https://www.traditionrolex.com/8
<p>Мы сами подсчитали, что от Минска до Парижа где-то 1800 км, а мы прошли 2810 километров. Мы можем говорить это очень точно, потому что у нас с собой была велоколяска, в которой ехали наши вещи. Она отсчитывала буквально каждый метр, пройденный нами</p>

В студии программы «Утро» на СТВ – Иван и Валентина Ждановичи, семейная пара путешественников и профессиональных журналистов.

– Поговаривают, что вы прошли всю Беларусь пешком…

Валентина: Так и есть. Мы ее обошли всю по периметру, вокруг государственной границы.

– Это же сколько нужно было сделать шагов?

Валентина: Специалисты подсчитывали, что мы прошли приблизительно 4 миллиона шагов.

Иван: Мы сами подсчитали, что от Минска до Парижа где-то 1800 километров, а мы прошли 2810 километров. Мы можем говорить это очень точно, потому что у нас с собой была велоколяска, в которой ехали наши вещи. Она отсчитывала буквально каждый метр, пройденный нами.

Валентина: 4 месяца. 2810 километров. Для этого пришлось уволиться с работы.

– Как вы вообще сошлись на мысли путешествовать пешком, и с чего все началось?

Иван: Нам хотелось просто посмотреть весь мир. А мир прежде всего тот, где мы живем, наша родная Беларусь. Хотелось, конечно же, защитить Беларусь, а это был 1996 год – надвигались всякие мировые кризисы, и мы хотели, пройдя именно пешком, создать такой своеобразный духовный оберег вокруг Беларуси.

Валентина: Кольцо-оберег. До этого на радио мы вели передачу «Сказки – мудрые подсказки» и, продумав все, подобно сказочным героям (мы немножко играли в сказку, потому что жизнь – это игра, и ко всему нужно относиться немножко отстраненно) решили создать такой вот оберег для Беларуси.

Иван: Наше путешествие называлось «Хаджэнне ў трыдзясятае царства», то есть это были одновременно и сказочный мотив, и игра, и реальность.

– А роли в путешествии как-то распределяли?

Валентина: Конечно, я была доброй феей, которая варит, кормит и создает настроение.

Иван: Я был добытчик. Я добывал огонь, раскладывал костер, ставил дом, тащил на себе телегу. Мы вегетарианцы, даже рыбу не ели.

– Вы стали единомышленниками по стечению обстоятельств или целенаправленно друг друга искали?

Валентина: Это было просто стечение обстоятельств, поскольку мы были знакомы и вместе работали. Мы ездили в Нижегородскую губернию, на озеро Светояр. Там были очень любопытные философские чтения, когда люди собираются, ищут смысл жизни, задумываются о смысле бытия. Именно там и забрезжила эта идея оберега страны. А потом мы пошли в полоцкое путешествие, вместе работая в журнале «Роднае слова». Это было небольшое четырехдневное путешествие, с нами шло еще несколько человек. И именно в этом путешествии и зародилась идея обойти Беларусь.

~puteshestvenniki-281111_p_47681_0x0_mc

– И, может, именно в этом путешествии у вас зародилась идея объединиться в семью и носить общую фамилию?

Валентина: Нет, тогда мы были просто товарищами по работе. Было очень сложно, потому что люди интересовались, как это мужчина и женщина, у которых есть семьи,  путешествуют вместе. И мы звонили своим родным, посылали открытки, информировали их. А потом…

Иван: Не будем выдавать все секреты. У нас пятнадцатый год находится в работе большая книга. Одну мы пишем со стихами, в путешествии их было написано на белорусском языке более сотни, вторая книга – документально-художественная. Но повседневные дела не даютнам  возможности ее закончить.  

– Вы передвигались при помощи обыкновенных бумажных карт?

Иван: Да. Тогда эти карты были еще полусекретные. У нас была масса карт, мы же шли вдоль государственной границы. У нас было специальное разрешение из Пограничного комитета. Все было обставлено очень серьезно, генерал Морковкин нам давал разрешение на прохождение вдоль государственной границы. И мы постоянно чувствовали заботу о себе и народных дружинников, и пограничников, они знали, где мы идем, как мы идем.

– А что нужно было взять с собой в дорогу, пешком обходя Родину?

Валентина: Минимум вещей, минимум продуктов. Продукты можно было покупать по дороге. У нас с собой было всего лишь 400 долларов, и еще 100 мы привезли обратно. Мы начали с самой северной точки Беларуси – поселка Друя –  и оттуда двинулись против часовой стрелки.

Иван: В Друе заканчиваются железнодорожные пути. Туда мы доехали поездом.

