https://www.traditionrolex.com/8
<p>Говорят, что деревянная скульптура хранит в себе тепло рук мастера, а в сочетании с природными свойствами дерева скульптура оживает</p>

Каждый человек в жизни находит для себя занятие по душе. Кто-то увлекается живописью, кто-то музыкой, кто-то предпочитает художественную литературу. А вот лидчанин Иван Микулко на протяжении двадцати трех лет совершенствует навыки работы над деревянной скульптурой. Как известно, данное мастерство складывается не только из умения обращаться с деревом, но и из недюжинной фантазии и творческого склада характера. Наш мастер овладел им в полной мере. Сегодня его работы можно увидеть во дворе жилого дома № 2 по улице Мицкевича, в Лидском лесхозе, в некоторых частных коллекциях. Говорят, что деревянная скульптура хранит в себе тепло рук мастера, а в сочетании с природными свойствами дерева скульптура оживает.

Убедиться, так ли это на самом деле, решил и корреспондент «Лiдскай газеты».

 

Сначала появляется идея…

Оказывается, деревянная скульптура – одно из сложных в резьбе направлений. Каждый мастер применяет свою, отработанную годами технику. Кто-то сначала придает основную форму бензопилой, а потом доводит скульптуру до совершенства специальными стамесками и ножами, кто-то работает всеми инструментами по очереди. В любом случае результат работы радует. Неважно, что это: скульптура для сада или сказочная фигура для детской горки или качелей – они будут выполнены с душой и высочайшим качеством. 

2

Указатель для деревни Горни

– Мастер, вырезающий фигуры из дерева, должен точно ощущать объем и фактуру, тонко чувствовать материал, – рассказывает Иван Микулко. – Все свои деревянные фигуры делаю из цельных кусков осины или дуба, а это, поверьте, не так просто, и ошибки тут недопустимы.

– Как же проходит сам процесс работы над скульптурой? – интересуюсь у лидского мастера. 

– Работа над фигурой проходит в несколько этапов, – отвечает Иван. – На первом я решаю, что именно хочу сделать. Идеи создания скульптуры могут возникать самым различным образом: иногда это результат продолжительных поисков, а иногда идея буквально падает как снег на голову. Порой хорошие образы возникают после просмотра фильмов, чтения книг, бесед с друзьями. Я не говорю о копировании уже созданных работ, просто накопленный объем информации часто приводит к рождению собственной оригинальной идеи. Блажен тот, кому не знакомы муки творчества.

Итак, идеи у нашего мастера есть. Теперь ему необходимо создать эскизы. Здесь могут быть различные пути. Как говорит сам Иван, все зависит от пространственного воображения. Если хорошо представляется создаваемая фигура, можно ограничиться схематичным наброском в двух проекциях. Если фигура сложная и необходимо разобраться в ее пространстве, можно сделать эскиз, где сохранены основные пропорции. Потом на основании этого эскиза лепится модель из глины или пластилина. Но настоящее волшебство происходит, когда в руках мастера рождается деревянная скульптура. Для ее создания в ход идет самый разный инструмент. Это главным образом стамески, рашпили, напильники, всякого рода резцы – плоские, полукруглые, овальные, угловые, в виде крючков. Многие носят своеобразные названия: эсманы, клюкарзы, циразики, чеканы. Каждый инструмент играет свою важную роль в создании нового шедевра.

– В моих работах нет каких-то второстепенных моментов, – продолжает  лидский мастер. — Каждую, даже самую мелкую, деталь приходится делать так, как будто от нее зависит судьба всей композиции. Это касается и самой резьбы, и шлифовки, и полировки. В процессе я получаю массу положительных эмоций, особенно когда беру в руки фигуру, над которой так бережно и тщательно работал. 
 

Для резиденции доброго волшебника

В дереве могут воплотиться самые удивительные и фантастические образы, начиная от милых нашему сердцу персонажей русских народных сказок и заканчивая китайскими драконами и египетскими сфинксами. Все зависит от пожеланий человека, работающего над архитектурной формой. Деревянная скульптура может также украшать скамейки, качели, беседки и другие атрибуты сада или двора. Она может быть совсем маленькой и скромной, а может – грозной и монументальной. 

– В моей коллекции есть животные и сказочные персонажи: Аленушка, а также дед и бабка из пушкинской «Сказки о золотой рыбке», – говорит Иван Микулко. – Сейчас работаю над образом женщины-воина, идея создания которого навеяна античными мифами и легендами. В ГЛХУ «Лидский лесхоз» для музея меда я сделал фигурки пасечника, медведей, филина и рыси, уже готов указатель для деревни Горни. В общем, идей много. Помогает претворять их в жизнь моя жена. Именно она является вдохновением и музой. Росписи краской на скульптурах сделала именно она. Так что мы с ней за многие годы работы создали крепкий творческий тандем.

3

Дед из «Сказки о золотой рыбке»

Сегодня Иван Микулко увлеченно работает над новым масштабным проектом для Национального парка Республики Беларусь «Беловежская пуща». В сказочном поместье Деда Мороза благодаря лидскому мастеру новыми скульптурами пополнилась аллея знаков восточного календаря. Фигурки кролика, крысы, быка, собаки, тигра и дракона нашли свое место у резиденции доброго волшебника. Но особенно трудоемкой оказалась работа над скульптурой лося. Трехметровый гигант, вес которого около 700 килограммов, доставлялся в Национальный парк по частям. Сегодня он уже стоит, запряженный в сани, и готовится вместе с Дедушкой развозить детям подарки. 

– Я горжусь тем, что именно мне предложили создать скульптуры для резиденции Деда Мороза в Беловежской пуще, – в конце беседы говорит Иван Микулко. – Это один из старейших заповедников в мире и действительно уникальный памятник природы, где до наших времен сохранилась та первозданная природа, неповторимая флора и фауна, что дает право Беловежской пуще также считаться чудом света. В каждую фигуру, сделанную своими руками, я вложил энергию и силу своей души, а также частичку щедрой и радушной лидской земли.

Ольга МАТЕША

https://www.traditionrolex.com/8