https://www.traditionrolex.com/8
<p>1 марта 2012 года «Туризму и отдыху» исполнится восемнадцать. Мы стоим на пороге совершеннолетия, а это кое-что значит, правда же?! День рождения – это всегда прекрасный повод оглянуться назад и проанализировать пройденный путь. Мы решили пролистать странички нашего издания и вспомнить, о чем писал в своих номерах «Туризм и отдых» за все годы своего существования.</p>

Дорогие друзья! Этой статьей мы начинаем серию материалов, посвященных истории нашей газеты. Надеемся, наши постоянные читатели помнят, что уже очень скоро, 1 марта 2012 года, «Туризму и отдыху» исполнится восемнадцать. Мы стоим на пороге совершеннолетия, а это кое-что значит, правда же?! День рождения – это всегда прекрасный повод оглянуться назад и проанализировать пройденный путь. Мы решили пролистать странички нашего издания и вспомнить, о чем писал в своих номерах «Туризм и отдых» за все годы своего существования. Какие животрепещущие темы волновали профессионалов белорусского турбизнеса в 1995, 1999, 2000, 2005 годах? Что интересовало читателей-путешественников? Давайте вместе вспомним вехи белорусского туризма и знаковых персон отечественного турбизнеса, окунемся в недавнюю, но такую бурную и драматическую историю становления и развития белорусской туристической отрасли.

Итак, сегодня мы отправляемся в самое начало – 1994 год.

Строго говоря, самый-самый первый, сигнальный, или «нулевой», номер «Туризма и отдыха» увидел свет 19 января 1994 года – еще до завершения официальной регистрации издания в Министерстве информации Республики Беларусь.

«Почему же мы поспешили встретиться с вами?» – обращалась редакция к читателю во вступительной статье к «нулевому» номеру. Формальным поводом явилось то, что с 1 января 1994 года в Беларуси кардинальным образом менялась система выдачи новых заграничных паспортов и многоразовых выездных виз. Впрочем, не это было самым главным. «Но рассказать обо всех этих нововведениях – задача минимальнейшая. В принципе любой человек мог бы сходить в ОВИР и сам все это узнать. Газета «Туризм и отдых» ставит перед собой более глобальные задачи. Если сказать о них в двух словах, то мы надеемся, что любой человек, пожелавший съездить в туристическую поездку или просто отдохнуть, сможет с нашей помощью выбрать наилучший маршрут. Ведь для того, чтобы хорошо отдохнуть, кроме денег, нужно иметь еще и информацию… И, самое главное, мы будем рассказывать о проблемах, которые переживает туризм профессиональный и так называемый самодеятельный, или спортивный, о перспективах его развития». Взятые на себя обязательства еженедельник выполняет и по сей день, существуя уже не только в виде печатного издания, но и в качестве онлайн-газеты.

Как бы высоки и благородны ни были цели новой газеты, а ее выживание в первую очередь зависело – и продолжает зависеть в настоящее время – от рекламодателей. «Мы очень благодарны всем фирмам, которые не побоялись дать рекламу в незнакомое издание, – признается «ТиО» 1 марта 1994 года. – Нас не финансирует государство, за нами не стоит ни один финансовый магнат, поэтому мы очень надеемся на помощь тех туристов, которые добились успеха в бизнесе. Давайте позаботимся о развитии туризма в Беларуси вместе. Мы не просим финансовой помощи – мы предлагаем взаимовыгодное сотрудничество. Мы убеждены в том, что ситуация в республике изменится к лучшему, и туризм вскоре вновь станет массовым. И тогда все наши читатели станут вашими клиентами!»

IMG_4523

Одной из постоянных рубрик нового издания становится «Исторический клуб»: еще на заре своего существования газеты ее создатели прекрасно понимали стоящую перед ними задачу – не только информировать, но и просвещать читателя, ликвидировать его «историческую безграмотность» – увы, эта задача в нашей стране пока еще не утратила своей актуальности. В № 2 кандидат исторических наук Игорь Груцо в материале «Роковая река» рассказывает об одной из величайших трагедий XIX века – знаменитой переправе остатков французской армии через Березину.

IMG_4517

В наступающем 2012 году к маршрутам Наполеона и его армии будет приковано внимание всей Европы. Разумеется, не останется обойденным вниманием путешественников и место переправы. Сможет ли Беларусь достойно принять всех желающих посетить описанные в многочисленных исторических источниках Борисов и его окрестности, где разворачивались драматические события войны 1812 года, использует ли этот замечательный шанс привлечь внимание к туристическим возможностям региона и всей страны? Что ж, через год мы узнаем ответ на этот вопрос, а теперь – самое время перечитать замечательную статью историка Игоря Груцо.

