<p>Природные и политические катаклизмы периодически  обрушиваются на  традиционно туристические страны: революции в Египте и  Тунисе,  землетрясение на Гаити, цунами в Юго-Восточной Азии. Конечно,  обычный  турист бежит от таких приключений, но, оказывается, существует и  те,  кого привлекает именно такой экстрим. Такому туристу интересно  своими  глазами увидеть то, о чем рассказывают в новостях. А спрос, как   известно, рождает предложение</p>

Как сообщает деловая газета «Маркер»:

Природные и политические катаклизмы периодически обрушиваются на традиционно туристические страны: революции в Египте и Тунисе, землетрясение на Гаити, цунами в Юго-Восточной Азии. Конечно, обычный турист бежит от таких приключений, но, оказывается, существует и те, кого привлекает именно такой экстрим. Такому туристу интересно своими глазами увидеть то, о чем рассказывают в новостях. А спрос, как известно, рождает предложение.

Весной 2010 года начались беспорядки в Киргизии. Митинг в небольшом городе Таласе перерос в вооруженное сопротивление между толпой и правоохранительными органами, беспорядки перекинулись на столицу — Бишкек, президент республики Курманбек Бакиев вынужден был бежать в южный город Ош. Именно здесь 10–15 июня прошлого года произошел межнациональный конфликт между киргизами и узбеками, в ходе которого несколько сотен человек погибло, а более 2 тыс. пострадало.

В апреле 2011 года в Ош отправилась туристическая группа, желающая оказаться на месте трагических событий. «Наши клиенты хотели своими глазами взглянуть на город, о котором они столько слышали, мы предоставили им такую возможность, — говорит директор турагентства «Алтай-гид» Дмитрий Юрочкин. — К этому моменту никакой опасности и даже какого-то видимого неприятия между киргизами и узбеками не было. С семи часов вечера начинался комендантский час и на улицах не оставалось ни одного человека. В целом город выглядел пустынным. На знаменитом ошском базаре было очень много сожженных павильонов, но рядом продолжалась торговля. На фоне руин продавались майки с надписью «I love Ош». Стоимость поездки составляла 85 тыс. рублей, экскурсионная группа набралась небольшая — всего пять человек».

«Ош не был основной целью нашего путешествия, мы ехали смотреть высокогорные зоны Памира, но раз уж мы находились в этой зоне, надо было посмотреть на все опасные зоны, — говорит Юрочкин. — Вполне возможно, что через некоторое время мы организуем экскурсию в Ливию, это очень интересная страна. Но должно пройти где-то года два».

В поисках древней принцессы

Интерес людей, конечно, может быть вызван не только и не столько кровавыми событиями. Первый маршрут компании Юрочкина был проложен на плато Укок. В середине 1990-х ученые сделали там открытие, которое попало на первые страницы российских газет и считается крупнейшим археологическим открытием за последние 50 лет.

Археологи раскапывали один из курганов и под первым же захоронением позднего железного века обнаружили древнюю могилу. Причем это захоронение оказалось заполненным льдом, что позволило останкам сохраниться в течение тысячелетий. Это были останки молодой женщины — сохранились ее одежда из тончайшей материи, кожа, волосы, татуировки.

Суть научной сенсации заключалась в том, что женщина принадлежала к европеоидной расе, отличной от привычного населения Алтая. В СМИ же широко обсуждался конфликт ученых и местных жителей, которые не хотели, чтобы «алтайская принцесса» была вывезена с плато Укок, которое они считают сакральным. По словам Юрочкина, многие хотели посетить плато после этой истории. «Плато Укок — одно их самых труднодоступных мест Алтая. Это приграничная территория, и там регулируются въезд и выезд. Плоскогорье Укок в силу природных особенностей труднодоступный район — есть только два перевала, преодолев которые можно попасть на Укок на автомобиле», — рассказал он. В этой экспедиции также было пятеро путешественников. Стоимость ее составляла 40 тыс. рублей на человека.

Рентабельность такого турбизнеса, по словам Юрочкина, не превышает 15–20%. В месяц удается провести не более двух экскурсий. Стоимость маршрутов варьируется в среднем от 40 тыс. до 250 тыс. рублей. «Хотя верхняя граница — очень условная, стоимость может увеличиваться до бесконечности, в зависимости от того, куда хочет попасть клиент и что хочет увидеть», — говорит географ-экскурсовод.

