<p>Для россиян Беларусь стала источником дешевых товаров, недорогих медицинских услуг и игорных развлечений</p>

Как сообщает деловой журнал «Профиль» (Москва):

На наших глазах братская республика стала для россиян источником дешевых товаров, недорогих медицинских услуг и игорных развлечений.

   Две страны. Россия и Беларусь. Их союз не похож на все остальные. Пока политики двух государств подпускают друг другу шпильки и вставляют палки в колеса, народы помогают друг другу выжить и сэкономить. Еще в начале года предприимчивые белорусы скупали продукты питания и ни свет, ни заря ехали на границу с Россией, где продавали россиянам с рук колбасы, сыры, водку и прочий провиант. Продавали по белорусским меркам недешево, но цены все равно получались ниже московских, питерских, смоленских, ярославских и любых других российских. Спрос был велик, оборот тоже. Весной ситуация изменилась. 23 мая курс доллара официально вырос с 3100 до 4973 белорусских рублей. Нацбанк признал то, что для всей страны и так уже было очевидно. В магазинах скупали сахар, гречку, консервы, бытовую технику и химию. И даже масляные обогреватели. И я покупал, хотя ни крупы, ни уж тем более масляные обогреватели в мае мне были не нужны. Как и десяткам моих соседей, сотням знакомых и миллионам сограждан. Все это добро покупалось про запас, так как уже через несколько дней оно стало стоить в два-три раза дороже.

  И вот уже зима. Но тем не менее цены в Беларуси все равно остаются ниже российских. И из-за этой разницы не зарастает пограничная тропа.

 «Мы побывали в небольших приграничных городах России на рынках, там 70% автомобилей, с которых ведется торговля, – белорусские, продают мясо и молоко», – рассказал недавно замминистра сельского хозяйства Беларуси Василий Павловский.

 «Несмотря на бешеный рост цен у нас, все-таки вояжничать на Россию пока еще по-прежнему выгодно», – рассказывает знакомая жительница Орши Вера Осипова, регулярно ездящая продавать белорусские продукты в Смоленск.

«Мы поезда в Россию колбасовозами называем, – смеется бывшая педагог. – Рублей 30–40 российских с палки сервелата легко можно получить в плюс. С бутылки водки – 20 рублей. Курочка по зернышку, как говорится. Как мы шутим, власти в Минске Беларусь распродают по-крупному, а мы так, по мелочи».

 Правда, «челночница» признает, что зарабатывать становится все-таки сложнее: во-первых, цены на родине сильно выросли; во-вторых, обострилась конкуренция между своими и, как следствие, демпинг; россияне из приграничных районов сами активно ездят в шоп-туры (и для себя, и для перепродажи) – так дешевле и выбор больше.

Это правда, если раньше в основном писали о белорусах, вывозящих в Россию всякое добро на продажу, то теперь обнаружилось и сильное встречное движение. Россияне поехали в Беларусь. За чем? За всем. За одеждой, машинами, но главное – за лечением и отдыхом. Парадокс, но страна, не имеющая выхода к морю, из-за экономической ситуации неожиданно стала курортной.

  По данным Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, на рождественско-новогодние каникулы 95% путевок со включенным праздничным банкетом и развлекательной программой приобретено россиянами. Еще можно найти места в декабре, но на новогодние праздники все давно раскуплено. Тем, кто планирует отдохнуть на следующий Новый год, советуют бронировать места в санаториях аж в конце мая – начале лета.

  Санаторий «Криница» расположен в нескольких километрах под Минском. Водохранилище, сосны, во внутреннем дворике, между двумя корпусами зачем-то с советских времен оставили памятник Ленину. Впрочем, возможно, этот ностальгический символ помогает старшему поколению поправлять здоровье.

 Россиянка Светлана в санатории уже второй раз: «Я – с диабетом, муж – с остеохондрозом». Светлане нравится все. Особенно цены, хотя в прошлом году они были чуть ниже.