«Старый паспорт с новой отметкой»

IMG_4516

Правда же, вы еще не забыли о походах в РУВД за разрешительной записью о возможности многократного выезда во все страны мира? В моем паспорте эта отметка («Паспорт действителен для многократных выездов во все страны мира») еще красуется. Разрешительную запись для выезда за границу отменят после долгих обещаний 1 января 2008 года, когда на всех пунктах пропуска будет внедрена автоматизированная система пограничного контроля. С этого момента полная информация о личности выезжающего за границу будет мгновенно выводиться на монитор и сверяться с банком данных погранслужбы. Но это произойдет еще нескоро, через 14 лет…

Год 1994-й был решающим не только в истории белорусского турбизнеса и нашего издания, но и в истории всего белорусского государства. И «Туризм и отдых», хотя никогда не собирался касаться политических вопросов, не мог пройти мимо волнующей всех белорусов темы. Правда, рассматривал ее, как и положено профильному изданию, сквозь призму туризма.

«Какой президент нужен туристам?» – сегодня этот небольшой материал Семена Лукашука в рубрике «Точка зрения» – это возможность задержаться на пороге исторического момента и повод задуматься, как все могло бы сложиться, если бы… Впрочем, как известно, история не имеет сослагательного наклонения.  

IMG_4515   

В № 7 «Туризм и отдых» информирует читателей о проведении в Минске 1-й Международной специализированной выставки «Вандроўнік-94» – фактически первой туристической выставки в Беларуси. Выставка с романтическим белорусским названием, увы, не прижилась, судьба турбиржи «Турбизнес» оказалась куда более счастливой.

С момента основания для газеты была важна читательская оценка, поэтому обратной связи мы уделяли самое пристальное внимание. О том, что «Туризм и отдых» никогда не боялся критики, признавал, что критика – двигатель прогресса, и всегда был готов услышать нелицеприятное мнение, свидетельствует напечатанное в одном из первых номеров мнение читателя Владимира Ковшика. «Туризма мало, много отдыха, т.е. шоп-туры и пляжный отдых преобладают. Понимаю, что газета стоимостью 100 рублей не рентабельна и без рекламы вам не обойтись, но не забывайте, что у большинства туристов-«рюкзачников» доход в месяц 20–30$. У вас ориентация на лидеров белорусского бизнеса. Нужны статьи типа «Закопане» и «Неаполь», «Ваш дорожный гардероб», описание пеших, водных походов, велопоходов, карты-схемы, раскладка транспорта. Советы опытных «прожженных» туристов, их приключения в дороге, т.е. побольше романтики», – взывал к редакции читатель.

В № 13 на одной полосе сошлись два материала на трагическую тему. Президент туристско-спортивного союза Республики Беларусь Юрий Акудович рассказывал о смерти известного тележурналиста и туриста Александра Чуланова, убитого в собственной квартире 9 марта 1994 года. После трагической гибели путешественника и родоначальника минских фестивалей авторской песни его друзья решили учредить слет туристов его памяти. Автор статьи сообщал, что проведение первого интернационального слета памяти Чуланова состоится 23–25 сентября 1994 года на реке Ислочи возле деревни Падневичи в Воложинском районе. (Кстати, обратили внимание на слово «интернациональный»? Оно тихой поступью удалилось из нашего лексикона, очевидно, вместе с «Интернационалом». Сегодня для обозначения этого понятия используется более спокойное и нейтральное слово «международный»).

Второй трагический материал подписан главным редактором «Туризма и отдыха» Сергеем Плыткевичем. Это рассказ о гибели одного из учредителей газеты, а позже – издателя конкурирующей газеты «Тур-пресс-новости» Анатолия Гулого, который был застрелен в собственной квартире тремя неизвестными.

«Тут можно многое купить, многое увидеть и прекрасно отдохнуть!» Как вы думаете, какой стране был посвящен материал Ахмеда Талата Сайеда Хемида (специально для «ТиО») в рубрике «Путеводитель»? Оказывается, Египту, который белорусские туристы только начали открывать для себя – не без помощи разместившего в статье рекламный макет совместного предприятия «Техностар». Примечательно, что и сегодня эта компания остается признанным лидером на египетском направлении.

«Как вылететь из Минска?» – под таким общим заголовком в № 14 были размещены интервью с генеральными представителями в Беларуси двух авиакомпаний – «Швейцарских авиалиний» и польского LOTa. Одна из этих компаний до сих пор представлена в Беларуси, а вот Swissair, главный перевозчик Швейцарии, был в 2002 году объявлен банкротом, после чего в Швейцарии возник новый национальный перевозчик – Swiss International Air Lines. В Беларуси нет представительства этой авиакомпании.

