https://www.traditionrolex.com/8
<p>На вопросы читателей «Вечернего Могилева» отвечает директор Могилевского государственного профессионального  агролесотехнического колледжа Георгий Николаевич  Малиновский</p>

Вопросы, собранные от граждан в ходе «Горячей линии» газеты «Вечерний Могилев» для директора Могилевского государственного профессионального  агролесотехнического колледжа Георгия Николаевича  МАЛИНОВСКОГО, отличались обильностью и разнообразием.

Я, во-первых, сделала вывод, что зоосад наш любим и популярен среди населения. А во-вторых, поняла, что у колледжа довольно-таки большая слава. Активный, предприимчивый и подвижный, как ртуть, Георгий Николаевич в процессе ответов на вопросы читателей многократно их хвалил за хорошие идеи и с огромной любовью говорил как о своем колледже и его воспитанниках, так и о братьях наших меньших. Впрочем, все по порядку.

— Какое отношение колледж имеет к зоосаду? (Андрей, Могилев)

— Такое, что зоосад является учебной лабораторией колледжа. Мы ведь выпускаем в большую жизнь высокопрофессиональных лесников, егерей. Они у нас учатся не по книжке и компьютеру, а на живых примерах. В Республике Беларусь егерей готовим только мы, лесников — мы и борисовское учебное заведение. Могу сказать, поездив по миру и «исколесив» интернет: в мире нет учебного заведения, подобного нашему, где бы имелась «живая» лаборатория в 120 га. Я видел в Бельгии что-то подобное, но в очень скромных размерах. У нас же угодья в полном смысле слова.

Как учебную лабораторию это место в Буйничах я видел давно. Здесь ландшафт, каньоны, чисто голливудская картинка. О том, что пришлось вывезти отсюда 500 «КамАЗов» мусора, как бы умолчим. Так вот, моя идея нашла развитие и поддержку у тогдашнего губернатора Михаила Васильевича ДРАЖИНА, потом у Бориса Васильевича БАТУРЫ. Я хотел лабораторию, он – место, которое бы полюбилось всем могилевчанам, где можно познать природу, получить от этого радость. Таким образом возник зоосад в 120 га, который будет разрастаться в самое ближайшее время. И этому серьезное внимание уделяет нынешний губернатор Петр Михайлович РУДНИК. Несмотря на сложное время, Петр Михайлович поддерживает все наши начинания.

header_img

— Зачем в зоосаде двойной забор, боитесь, что кроликов станут красть? (Ирина)

— У нас двойной высокий забор потому, что олень пятнистый, к примеру, без разгона легко берет высоту в три метра. И только вы его и видели…
У нас вольеры. Терпеть не могу слова «клетки». Не хотелось бы, чтобы у людей возникало чувство сожаления, глядя на животных. Мы и кормить хищников стараемся не на глазах посетителей…
Наш зубр и олень должны чувствовать себя вольготно! Наши животные сытые и счастливые. Вот вы видели благородного оленя Гриньку?  (Здоровый самец, который в период «любовного томления» выводит такие рулады, что на километр слышно. — Авт.). Мы его за глаза величаем Ален Делон. Он поразительный красавец, это признают все эксперты. Так вот, его нашли жалкого, худого, умирающего близ деревни одного из районов области. Мы его выходили, вырастили, откормили. Теперь вот какой стал, и голос в августе-сентябре, когда у них период влечения, действительно мощный.
В общем, кругом вольеры и одновременно зона интенсивного посещения. Так что заборы — это еще безопасность посетителей.

– Сколько зарабатывает егерь? (Николай, Быхов)

— На Западе егерь и лесник — самые уважаемые люди. Эти профессии с высокой корпоративной этикой, традициями, у них своя форма, гимн и все такое. Про зарплату. В системе егерского дела зарплата разная. В стандартных угодьях примерно полтора миллиона. У тех, кто работает с иностранными туристами-охотниками, зарплата может быть и пять миллионов. Вообще сейчас в Беларуси эта отрасль получает большое развитие.
У агролесотехнического колледжа есть свои охотничьи угодья по правой стороне Бобруйского шоссе. Так это пример, когда при правильном уходе можно поразительно увеличить количество зверья. Мы охраняем и чистим лес, кормим диких животных. Хотя, признаться откровенно, я жалею давать разрешения на отстрел. Сам я охотник в прошлом. Но вот уже пятнадцать лет не могу выстрелить из ружья в животное. Хочу, чтоб люди ходили по этим тропам, видели следы животных, любовались ими издалека. Питали свое сознание и душу природой. В этом смысле красота действительно спасет мир. Дай Бог, и собак бездомных жалеть начнем…

— Чему учат вальщика леса? (Анфиса, Могилев)

— Интересно, зачем это вам, девушке?... Вальщик – это сложная технологически, опасная для жизни профессия. Играет роль направление ветра, подбор деревьев, другие параметры. Хотя надо уточнить, что вальщик леса в рамках нашего учебного заведения — это все-таки умирающая профессия. Эту работу должна теперь выполнять специальная техника, работающая по принципу манипулятора. Колледж готов перейти на обучение операторов по обслуживанию таких машин, у нас есть учебный план, частично оборудование, тренажеры, но самих этих «штук» — многооперационной техники, харвестеров и форвардеров, нет. Между тем мы готовы первыми в Беларуси начать готовить таких специалистов по новым технологиям  проведения промежуточных и несплошных рубок леса с помощью прогрессивной лесной техники.

