https://www.traditionrolex.com/8
<p>По мнению любителей традиционной белорусской музыки, символом нашей страны вполне может стать волынка, или дуда</p>

Ни для кого не секрет, что свой бренд должен быть у каждой страны, нечто, с чем определенная точка на карте ассоциировалась бы всегда и безусловно. Скажем, Египет – это пирамиды, Испания – коррида, Франция – духи. В последнее время ведутся мучительные поиски символа Беларуси. Первое, что приходит на ум, – зубры да «бульба». Но как-то все это… Не слишком запоминается, мягко говоря…  

И вот, появилась альтернатива. По мнению любителей традиционной белорусской музыки, символом нашей страны вполне может стать волынка, или дуда.

Научная конференция, посвященная этому уникальному инструменту, состоялась в музейном комплексе «Дудутки» в рамках проекта "Тыдзень дударскай музыкі ў Беларусі", поддержанного Программой малых грантов Посольства США в Беларуси и этноисторическим центром "Явар".

– Дуда известна на землях Беларуси начиная с XV века, – рассказывает Змитер Сосновский, лидер группы «Стары Ольса» и великолепный музыкант, владеющий игрой на волынке в совершенстве. – Без дуды не обходился ни один праздник, ни одно событие. Изображения волынок мы встречаем в различных старинных документах, в летописях, даже на фресках в храмах.

Змитер Сосновский

Чем хороша дуда?

На конференции прозвучало множество любопытных докладов, объединенных одной темой – белорусская дуда и все, что с ней связано.

Так, Анна Нестерова рассказала об уникальной народности сорбов, которая живет в Германии. Люди эти до сих пор играют на инструменте, очень похожем на белорусскую старинную дуду. Как и когда она попала в Германию и каким образом обрела такую популярность у местных жителей, можно только догадываться. Но факт остается фактом.

Интересно, что и немецкие традиционные инструменты тоже были хорошо известны на белорусских землях в XVI – XVIII столетиях. Например, знаменитый дудэльзак нередко использовали наши музыканты, о чем сохранилось немало упоминаний. Впрочем, дудэльзак, который начали возрождать в Германии в конце прошлого века, уже имеет немало отличий от того, что бытовал на землях Беларуси. Как отметили участники конференции, в нем уже чувствуется влияние шотландской волынки.

Музыкант из немецкой группы Фиделиус

Сакральное значение дуды и дударя стало одной из центральных тем  конференции.

– Вообще наши предки относились к человеку, играющему на волынке, как к посланнику иного мира, - задумчиво говорит Змитер Сосновский. – И если вы обратите внимание на наши традиционные сказки, то увидите, что там чаще всего зло побеждает музыкант, дударь. А в сказках других народов мира чаще в роли победителя выступает рыцарь.

Интересно, что к дуде, которая звучала во время обрядов (например, при рождении человека, на свадьбе, на похоронах), было совершенно особое отношение. Этот инструмент никогда не использовали для игры в корчме. И наоборот, та дуда, которая веселила людей «по кабакам», к ритуальным действиям «не допускалась».  

– Дуда – это инструмент, который был широко распространен на территории Беларуси и выражал сам дух литвина (а наши предки были именно литвинами), его характер, – объясняет Змитер Сосновский. – И, несмотря на это, дуда в наше время все еще мало изучена, и мы постоянно открываем для себя что-то новое. Скажем, любопытный факт: в некоторых источниках описывается, что, когда был убит Лжедмитрий I, ему на грудь бросили «польскую волынку» (то есть дуду) со словами: «Мы тебя тешили, теперь ты нас потешь». Отсюда можно сделать вывод, что дуда была своеобразным символом власти Лжедмитрия I. Собственно, на этом событии свой доклад построил Евгений Барышников.

два дударя

 Денис Шматко сравнил между собой дуду и еще один старинный инструмент – гусли. Оказывается, по всем канонам они считаются противоположными, полярными. Мощный голос волынки подталкивает к активному действию, к движению, сметающему все преграды. Гусли же, напротив, настраивают на мирный лад, успокаивают. Есть даже старинная белорусская поговорка: «Як дуда зараўла, усiх з розуму звяла, а як гуселькi зайгралi – усiх на розум настаўлялi».

Казалось бы, совместить эти две стихии в одной мелодии невозможно. Но, как известно, минус на минус дает плюс. И в заключение своего выступления Денис Шматко и музыкант из группы «Тутэйшыя» продемонстрировали, как здорово могут звучать вместе две противоположности.

Как волынкой можно «зацепить» туристов?

Белорусская дуда несет в себе сильную энергетику. И доказательство тому – «Дударскі фэст», фестиваль, который с каждым годом собирает все больше и больше поклонников, в том числе и гостей из-за рубежа. Скажем, в этом году на «Дударскі фэст» приехали музыканты не только со всей Беларуси, но и из Швеции и Германии.

Дудари из группы Ирдорат на фестивале в Новогрудке

Вырос не только фестиваль, но и репертуар музыкантов. И, если раньше в нем были в основном традиционные старинные мелодии, то сейчас дудари могут лихо завернуть тему из творчества, например, современных рок-звезд или выдать необычную «джазовую» импровизацию, или сразить всех наповал компиляцией голоса волынки и современных техно-мотивов...

– С каждым годом у дуды все больше поклонников. И поэтому я считаю, что она вполне могла бы стать символом нашей страны. Во всяком случае я глубоко убежден, что именно дуда должна быть нашим национальным инструментом, а не спокойные, умиротворенные цимбалы. И возможно, если так оно и произойдет, мы наконец избавимся от нашей знаменитой «памяркоўнасцi» и начнем активно созидать свою жизнь, – сказал Змитер Сосновский на прощанье.  

Мысленно я с ним согласилась. В конце концов мы не только то, что мы едим, но и то, что мы читаем, смотрим, слушаем…

https://www.traditionrolex.com/8