IMG_4524

А в №15, вышедшем 27 сентября, размещено первое в истории белорусского турбизнеса поздравление туристической общественности со Всемирным днем туризма. Оно подписано президентом РТЭФ «Беларусьтурист» Аркадием Прокоповичем, генеральным директором АО «Спутнік-Беларусь» Владимиром Шульганом и генеральным директором АО «Белинтурист» Ярославом Нехаем. Увы, ни Аркадия Прокоповича, ни Ярослава Нехая уже нет в живых…

IMG_4522

Осень – и рынок замер в ожидании грандиозного события: проведения в Беларуси сразу двух туристических выставок: «Вандроўніка-94» и «Турбизнеса». О целесообразности проведения почти в одно и то же время двух мероприятий аналогичного характера и направленности рассуждает в материале «Вандроўнік-94» и другие» президент фирмы «Санни Трэвел» Александр Ванюков. «Турбизнес» лишь неделю назад прорекламировался в прессе, это меньше чем за 2 месяца до начала. «Вандроўнік-94» регулярно рекламировался в «Тур-пресс-новостях» и «Белорусском рынке» довольно-таки заблаговременно. Но почему никому не пришла мысль сделать рекламу в «Туринфо» и других изданиях ближнего и дальнего зарубежья? Дорого? Могли бы сброситься ради такого случая. Интересы национального туризма стоят того. Господа организаторы! Берясь за такие дела, подумайте об объединении, а не о том, как потянуть одеяло на себя. Ну зачем Беларуси 2 выставки подряд с интервалом в 1 месяц? Вот и ломают головы турфирмы, где участвовать и как не прогадать, а участвовать в двух подряд – накладно». Время показало, что акценты в статье были расставлены абсолютно верно, и уже в последнем номере года в газете появился материал «Будет ли на Беларуси одна национальная туристская ярмарка?» Первоначально на его месте должен был появиться репортаж о том, как проходил «Турбизнес», но в итоге был размещен отчет о совещании, в котором приняли участие руководители крупнейших турфирм Беларуси, а также организаторы «Вандроўніка» и «Турбизнеса». Главным выводом совещания стал следующий: «…не должно быть бессмысленной конкуренции. Организаторам «Вандроўніка-94» и «Турбизнеса-94», а также всем заинтересованным организациям нужно объединиться и проводить одну национальную туристическую ярмарку».

В последнем номере года размещен отчет Виктора Кульбаченко о его восхождении на Канченджангу – «Небесную гору». Первая белорусская экспедиция в Гималаи в 1994 году обернулась трагедией. Виктору Кульбаченко удалось взойти на вершину и вернуться домой живым и здоровым – если не считать обмороженных пальцев на левой руке. Но Канченджанга забрала жизни трех его товарищей – болгарской альпинистки Иорданки Димитровой, россиянки Екатерины Ивановой и белоруса Сергея Жвирбли. Иорданка Димитрова сорвалась с гребня по пути к вершине. Сергей и Екатерина попали в обвал на высоте 6700 м, их тел до сих пор не нашли.

«Мне еще повезло, – писал Виктор Кульбаченко, – обморозил пальцы на левой руке, а не на правой, и могу теперь описать весь ход экспедиции на Канченджангу в Королевстве Непал». О своей победе он рассказывает скупо, но выразительно: «Все – выше только небо, Вершина! Три гребня сходятся здесь и образуют подобие площадки, на севере – Тибет, на востоке – индийский штат Сикким. Смотрю на часы – 16.40, радость переполняет, но в то же время тревожно – через час с небольшим будет уже темно. Снимаю на слайд-пленку круговую панораму, оставляю вымпела и флаг, откопав в заснеженных камнях вымпел предыдущей экспедиции, сую его в карман анорака и – скорее вниз».

Конец года ознаменовался еще одним важным событием в белорусском турбизнесе – принятием решения о создании объединения туристических организаций. В № 20 о необходимости такого объединения рассуждают президент «Санни Трэвел» Александр Ванюков и тур-менеджер фирмы «Поль Хафт» Людмила Костюкович.

IMG_4520

«О необходимости представлять Беларусь на международных выставках говорить не приходится. Не мешало бы брать коллективный стенд, распространять каталоги, брошюры, конечно, предварительно их напечатав. Участвовать и всемерно привлекать к этому туристические фирмы. Если о нас сейчас не узнают, как узнали о России, то, по большому счету, мы потеряем драгоценное время и окажемся на обочине мирового турбизнеса», – эти слова Александра Ванюкова по-прежнему актуальны. Необходимость объединения, очевидно, ни у кого не вызывала сомнений, поэтому в последнем номере 1994 года вниманию читателей был представлен проект устава Белорусской ассоциации туристических агентств.   

IMG_4519

Так закончился очень важный год в истории Беларуси и белорусской туристической отрасли, год рождения «Туризма и отдыха». Оставайтесь с нами! Продолжение следует…

https://www.traditionrolex.com/8