— Могут ли учащиеся колледжа вспахать огород простому человеку за деньги в качестве платных услуг? (Руфина Павловна, Могилев)

— Мы не используем детский труд, чтобы таким образом зарабатывать. Вот ветерану помочь, одинокому старику — это пожалуйста. На платной основе мы можем распахать трактором. Мы же механизаторов готовим, у нас все для этого есть.

— Сколько мяса в день ест тигр в нашем зоосаде? (Светлана, Могилев)

— Словосочетание «в нашем» меня очень греет… Тигр ест 9 кг говядины в день плюс яйцо, сметана, иногда зелень. Ест один раз в день. Собираемся приобрести ему пару. Вместе они жить не смогут, таковы особенности поведения тигров в природе. А вот «расширить» апартаменты и сделать как бы два «подъезда» для тигра Артема и его подружки планируем.

— Почему в зоосаде не проводят ночные экскурсии? (Тамара Петровна, Могилев)

— По большому счету, чтобы не беспокоить животных. Это все-таки грандиозное освещение надо включать. Оно у нас есть, и возможности проводить ночное сафари имеются. (Хотя в скобках замечу, что у нас и дневное могилевское сафари хоть куда. Можно увидеть зубров и ланей, как они играют и отдыхают, а во время африканского сафари три дня, бывает, никого не увидишь).  Ночная экскурсия действительно интересна, но на массовые рельсы, я думаю, это ставить не следует. По индивидуальному заказу изредка можем провести и ночную экскурсию. Мы и на северных оленях катаем только зимой, в рождественские праздники... Почему не круглогодично? Жалко оленей. Они холод любят, у них есть громадный подземный бункер, так они там в теплое время года обычно отдыхают. А  у них все, кроме морозной зимы, – теплое время.

— На каком топливе работает паровоз в зоосаде? (Игорь Дмитриевич, Могилев)

— Дизельное топливо используется. 75 лошадиных сил. Мечтаем о зимних теплых вагонах, и вообще вагонов хотелось бы побольше.

— Кто назвал электронную газету учебного заведения «Три сосны, ларек и трактор»? Чем навеяно? (Александра Ивановна, педагог, Могилев)

— Все просто. Три сосны — это ассоциация с лесниками. Ларек — это продавцы, мы готовим продавцов. Трактор — механизаторы.  Был конкурс. По результатам конкурса было выбрано такое название. Выбирали сами дети, работники не участвовали.

— Говорят, в некоторых колледжах компьютерная база лучше, чем в иных университетах. Как у вас с этим делом? (Антон)

— Что сказать, Антоша? У нас в библиотеке интернет — 21 рабочее место. В планах — организация дополнительно еще сорока мест. У нас шесть кабинетов информатики, из них два – подарок от лесного хозяйства — навороченные. Интерактивные доски, все такое. Хотя прогресс так быстро развивается, что мне хочется все новее и все больше для колледжа. Как задача — хочу компьютеризовать все кабинеты, все-таки процесс познания ускоряется в разы с применением техники. В далеких целях, хотя несбыточными я их не считаю, хочу каждому учащемуся выдавать планшет.

— Так было задумано, чтобы у нас были звери, которые живут в белорусской полосе? Почему нет, например, носорога? Есть ли в  планах сделать гигантский аквариум или террариум? (Галина Леонидовна)

— Первоначально хотели здесь размещать только животных,  обитающих в Беларуси. В сущности, из тех, кого мы сегодня имеем в зоосаде, уссурийский тигр не живет в нашей полосе. Страусы еще… Но цели заселять зоосад только белорусскими животными уже нет. Например, мы собираемся разместить здесь верблюдов. Они хорошо переносят морозы, не будут у нас страдать. Обезьян, львов держать тут не позволю. Они не смогут  жить по объективным причинам, а издеваться над животными не позволю. Я когда зубра продаю или кабана-красавца, у меня главный вопрос: не сколько, а для чего? Был тут один оборотистый господин, хотел на шашлык кабана купить нашего. Так я его в шею…
Аквариум будет. Собираемся открыть музей рыб, обитающих в РБ. Будет три зала, 58 аквариумов разной величины. Первый зал — рыбы Беларуси, второй — история охотничьего оружия, третий — зал трофеев из личных коллекций в том числе.

