https://www.traditionrolex.com/8
<p>«Столица  северная, фестивальная, туристическая?» – этому вопросу были  посвящены  поиски и размышления экскурсоводов, музейных сотрудников,  руководителей  турфирм на традиционной встрече в «Духовском круглике».  Насколько  привлекателен Витебск и область для туристов? И умеем ли мы  преподносить  зарубежным гостям местные достопримечательности как  качественный  туристический продукт?</p>

Как сообщает «Вiцебскi рабочы»:

«Столица северная, фестивальная, туристическая?» – этому вопросу были посвящены поиски и размышления экскурсоводов, музейных сотрудников, руководителей турфирм на традиционной встрече в «Духовском круглике». Насколько привлекателен Витебск и область для туристов? И умеем ли мы преподносить зарубежным гостям местные достопримечательности как качественный туристический продукт?

По данным управления физической культуры, спорта и туризма Витебского обл­исполкома, за 2010 год приток иностранных туристов составил 13 546 человек. И это неплохой рост по сравнению с 2009-м, когда заезжих гостей было только 7,1 тысячи.

Расширяют возможности региона новые международные проекты, разработанные совместно с партнерами из ближнего зарубежья и уже получившие одобрение Совета Министров Республики Беларусь. В их числе – «Бела-Двина-2» – проект, направленный на развитие турбизнеса в приграничных районах. С одной стороны здесь выступает Латгальский регион планирования, с другой – Полоцкий горисполком, Браславский, Верхнедвинский, Миорский и Россонский райисполкомы. На его реализацию будет выделено 500 тысяч евро. Стартует проект «Поощрение туризма по обеим сторонам границы Литвы и Беларуси, увеличивая доступность и привлекательность культурно-исторического наследия в Рокиш­ском и Поставском районах», продолжат работу «Даугавпилс и Витебск: культурное сотрудничество и развитие», «Сохранение и продвижение культурно-исторического наследия Резекненского и Браславского районов», а также «Улучшение социально-культурных связей между Зарасаем, Даугавпилсом и Браславским приграничным регионами путем привлечения молодых людей и создания более активного местного партнерства».

Это сотрудничество дает возможность создавать трансграничные маршруты – чаще всего водные (спуск по рекам на байдарках) и велосипедные. Они длятся 1–3 дня и могут проходить на территории Беларуси, Литвы, Латвии. Преимущество таких путешествий в том, что при пересечении границы не требуется виза, вместо этого необходимо заверить список участников в местном райисполкоме. Так, минувшим летом в Чашниках трансграничный маршрут на велосипедах опробовало около 90 человек, и уже собирается команда на следующий год. Стоит сказать, что поучаствовать в подобных мероприятиях может любой желающий.

Кроме всего прочего, в каждом районе со временем должен появиться свой туристический бренд, который сможет привлечь в регион и соотечественников, и иностранцев. Но чтобы потенциальные клиенты знали об имеющихся туристических услугах и новинках, их необходимо рекламировать. Пока в области работает только 13 туристско-информационных центров, специалисты которых дадут полную раскладку туров и маршрутов, а также оформят бронь на любой из них. В планах – открытие подобных объектов при каждом отделе ФКСиТ горрайисполкомов.

В ходе общения экскурсоводами также были подняты наболевшие вопросы, в их числе – отсутствие указателей, туалетов, остановочных пунктов для туристических автобусов поблизости от главных достопримечательностей города. Кажется, все это бытовые мелочи, но большинство туристов предпочитают путешествие с комфортом.

Как сообщила главный специалист сектора по туризму и оздоровлению населения управления физической культуры, спорта и туризма Витебского облисполкома Светлана Астанина, данный вопрос уже рассматривается на уровне Министерства спорта и туризма и Совета Министров Республики Беларусь.

Кроме того, в приграничных районах появится 13 щитов с информацией о расположении агроэкоусадеб, охотничьих домиков, ресторанов и других объектов, способных заинтересовать туристов. Прорабатываются и другие вопросы, чтобы путешествие и отдых на Витебщине были на должном уровне.   

Также было отмечено, что тексты экскурсий морально устарели: в них имеются некоторые расхождения и неточности. Гиды вынуждены пользоваться еще советскими наработками. Чтобы решить данную проблему, управление физической культуры, спорта и туризма Витебского облисполкома начало сотрудничать с ВГУ им. П.М. Машерова. В настоящее время партнеры разрабатывают программу совместных действий и уже со следующего года планируют организовать семинары и курсы повышения квалификации для работников сферы туризма.  

Не секрет, что туристы желают оставить на память о пребывании в северной столице не только воспоминания, но и сувениры. На ярмарках-выставках, в небольших магазинчиках и универмагах, художественных мастерских можно найти массу творений местных умельцев или товаров с символикой «Славянского базара». Для районных домов ремесел принято постановление об изготовлении и продаже сувенирной продукции. Но все же для Европы Витебск – это в первую очередь родина Марка Шагала. И здесь возникают некоторые трудности. Загвоздка в том, что нельзя использовать репродукции картин именитого художника. Вернее можно, но только с разрешения его потомков и удержанием соответствующего процента. Со всеми этими «вычетами» изготовление таких сувениров будет просто нерентабельным. Есть, конечно, магнитики, всяческие календари и открытки со знакомыми шагаловскими сюжетами, но они все же далеки от оригинала.    

А вот по Дому-музею Марка Шагала разработан целый инвестиционный проект, предусматривающий расширение территории на ул. Покровской  и создание кафе, туристско-информационного центра, объекта санитарно-гигиенической инфраструктуры. К слову, место под ресторан уже выкуплено. И в будущем на базе музея появится целый туристический комплекс или квартал. Это позволит одновременно принимать несколько экскурсионных групп (особенно летом, когда наблюдается наплыв иностранных посетителей). Данные преобразования предполагается завершить до 2015 года.

Наталья Рыжкова

https://www.traditionrolex.com/8