Валентина: Путешествие закончилось там же. Интересный момент – мы шли не по часовой стрелке, а против нее. Нам до этого умные люди сказали, что идти против часовой стрелки, значит, вычищать свое «эго».

– Как вы фиксировали ту красоту, что видели на протяжении путешествия?

Валентина: У нас 4 дневника. В конце каждого дня мы фиксировали в них все, что увидели и услышали, что почувствовали. Описывали по очереди, больше Иван. Я уставала намного больше, поэтому не очень хотелось писать.

Иван: Иногда нас посещала муза – она была нашей постоянной попутчицей. Я написал более 100 стихов. И музе приходилось уступать: пока я писал стихи, Валентина сидела в стороночке и ждала меня. Дневник весь испещрен, потому что одно слово заменялось на другое, приходилось задерживаться. У нас были фотоаппараты «Смена» и «Зенит», но, к сожалению, черно-белые пленки оказались некачественными, снимки получились не очень хорошими. А это еще была эпоха аналогового фото, то есть цифровых камер еще не было.

– Какой была основная цель путешествия?

Валентина: Скорее всего здесь была сверхидея, которая посещает всех нас в детстве. Мы все в детстве мечтаем путешествовать. Видимо, пришло время, когда эта идея проросла и нас объединила. Безусловно, идея оберега была первоочередной задачей той сверхидеи, которая нас толкала. Но журналистика – такая профессия, которая не позволяет просто не обращать внимания на факты, на людей, на интересные события.

Иван: Когда мы формулировали цель путешествия для пограничников, они попросили, чтобы мы в своей заявке написали, что будем изучать традиции и культуру белорусов. Естественно, мы все тщательно изучали, у нас есть фотографии из деревни Камаи. На них зафиксирован обряд, когда молодую бабку (у которой родился первый внук) везут топить. Это очень веселый обряд-шутка, но смысл обряда в том, что когда приходит новый человек, старому нужно подвинуться и дать место молодому. А там еще была такая женщина, как у Кондрата Крапивы, – не меньше девяти пудов весом.

– Вы шли-шли, к чему пришли?

Валентина: Мы поняли, что жизнь – очень ценная штука сама по себе. Мы поняли, что нужно жить здесь и сейчас. Безусловно, есть и мечты, и планы, и воспоминания о прошлом, но миг жизни – он просто потрясающий.

Иван: Самое ценное – это конкретно твои впечатления, которые не даст нам сегодня ни компьютер, ни телевидение. Так что если у кого-то есть возможность, пока не поздно, выбирайте минимум амуниции, маршрут – Беларусь огромная и прекрасная – и отправляйтесь путешествовать на лыжах, на байдарках, пешком. Кстати, у нас с Валентиной есть опыт путешествия по речке – мы две недели путешествовали по Неману. Еще мы ходили пешком из Гомеля в Киев. Так что у нас богатый опыт. А вообще в Беларуси огромное количество маршрутов.

– В какой области Беларуси самые красивые пейзажи?

Валентина: На мой взгляд, самая красивая – Западная Беларусь, Гродненская область. В Восточной Беларуси тоже очень красиво.

Иван: Мне очень понравился север – Россоны, там, где нетронутые места. Мы там ягоды собирали, такая россыпь! Чистейшие леса!

Валентина: Еще ведь удивительно то, что мы видели, как сменяются поры года. Мы пошли ранней весной, в Пасху, видели, как проклевываются молодые листочки, как снег тает, как активно весна набирает силы, как потом приходит лето, и даже видели уже желтенькие листочки в июне.

– Где больше всего сохранились памятники архитектуры, истории?

Иван: Нас меньше всего интересовали храмы, мы хотели познать самих себя. Мы беседовали, общались, разговаривали на разные темы, даже читали книги.  Храмы есть в энциклопедиях, о них много написано. Но нам запомнился Гольшанский замок, мы там делали привал, и я написал три стихотворения. Но надо говорить честно: если есть руины, то они свое отжили. Надо радоваться моменту жизни, который сегодня есть. К сожалению, многие предпочитают грустить о руинах, но их не сохранишь. Это как птенец, который вылупился из яйца, – вот радость жизни. Ну, а скорлупка… Что ж, она свое отслужила.

– Какие новые впечатления и путешествия у вас запланированы?

Валентина: Пока мы просто проживаем вот этот миг, сегодня и сейчас. После этого, Иван уже сказал, мы ходили пешком на Украину, и  на байдарках сплавлялись. Сейчас у нас летний отдых, культурный, постигаем быт жарких стран. Стараемся, если куда-то едем, попасть на экскурсии. Это тоже интересно.

https://www.traditionrolex.com/8