https://www.traditionrolex.com/8
<p>Концерт открыл сам именинник. Он напомнил, что исконно белорусским инструментом на протяжении многих веков была дуда (или волынка)</p>

Концерт открыл сам именинник. Он напомнил, что исконно белорусским инструментом на протяжении многих веков была дуда (или волынка)

– Съедобного ничего нет? – поинтересовался почему-то на входе охранник.

– Нет, – ответила я с сожалением. После рабочего дня есть хотелось отчаянно. Но чтобы не опоздать на событие под названием «Свята дуды. Сярэднявечная дыскатэка», которое в этом году удивительным образом совпало с днем рождения лидера группы стародавней музыки «Стары Ольса» Змитера Сосновского, нужно было спешить. Одним словом, пришлось выбирать между пищей физической и духовной. Я предпочла второе.

К тому моменту, когда я добралась до клуба RE:PUBLIC, где и должен был пройти концерт, внутри уже было довольно людно. Напротив гардероба продавали диски и книги. Привычно осмотрела музыкальные и литературные новинки, с удовольствием отметила, что почти все у меня есть.

 Волынка – инструмент белорусский и «дикий»

Концерт открыл сам именинник. Он напомнил, что исконно белорусским инструментом на протяжении многих веков была дуда (или волынка). Еще в дохристианскую эпоху на землях, где сейчас расположена Беларусь, без волынки не обходился ни один праздник. Изготавливали дуду из шкуры козы, которую приносили в жертву на Коляды. После в этот день стали отмечать Рождество Христово, и языческая подоплека подзабылась. Но и сейчас еще козу изображают шумные компании «колядовщиков». Что же касается волынки, изготовленной на Коляды, то звучала она ровно год. Затем инструмент разбивали о дуб, после чего делали новый.

Именинник-Змитер-Сосновский

Упоминание о волынке в старинных белорусских источниках встречаются начиная с XV века. Дуда сопровождала белоруса практически от рождения и до смерти. Под ее голос воины уходили на войну и возвращались, как водится, «со щитом или на щите». Дударей приглашали на свадьбы и похороны, на крестины, сбор урожая, новоселье. Одним словом, на все значимые праздники.

С наступлением советских времен дуду заменили цимбалами. Зачем?

– Думаю, сделали это не просто так, – объявил со сцены Сосновский. – Цимбалы – очень плавный инструмент, женский. Такими постепенно стали и мы – спокойными, толерантными, утратив бунтарские черты характера.

– Дуда – как ружье. Она небезопасна, она будит «дикий» дух воина, мужчины. Видимо, руководство СССР это хорошо понимало и поэтому решило заменить жесткую, «боевую» дуду мелодичными и мягкими цимбалами, – продолжил мысль Змитера один из старейших дударей Беларуси и отличный мастер–изготовитель старинных инструментов Тодар Кашкуревич.

Тодар-Кашкуревич

Он же первый сыграл на великолепной волынке, смутно поблескивающей в полутьме металлическими вставками. Звук, густой, сильный, переливающийся, поплыл по залу, уносясь куда-то вверх, к столикам, почти на целый этаж приподнятым над танцполом. Первые робкие пары двинулись по кругу.

Средневековые танцы на современный манер

Одинокого дударя на сцене сменила легендарная группа старинной музыки «Testamentum terrae», и вот тут проявился весь «бунтарский» характер дуды-волынки. Средневековые мотивы хлынули в зал с таким напором, что танцпол дружно пришел в движение. И устоять, даже при всем желании, было невозможно. Между людьми «в цивиле» проворно замелькали девушки в средневековых нарядах – участницы танцевальных коллективов «ДеГриза», «Гистарыён», «Фламея» и «Яварына». Они показывали несложные танцевальные фигуры. И вот уже из беспорядочно подскакивающей толпы вырисовалось несколько хороводов.

Testamentum-terrae_1

Коллектив-Фламея

танцы

Из Средневековья «тестаментумы» неожиданно двинулись к современности и вдруг выдали хулиганскую тему из Тарантино. Зал такого поворота не ожидал, но обрадовался. И было странно и одновременно приятно слышать музыку из кинотворчества культового американца в исполнении волынки. На этой яркой, сумасшедшей ноте «Testamentum terrae» закончили выступление, уступив место на сцене коллективу «Стары Ольса» во главе с именинником Змитером Сосновским.

И буйство звуков продолжилось – сначала заговорили два барабана, словно споря и перебивая друг друга, их плавной волной накрыла волынка, подтянула флейта и, наконец, вплела свой голос лютня. Кстати, «ольсы» дали «свой ответ Чемберлену», в смысле «тестаментумам», и разбавили свое вполне средневековое выступление мелодией из творчества Курта Кобейна. Вот такая музыкальная дуэль вышла.

Андрей-Апанович---неистовый-барабанщик-группы-Стары-Ольса_1

Вокалист--Алесь-Чумаков,-Стары-Ольса_1

Время пролетело незаметно. И когда музыканты вдруг (именно вдруг) стали прощаться, зал отпускать их не хотел. Еще трижды «ольсы» выходили на сцену, кланялись и исполняли по одной композиции. Наконец, ушли за кулисы окончательно, а зал все продолжал скандировать: «Яшчэ! Яшчэ! Яшчэ!»

Лютнист-Илья-Кублицкий-и-флейтистка-Мария-Шарий,-Стары-Ольса

Змитер Сосновский: самый большой успех – «Стары Ольса», книги и семья

Змитера Сосновского я поймала за сценой. Музыканты паковали инструменты, так что вопросы пришлось задавать буквально на ходу.

– Тебе исполнилось 37. Дата не круглая, но солидная. Какими своими достижениями особенно гордишься?

– Прежде всего это группа «Стары Ольса», документальный фильм «Старинные белорусские инструменты», книги по истории белорусской музыки. И еще одно важное достижение непосредственно этого года – я женился, создал семью.

– Ты один из тех, кто стоит у истоков возрождения старинной белорусской музыки. Вот сейчас, глядя со сцены на всех этих людей, которые пришли послушать группу «Стары Ольса», что ощущаешь?

– Просто кайф и все.

– Куда двинешься дальше в творческих поисках?

– С группой продолжим осваивать «Полацкi сшытак», уникальный сборник произведений старинной музыки. А лично у меня в планах написать книгу о проблемах польско-белорусского наследия. Ведь как только возникают вопросы о том, к наследию какого народа – польского или белорусского – отнести то или иное достижение, скажем, музыкальное произведение, этот спор всегда решается в пользу Польши. Хотя это далеко не всегда справедливо. Все-таки свое нужно отстаивать. Вот об этом будет книга.

https://www.traditionrolex.com/8