— Скажите честно, зоосад приносит прибыль? (Павел Павлович)

— Начну с того, что ни один зоопарк мира не приносит прибыли, но они содержатся, так как это в том числе имиджевый национальный проект. Мы же зарабатываем, прибыль есть. Но исключительно за счет того, что в штате менее двух десятков человек, а ухаживают за деревьями, животными в основном учащиеся колледжа в качестве производственной практики.

— Был в Берлинском зоопарке. Там разрешают некоторых животных брать на руки, гладить. Кроликов, к примеру. Или обезьян маленьких. Заборов как таковых нет. Они завуалированы. А у нас как-то все по принципу «детки в клетке»… (Сергей Якимков, Могилев)

— Мы тоже хотели поначалу контактный вольер сделать. Чтоб кроликов на руки, птичек. Чтоб козлик рядом. Но ментальность наша и дисциплинированность не берлинские. Уважения к порядку и животным маловато. В общем, мы поставили забор. С другой стороны, по Минскому зоопарку ходят аисты,  и думаю, иные посетители по-настоящему опасны для аистов и их здоровья.

— Поступают ли на сельские специальности дети из областного центра? (Татьяна, Могилев)

— По торговле и лесу — да, по механизации — да. Вообще техник-механик нужен везде.  К примеру, в гражданском и промышленном строительстве. У нас трехуровневая подготовка. Есть возможность поступить в техникум или на третий курс Горецкой академии.

— Скажите, как вы находите людей, которые спонсируют пропитание животных? Что это за люди? Например, на клетке тигра висит, что его спонсор такой-то человек из Минска. Он как вообще появился в качестве спонсора? (Ангелина Дмитриевна)

— Был такой период, когда не хватало денег на строительство. Нам помогали все предприятия Могилева. Мы открыли благотворительный счет. Правда, эффекта не было. Но мы до сих пор будем рады, если кто-то лично или предприятие-организация захотят взять патронат над каким-нибудь нашим животным. Тигра у нас кормит председатель правления ОАО «Приорбанк»  Сергей Александрович Костюченко. Сам на нас вышел, выбрал тигра по причине, вероятно, силы, красоты, независимости этого животного. Деньги, которые нам на тигра выделяет банк, мы тратим только на тигра. Это целевые деньги.

— Спрашиваю вас как специалиста. Можно ли разводить норку в домашних условиях? Жена клянчит шубу. А купить нереально. Живем  в Боровке. Увлекаюсь сельским хозяйством, выращивал нутрий, кроликов. Неужели норка чем-то отличается? (Иван Андреевич)

— Не такой уж я специалист. Норка — дикое животное. Чтоб ее содержать в хозяйстве, надо разрешение. Шуба того не стоит, чтоб растить этого пластичного любопытного зверька, а потом его забить. Обратитесь в зверохозяйство, купите там себе шкурки, это, мне кажется, более оптимальный вариант.

— Наверное,  не по вашему адресу вопрос. Вот мы растим лесников, они вроде как должны умножать и беречь лесной фонд. А мебель у нас продается только из сосны, не самого, на мой взгляд, лучшего дерева. Почему у нас не выращивают массово другие породы для мебельного производства? (Татьяна Петровна, Могилев)

— Вся мебельная технология в стране традиционно построена на сосне. Хорошо сосна у нас растет. Есть дуб. Но это очень дорогая мебель. Красное дерево не районировано в Беларуси. Но по спецзаказу сейчас можно получить что угодно.

— Собираются ли в колледже открывать новые специальности? Могу вам предложить как идею специальности «создатель ландшафтных панорам» (очень нашей области не хватает такого дизайна, на мой взгляд) или «профессиональный помощник по уходу за животными» (такой сплав зоотехника, ветеринара и собаче-кошачьего парикмахера. У нас, может, такие специалисты не надо, а вот в Москве нарасхват!). (Людмила Павлова)

— Я 25 лет директором и менял направление обучения не раз. Было время, когда училищем в Буйничах пугали, мол, не будешь учиться, тебя только в Буйничи возьмут. Теперь совсем другое время. На лесников и егерей учиться приезжают из России даже. Про новые специальности рассказать? Про оператора харвестеров и форвардеров я уже сказал. Хотим готовить «ландшафтников», спасибо вам за совет. Уже есть для этого практическая база. 
Про сплав зоотехника и собачьего парикмахера: скажу, что лет восемь назад мы это пробовали, но не вышло, не пошел народ на такую специальность. Но я вас благодарю, может, пришло время повторить попытку. В Европе есть двухдневные курсы по такому профилю, говорят, что пользуются бешеной популярностью. