https://www.traditionrolex.com/8
<p>Где размещать гостей Чемпионата мира по хоккею 2014 года? Как заполнять новые гостиницы после турнира и почему белорусские отели неохотно сотрудничают с туристическими компаниями?</p>

Где размещать гостей Чемпионата мира по хоккею 2014 года? Как заполнять новые гостиницы после турнира и почему гостиницы неохотно сотрудничают с туристическими компаниями? Эти и другие вопросы обсуждались 9 декабря 2011 года во время семинара-практикума «О перспективах развития экспорта туристических услуг в средствах размещения», организованного министерствами спорта и туризма и жилищно-коммунального хозяйства.

По словам Чеслава Шульги, состоявшееся мероприятие – первое в целой серии обучающих семинаров, задача которых состоит в обмене опытом и практической помощи туристическим компаниям накануне Чемпионата мира по хоккею 2014 года. Так, участники первого семинара посетили гостиницы Crowne Plaza 5* и «Спутник» 3*, а также бизнес-отель «Виктория», где по завершении ознакомительного тура обсудили, как увеличивать экспорт туристических услуг.

«Туризм – это направление, которому предписано, и административно в том числе, развиваться очень высокими темпами. Если сегодня другие отрасли экономики добавляют 5–7%, это считается высокий темп, то применительно к туризму эта цифра увеличена в несколько раз: к 2015 году экспорт услуг должен увеличиться в 3,5 раза, а это значит, что ежегодно минимум на треть надо прибавлять, а 7% и 30% – большая разница», – отметил заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга, обращаясь к участникам семинара. Более того, плановые показатели туризма закреплены сразу в 4 правительственных программах. И если в начале года экспорт в туризме составлял 143% по отношению к показателям аналогичного периода 2010 года, то к концу текущего года рост составил чуть более 110% – при плане 120%.

Заметно улучшить статистику экспорта туристических услуг могли бы гостиницы: по данным директора Департамента по туризму Вадима Кармазина, до 35% услуг гостиниц не включено в общую туристическую статистику, а по Минску этот показатель достигает 76%. Тем временем за 10 месяцев 2011 года в общем объеме экспорта услуг города гостиничные услуги составили 33,5 миллиона долларов США, или 52,5%. При этом темпы роста составили 105,9%.

Большинство гостиниц Минска находится в коммунальной собственности. Всего государство владеет в Беларуси 209 из 356 гостиниц. Загрузка минских отелей приближается к 65%, по стране в среднем этот показатель составляет примерно 50%. Для сравнения: в ноябре 2011 года в Crowne Plaza загружено 70% мест, в гостинице «Спутник» – почти 95%, «Виктория» – 61%.

В прошлом году столичные гостиницы приняли и обслужили 1,6 миллиона постояльцев, 505 тысяч из которых – иностранцы. К слову, в 2010 году только иностранные гости принесли гостиницам более 200 миллиардов рублей, что составляет 61% выручки.

В данный момент в Минске действует 27 гостиниц с более чем 3 тысячами номеров, которые единовременно могут принять около 5300 постояльцев. Согласно данным, которые во время семинара озвучил начальник управления бытового и гостиничного обслуживания Минского горисполкома Владимир Черноокий, в столице насчитывается всего 4 гостиничных номера на 1000 жителей, в то время как в Санкт-Петербурге – чуть больше 6 номеров, в Праге – 12,5, Париже – 18, Вене – 26, Амстердаме – 35 номеров. В среднем в Европе на 1000 жителей приходится 7 гостиничных номеров, хотя, по европейским стандартам, комфортным считается показатель 10-12 номеров.

Между тем острая нехватка гостиниц – только часть проблемы. Как отметила начальник отдела планирования и организации туристической деятельности Департамента по туризму МСиТ Любовь Максимова, одна из проблем заключается в том, что белорусские гостиницы часто не соблюдают соотношение цены и качества, отчего стоимость гостиничных услуг в Беларуси минимум в два раза выше, чем в странах-соседях. К примеру, средняя цена номера в гостинице уровня 3* в Беларуси стоит 40–55 евро в сутки, в странах соседях – 25–40 евро, уровня 4* – 136 и 50–70 евро соответственно. Неудивительно, что туристы предпочитают частные апартаменты, и гибкая ценовая политика помогла бы отелям конкурировать со съемными квартирами, которые чиновники всерьез планируют использовать для размещения гостей чемпионата. По данным Министерства по налогами и сборам, которые привел Владимир Черноокий, в данный момент в Минске на краткосрочной основе сдается 546 квартир, на долгосрочной – 37 850, и, по словам чиновника, владельцам таких квартир предложат принимать гостей чемпионата.

Дело в том, что, согласно Генеральному плану развития Минска, к 2015 году количество номеров полностью будет соответствовать европейскому стандарту и составит 10 номеров на 1000 минчан, как раз с учетом 16 гостиниц, которые появятся к чемпионату, в том числе благодаря частному капиталу Ирана, Кипра, Омана, России и Турции. Однако строительство новых гостиниц, рассчитанных на 4783 места, все равно не решит проблему, поскольку, чтобы принять участников и гостей Чемпионата мира по хоккею, необходимо в пять раз больше мест. По подсчетам Минского облисполкома, во время чемпионата столицу посетит около 25 тысяч гостей. Поэтому, как рассказал Владимир Черноокий, в данный момент, кроме гостиниц и частных квартир, эксперты горисполкома рассматривают в качестве средств размещения действующие общежития вузов и еще строящиеся объекты студенческой деревни, а также дома отдыха и санатории, которые находятся на расстоянии 30 км от Минска. «Главная проблема – свести все помещения, которые у нас будут, в единую систему бронирования», – заключил Владимир Черноокий.

Еще одна проблема заключается в том, что большинство гостиниц Беларуси было построено в 1960-1970-е годы, и даже после реконструкции номерного фонда средства размещения зачастую не отвечают стандартам. Всего в Беларуси официально подтвердило «звездный статус» только 43 гостиницы. Директор гостиницы «Спутник», получившей сертификат еще в 2008 году, Эльвира Стурлис отмечает: сразу же после того, как было получено 3 «звезды», количество иностранных гостей увеличилось с 30 до 42%, а в 2011 году количество постояльцев из-за границы составило более 70%. Кроме реконструкции гостиницы, после которой 80 номеров «третьего класса», то есть с удобствами на этаже, превратились в 24 номера king size класса «бизнес», руководство «Спутника» постоянно расширяет перечень услуг для постояльцев, будь то услуги швеи или организация экскурсионного обслуживания.

Так или иначе, туристические услуги предлагают все гостиницы: оказывают визовую поддержку, бронируют билеты на самолет или поезд, а некоторые открывают полноценные туристические отделы и занимаются организацией экскурсий не только для своих постояльцев. К примеру, туристический отдел не так давно появился в гостинице «Турист» в Бобруйске. По словам ведущего специалиста по туризму гостиницы «Турист» Татьяны Съяновой, в ноябре 2011 года выручка от туристических услуг составила 32 миллиона рублей. В столичной гостинице есть даже собственное одноименное туристическое агентство «Виктория Тур». Любопытно, что в самом отеле чаще всего останавливаются бизнесмены, а количество туристов сократилось с 35-40 до 25%. Как рассказала директор гостиницы «Виктория» Надежда Ширей, судя по данным опросов, которые ежеквартально проводят среди постояльцев, только 9% гостей выбирают отель благодаря туристическому агентству.

Между тем, по мнению начальника отдела компании «АлатанТур» Дениса Романюка, сотрудничество операторов и гостиниц может быть взаимовыгодным, поскольку фирмы обеспечивают дополнительную загрузку, особенно в «низкий» сезон: «Туроператоров много, гостиниц не так много, если собрать всех туристов, которых дают туроператоры, то в принципе картина получается не очень и печальная, но как привлечь в данном случае оператора?» Ответ на поверхности – с помощью скидок. И если в Минске, как отметил эксперт, гостиницы делают сидки в период невысокого спроса, то региональные гостиницы никаких специальных предложений, как правило, не делают и держат цены на одном уровне в течение всего года. Более того, неоднократно зарубежные компании, которые планировали провести деловое мероприятие за пределами своей страны и вполне могли бы выбрать Беларусь, но из-за слишком высоких цен на проживание отказывались в пользу Литвы, Польши, Хорватии и Черногории, где в низкий сезон гостиницы можно снимать по низким же ценам. «Это большой кусок деловых туристов», – считает Денис Романюк. Представители региональных гостиниц в свою очередь отмечают, что в регионах проживание обходится в 8-10 раз дешевле, чем в столице. С другой стороны, невысокая загрузка могла бы подтолкнуть гостиницы в «объятия» туроператоров. К примеру, гостинца «Турист», которая появилась в Бобруйске благодаря тому, что в 2006 году город принимал «Дожинки», в среднем загружена на 47%, однако с проблемами помогает справляться собственный туристический отдел, и сотрудничать со сторонними организациями вроде бы и не нужно.

После проведения чемпионата, когда количество гостиничных мест увеличится в 2,5 раза, конкуренция в гостиничной сфере Беларуси возрастет, и о том, как загружать номерной фонд, думать нужно уже сегодня. «Мы даем готового клиента – с ним ничего не надо делать, – резюмирует Денис Романюк. – Уже сейчас нужно задумываться о сотрудничестве с туристическими компаниями, которые совсем скоро будут выбирать, в какие гостиницы селить своих туристов в Минске».

https://www.traditionrolex.com/8