https://www.traditionrolex.com/8
<p>Говорят, в России две проблемы – дураки и дороги. В Беларуси с дорогами  все более-менее в порядке, но нет туалетов возле этих самых дорог</p>

Говорят, в России две проблемы – дураки и дороги. В Беларуси с дорогами все более-менее в порядке, но нет туалетов возле этих самых дорог.

Поговорить об этом хочется в преддверии праздника – Всемирного дня туалета, который отмечают 19 нобяря.

Недавно проходило выездное заседание Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму (МЭКС), где чиновники должны были оценить придорожный сервис на популярной трассе М1 (Брест–Москва). Никогда ранее я не слышала так много споров о туалетах. Министру спорта и туризма Олегу Качану, чиновникам из Министерства торговли, райисполкомов, «Белавтодора» и «Белнефтехима» демонстрировали, как у нас с этим обстоит дело. Еще до начала поездки один из районных чиновников спешно договаривался: «Скоро будем выезжать. Заедем к тебе, покажешь сортир. Там все нормально?» Было видно, что к приезду чиновников в придорожных кафе и на автозаправках готовились заранее, поэтому в этот день все посетители могли удивиться, что в белорусских туалетах, оказывается, может быть убрано, там есть  бумага и даже мыло. Казалось бы, о чем разговор – какая проблема раз и навсегда поставить туалет у дороги и закрыть этот вопрос перед туристами и экскурсоводами, которые, краснея, должны объяснять, что туалет по-белорусски – это под кустиком или за углом. Не раз приходилось слышать, что ошарашенные иностранцы просто отказывались выходить  из автобуса. Таким образом, о проблеме знают и туристы, и представители турфирм, и чиновники. Да-да, чиновники тоже. Вряд ли за ними в поездках возят биотуалет – неудобно и затратно. А значит, они на себе испытывают все радости холодного туалета с неприятным запахом. Кому-то покажется, что проблема не стоит обсуждения. Но, наверное, этот человек просто редко бывает в пути.

Оценить  белорусское гостеприимство, о котором так часто говорят, можно уже на границе. И, как ни странно, по туалетам в том числе. Сама лично часто сталкивалась с тем, что пограничники туалеты просто закрывают. Спрашивается: что делать пассажирам? Ведь граница – это не просто лесок, здесь под кустиком не получится – видеонаблюдение и большие штрафы.  Ну, а если туалет все же открыт, об этом понятно уже на паспортном контроле – по запаху. Опытные туристы возразят, что на украинских пограничных пунктах вообще туалеты закрыты всегда, и бороться с этим бесполезно.  Это действительно так, но в этом случае все больше хочется быть похожими на Литву и Польшу. Может, стоит отправить наших специалистов для обмена опытом? Ведь там умеют делать так, чтобы в туалете было убрано. Чем мы хуже?

На выездном заседании МЭКС присутствовали два экскурсовода. Проблему с туалетами они озвучили в один голос. Были нарекания, что даже в Минске не хватает общественных уборных, куда могла бы сходить большая туристская группа. Но здесь стоит отметить, что уже несколько лет действует постановление Мингорисполкома, согласно которому турист либо обычный посетитель имеет право абсолютно бесплатно посетить туалет в ресторане, кафе или другом заведении подобного типа.

Хуже обстоит ситуация в регионах. Например, в городе Несвиже. При том потоке туристов, которые ежегодно приезжают сюда, в городе работает всего два общественных туалета. Экскурсоводы настаивают, что этого недостаточно, на что мэр Несвижа Иван Крупко ответил: «А где мне взять 440 млн руб. на туалет?»

Деньги на самом деле немалые, но мне почему-то кажется, что райисполком их найдет – на заседании очень часто повторяли, что 10 декабря сюда приедет Лукашенко, а поэтому все недочеты нужно устранить.

И если посчитать, то 440 млн руб. Несвиж при правильной туристической политике мог бы окупить менее чем через год, сделав туалет платным хотя бы по 1 тыс. руб. за вход. Ведь, по словам директора дворцово-паркового комплекса, в следующем году здесь ожидают не менее 350 тыс.  туристов.

Удивительно, но факт: на трассе М1 существуют считанные туалеты с отоплением. При этом формально созданы все условия, чтобы новые туалеты появлялись у дорог, но почему-то этого почти не происходит. Например, туалетов, где могли бы остановиться туристские группы, по всей международной трассе всего шесть. Ситуацию частично спасают АЗС, где по нормам должны быть уборные, но на практике оказывается, что туалет закрыт на ключ: или ремонт, или не положено.  Особенно часто это происходит ночью.

И возвращаясь к празднику. Уже 10 лет существует Всемирная туалетная организация. Именно ее члены были инициаторами международного праздника – Дня туалетов. Вряд ли белорусские коммунальщики присоединились к этой организации, но хочется верить, что  они слышали об инициативе, которая называлась «Цивилизация – это канализация».

https://www.traditionrolex.com/8