывать с городскими властями каждый город, в первую очередь нашу столицу. И будем давать имена наших городов нашим самолетам.

Хорошо. Имена городов у самолетов будут. А когда уже мы внутренние авиаперевозки между белорусскими городами наладим или возродим в том объеме, в котором они существовали в советские времена?

Анатолий Гусаров: Я уверен, что жизнь сегодня настолько ушла вперед. И авиационное сообщение между Минском и областными городами, внутри республики с учетом компактности нашей страны, великолепных автомобильных дорог, вряд ли в ближайшее время будет целесообразно как с экономической точки зрения, так и с точки зрения экономии времени. Потому что надо доехать в один аэропорт, перелететь, потом из аэропорта добраться в город, будь это Могилев, Брест или Витебск, — все это будет занимать время. Практически за это время можно доехать на автомобиле. Мы не видим смысла пока ни экономического, никакого другого.

А если брать зарубежные линии? Сколько городов мира сегодня соединяются рейсами «Белавиа» с Минском?

Анатолий Гусаров: Мы летаем в 25 городов регулярными рейсами. В очень большое количество городов выполняем чартерные полеты. Это как туристические, так и футбольные команды, хоккейные, различные другие делегации. В этом году мы открыли регулярные рейсы, новые направления: Хельсинки, Астана. В Лондон в следующем году будем увеличивать количество регулярных рейсов в связи с олимпиадой. В наших планах открытие в следующем году только одного нового направления — это Новосибирск (Россия).

У нас такие связи с Китаем в последние годы. Еще помню, что Анатолий Афанасьевич Тозик был не вице-премьером, а послом в Китае и ратовал за открытие рейса «Минск — Пекин». Даже в Туркмению у нас самолеты летают. Неужели с Туркменией больше пассажиропоток, чем с Пекином.

Анатолий Гусаров: Вы знаете, рейс «Минск — Пекин» очень актуален. Он стоит на повестке дня. И я думаю, что в ближайшие годы этот рейс будет. То ли будет его выполнять «Белавиа», то ли будет его выполнять китайская авиакомпания. Но пока в составе флота авиакомпаний нет магистрального самолета, а выполнять полеты с технической посадкой где-то в России не очень удобно и для пассажиров, и экономика начинает уходить в минус, но, действительно, это перспективное направление.

А сами Вы часто летаете самолетами «Белавиа»?

Анатолий Гусаров: Достаточно часто. Достаточно часто.

Если Вы летите куда-то, то Вы всегда летите самолетом «Белавиа», если есть такой рейс?

Анатолий Гусаров: Я, как любой пассажир, выбираю то, что приемлемо по времени. Время дня, если это Москва. В основном, конечно, я стараюсь летать своими самолетами, чтобы и посмотреть изнутри, и работы экипажа, и как пассажиры воспринимают работу бортпроводников, выполнение всего рейса. Но я летаю и другими авиакомпаниями, чтобы тоже посмотреть, как работают иностранные.

При этом Вас не упрекнут, что патриотизм отсутствует.

Анатолий Гусаров: Вряд ли меня можно упрекнуть.

Или лучше, если начальник не летит — спокойнее. Пусть лучше летит «Люфтганзой».

Анатолий Гусаров: Это не так. Здесь с точки зрения патриотизма или авиакомпании предоставляют это друг другу международной практикой бесплатные сервисные билеты. Поэтому, чтобы посмотреть и приобрести опыт, мы практикуем, летают и наши летчики. Тренажерную подготовку мы проходим не у себя в стране, а в Амстердаме, Берлине, во Франкфурте, в Лондоне. Там, где есть наши прямые рейсы, чаще всего мы летаем нашими рейсами, но иногда мы все-таки и экипажи стараемся отправить рейсами иностранных компаний, чтобы они тоже смотрели и перенимали опыт, как работает экипаж во время полета, какие объявления он делает, как он работает с пассажирами. Ну и самое главное, как он управляет самолетом.

https://www.traditionrolex.com/8