 Средняя цена одного дня пребывания в белорусском санатории – 800–1100 российских рублей. Можно найти и дешевле – за 500 рублей. Это цены для россиян, для белорусов – еще дешевле. В стоимость входит и лечение, правда, количество процедур ограничено, все, что сверх этого, – за дополнительную плату. Например, сеанс массажа или душа Шарко – от 30 рублей в самых дешевых санаториях. Ну, а в престижных белорусских санаториях вроде «Озерного», принадлежащего Национальному банку, в котором имеется даже небольшой аквапарк, день лечения с отдыхом стоит около... 2000 рублей. «Это раза в полтора дешевле, чем в аналогичных российских санаториях», – признается Светлана и добавляет, что одна ее родственница-пенсионерка сдает свою квартиру в Москве и живет в санатории на озере Нарочь.

Медицинский туризм в Беларуси всерьез взялось развивать само государство. Целый комплекс услуг в этом направлении иностранцам предлагает Центр по санаторно-курортной работе «ЦентрКурорт» Управления делами президента. Для пущего эффекта даже открыли офис в Москве, где предлагают все – от полного медобследования до организации диетического питания и досуга.

Более того, в период недавнего острого валютного дефицита ради заграничных пациентов белорусов «отодвигали» в очередях на серьезные и дорогостоящие операции (для местных жителей они бесплатны). Впрочем, в лечебных центрах и в Министерстве здравоохранения эти слухи категорически опровергают. Хотя не отрицают, что рады россиянам.

«Можно сказать, мы делаем ставку на пациентов из России, – говорят в медицинском центре «Нордин», в котором обслуживается российский дипкорпус в Минске. – Цены для россиян и белорусов отличаются – для иностранцев они на 20—70% выше».

Россияне – частые клиенты и в стоматологических и косметологических центрах: и зубы полечить, и грудь увеличить. Наших соотечественников интересуют, например, пластическая хирургия, лазерное лечение варикозного расширения вен, эстетическая стоматология и имплантация. Например, цены на имплантацию одного зуба в Беларуси примерно в три раза ниже, чем в Москве. Активно ездят к соседям-белорусам северяне, жители Петербурга и Москвы. Под них даже график меняют. Если самолет прилетает в 5 утра, то в 6 часов врач уже готов принимать пациентов в медцентре, хотя официально он начинает работать только в 8 часов.

Один из самых известных в республике пластических хирургов Николай Курилович рассказывает, что примерно половина операций проводится россиянам: «Работает сарафанное радио: кто-то прооперировался и потом рассказывает знакомым, что в Беларуси можно получить дешевые и качественные медицинские услуги. Операции у нас делают не хуже, чем в России, а иногда и лучше: потому что нередко приходится переделывать работу российских коллег. Ринопластику, например, или маммопластику. У нас цены в 2-3 раза ниже, чем в России. К примеру, операция по увеличению груди стоит $1,3 тыс. плюс стоимость имплантатов, а их цена везде одинакова».

По словам доктора, у него на операционном столе лежали и российские депутаты, и артисты – ведь они такие же люди, как и все. Белорусы реже стали обращаться, ведь пластическая хирургия, как никакая другая, зависит от уровня жизни населения. Но то, что дорого сейчас для белорусов, россиянам кажется доступным.

 Недавно белорусский премьер-министр Михаил Мясникович прокалькулировал ситуацию по дизтопливу: «Цена топлива у нас отличается примерно на $1,5 за литр по сравнению с Польшей, Литвой, Латвией. Когда емкость бака составляет одну тонну, а то и больше, перевозчик имеет доход около $1,5 тыс.». Поэтому правительство республики ограничило вывоз топлива из страны из-за диспаритета цен с соседями. Это можно делать раз в восемь дней. Правда, ограничение не распространяется на Таможенный союз, то есть на Россию. Проверяем-считаем: бензин АИ-92 в Смоленске и области стоит 26 рублей, в Беларуси – 18. На баке экономия получится приличная.

Белорусским властям продуктовые шоп-туры россиян выгодны: во-первых, при низкой покупательной способности населения продукция местных предприятий не залеживается, и производители остаются на плаву, во-вторых, в случае дефицита всегда есть на кого попенять, мол, россияне все скупили.