Ромуальда Милошевская: «Иногда начинаешь думать: а есть ли вообще у нас въездной туризм?»

24.11.2011 - Новости

Ромуальда Милошевская: «Иногда начинаешь думать: а есть ли вообще у нас въездной туризм?»

На прошлой неделе в парк-отеле «Замковый» на протяжении трех часов депутаты облсовета обсуждали, зачем иностранцу ехать в Гомельскую область, почему у нас нет ни одного аттестованного гида-переводчика и можем ли мы вообще говорить о въездном туризме

Как сообщает «Гомельская праўда»:

На прошлой неделе в парк-отеле «Замковый» на протяжении трех часов депутаты облсовета обсуждали, зачем иностранцу ехать в Гомельскую область, почему у нас нет ни одного аттестованного гида-переводчика и можем ли мы вообще говорить о въездном туризме.

Другая галактика

Тема развития или, наоборот, застоя в агроэкотуризме поднималась на протяжении всей беседы – то в виде цифр, когда подсчитывали общее количество агроусадеб, то в виде вопросов, когда сомневались в качественной составляющей этих цифр. Оказалось, что из 471 усадьбы работает пока около половины. Да и то, если задаться целью вспомнить названия парочки из них, на ум, пожалуй, придет лишь раскрученный «Панский сад».

«Этот сервис должен быть навязчивым», — не раз звучало в течение заседания. Были и более конкретные предложения. Например, создавать усадьбы в пределах 10—15 километров от границы, ведь после прохождения таможенного контроля многие интересуются, есть ли поблизости какой-нибудь отель или кафе. Кроме того, потенциальным туристам на границе нужно предлагать буклеты с подобной информацией.

Директор «Гомельоблтуриста» Ромуальда Милашевская считает, что сейчас нельзя говорить о каком-то организованном туристическом потоке в нашу область.

— По статистике прошлого года, один турист, приехавший к нам, в среднем тратит на экскурсионный тур около 200 долларов, плюс дополнительные расходы, — рассказала она. — Но таких «классических» туристов очень немного. В прошлом году Беларусь через турфирмы посетило около 120 тысяч иностранцев, а из них до Гомельской области доехало всего около 3 тысяч. Однако бизнес-поездки и транзит нельзя назвать туризмом в полном смысле этого слова. Иногда начинаешь думать, есть ли вообще у нас въездной туризм. По крайней мере в том виде, в котором хотелось бы его видеть. Зато к нам начали приезжать из Витебска, Полоцка, чего не было уже давным-давно.

Туристические маршруты по Гомельской области иногда привязываются к республиканским. Иностранцам сначала предлагают более раскрученные бренды типа Несвижского замка, а на закуску — наши объекты. Так сказать, в комплексе. Не секрет, что многие россияне предпочитают отдыхать в наших санаториях. Вот только на продаже путевок зарабатывают российские туроператоры, а не белорусские.

Ощущается и недостаток гостиниц хорошего уровня. Однако при этом ценник во многих из них весьма завышен. Ромуальда Милашевская привела такой пример: отметить Новый год на базе отдыха «Галактика» Минской области стоит около 2 миллионов рублей за человека. И это с удобствами на этаже… За такие деньги можно пять дней путешествовать по Украине с питанием и экскурсиями, останавливаясь при этом в добротных трехзвездочных гостиницах.

Кадры — это, пожалуй, одна из самых серьезных проблем отечественного туристического бизнеса. Оказывается, в Гомельской области нет ни одного (!) аттестованного гида-переводчика. А большинство из аттестованных по области экскурсоводов уже в возрасте, и через несколько лет иностранных гостей у нас просто некому будет встречать. Можно, конечно, взять на работу и гида, и переводчика. Один будет рассказывать, другой переводить. Только туристам эта затея вряд ли понравится. В рамках заседания поднимался вопрос о целесообразности подготовки таких специалистов на базе факультета иностранных языков ГГУ имени Ф. Скорины. Однако, наверное, проще найти историка со знанием иностранного языка, чем наоборот.