«В нашем бизнесе самое трудное — это придумать интересный маршрут. Это не стоит каких-то реальных денег, это твоя фантазия, твои знания, твои знакомства». Перед тем как открыть свою компанию, Юрочкин несколько лет проработал наемным гидом, проехал весь Алтай. Главный капитал компании, по словам ее директора, это именно гиды: «Нам трудно расширять бизнес, потому что непросто найти опытных путешественников, которые смогут водить людей по нашим маршрутам. И в результате при всем желании не сможем проводить больше двух маршрутов в месяц».

От Чернобыля до Уганды

«Массового клиента, который готов ехать в места волнений, катаклизмов, конечно, нет, — говорит «Маркеру» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. — Поэтому и туристические компании, которые предоставляют такие услуги, очень трудно вспомнить. Более того, Ростуризм прямо запрещает осуществлять коммерческие поездки в определенные регионы».

Есть компании, которые готовы помочь в осуществлении таких поездок, но на страх и риск клиента, который подписывает документ, снимающий ответственность за риски с туристической компании. Таким образом, можно поехать в революционный Каир — помогут найти личного гида, распишут тур с учетом твоих предпочтений. Услуги туристической компании обойдутся примерно в $3 тыс., оценивают эксперты.

Ряд компаний осуществляет поездки в Афганистан. «За пару лет туда у нас отправились всего несколько человек, да и то с очень ограниченным набором туруслуг — виза плюс гостиница, — и только один экскурсионный тур», — рассказывают в турфирме «Открытие». По их мнению, жизнь в Северном Афганистане сейчас уже далека от войны: «Это очень красивый регион, и вообще — это место, не испорченное туризмом, а значит, здесь путешественника встречают гостеприимно, здесь можно увидеть абсолютно другой, незнакомый среднему европейцу уклад жизни».

В турфирме отмечают, что туристы обращаются по поводу поездок в Афганистан довольно часто, но поездки почти ни у кого не складываются по ряду причин: в первую очередь — сложность получения визы, во вторую — дороговизна заранее заказанного обслуживания. При этом привлекают потенциальных туристов в основном не природа и не патриархальные деревни, а эхо войны и некий шарм «опасного региона».

«Люди, которые хотят съездить в Афганистан, — это туристы, проехавшие сотню других государств и «закрывающие» еще не отъезженные страны (есть такое развлечение — коллекционировать страны). Каждый второй запрос — от воинов-интернационалистов, тех, кто служил в Афганистане, они хотят проехать по местам боевой славы. Есть и просто любители этого региона, побывавшие, например, в Северном Пакистане, в Иране, Таджикистане и предполагающие, что в Афганистане примерно так же хорошо», — отмечают в «Открытии».

Стоимость поездки на 12 дней составляет $6 тыс. без учета перелетов. «Почему так дорого? Во-первых, это наша ответственность — отправить туриста в регион, считающийся неблагополучным, во-вторых, это ответственность и принимающей стороны — всех туристов сопровождает вооруженная охрана. В-третьих, на самом деле организовать приличное обслуживание в районах, где нет ничего приличнее деревенских домов с удобствами на улице, не так уж и дешево, даже в Афганистане. По северу маршрут может выглядеть так: Кабул–Мазари-Шариф и Балх–Бамиан–Панджшерское ущелье и перевал Саланг–озера Банд-и-Амир–Кабул. Эти районы Афганистана настолько спокойны, что туда можно отправлять туристов. Местное население скорее с ностальгией вспоминает времена «шурави», неприязни открытой нет», — объясняют представители турфирмы.

Не так давно местом паломничества туристов стал разрушенный Чернобыль. Это уже не эксклюзивные, а вполне массовые поездки, их предлагает почти любая турфирма Украины. Глава одной из туристических фирм Украины Дмитрий Чернов рассказал «Маркеру», что в среднем через его компанию в Чернобыль ездят 2–3 тыс. человек в месяц. Стоимость такой поездки составляет в среднем $150.

Олеся Шмагун