DSC_0123

Золотые унитазы усадьбам не помогут

У Ирины Фуковой, старшего преподавателя кафедры маркетинга гуманитарно-экономического факультета ГГТУ имени П. О. Сухого, на этот счет свое мнение.

— Много наших выпускников уже после года работы в сфере туризма разочаровываются в выбранном пути, — говорит она. — Прежде всего из-за маленькой зарплаты. Они ведь изначально думали, что будут путешествовать по всему миру, а в итоге попали на нелегкую нервную работу.

На этой кафедре не готовят экскурсоводов или гидов-переводчиков. Здесь изучают гостиничное хозяйство, маркетинг физкультуры, спорта и туризма, методику организации экскурсионной работы. На предложение председателя областного Совета депутатов Марии Бондарь о том, чтобы все дипломные проекты этих студентов имели практическое применение, Ирина ответила так: «Студенты не могут найти данные для своих работ. Они бы и рады изучить какое-нибудь предприятие, но, придя в туркомпанию, зачастую сталкиваются с негативным к себе отношением».

Несколько предложений по привлечению туристов озвучил генеральный директор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Олег Рыжков. Во-первых, это создание в областном центре информационно-маркетингового центра, а во-вторых, продвижение фирменных брендов. Это могут быть конфеты или даже спички, но «заточенные» под туристов. Так сказать, в фирменной упаковке. По его словам, в разработке собственного бренда нуждается не только область, но и каждый район в отдельности, а сейчас «в наших агроусадьбах можно даже золотые унитазы поставить, но туристов от этого не прибавится».

Олег Рыжков также рассказал и про некоторые «мелочи», которые могут за несколько минут испортить выстраиваемый годами имидж. Так, например, туристические автобусы, подъезжая к дворцово-парковому ансамблю, вынуждены останавливаться на площади Ленина, где официально подобная стоянка не предусмотрена. Однажды генеральный директор стал свидетелем того, как за эту «провинность» водителю сделали запись в талоне.

К сожалению, на заседании не затронули тему промышленного туризма, для развития которого на Гомельщине созданы все условия. Удивительно, что в разговоре о туризме не многие вспоминают, что наша область — один из самых мощных индустриальных регионов Беларуси. В других странах уже поняли, как можно грамотно распорядиться этим фактом. В Чехии активно приглашают туристов понаблюдать за производством пива, в Цюрихе бешеной популярностью пользуется завод Rolex, а в Германии нет отбоя от желающих посетить завод Audi.

В прошлогоднем интервью корреспонденту «ГП» руководитель проектов российского фонда «Институт экономики города» Денис Визгалов как раз затронул тему промышленного туризма.

— Одно дело, когда компания платит большие деньги за размещение рекламных роликов, а другое — когда люди сами готовы платить за то, что им на протяжении нескольких часов будут рекламировать продукцию, — сказал он. — Туристы еще и по возвращении домой непременно расскажут о поездке всем своим знакомым. В результате они получат самое важное — впечатления. Сейчас на просторах постсоветского пространства разбросана масса полузабытых предприятий, у которых есть прекрасная возможность восстать из пепла.

При формировании имиджа области и страны катастрофически не хватает креативных идей и свежих мыслей. А одно лишь белорусское гостеприимство не может служить основой туристического проекта или некой козырной картой в разговоре об имидже. Это должно быть чем-то само собой разумеющимся. Туриста надо удивлять, а эта задача решается пока совсем вяло…

Количество аттестованных экскурсоводов
и гидов-переводчиков в Беларуси

Области экскурсоводы гиды-переводчики
г. Минск 305 131
Витебская 175 9
Минская 102 3
Брестская 97 19
Гродненская 72 8
Могилевская 56 -
Гомельская 34 -

Дмитрий Радзивон

Рубрики: Тенденции

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах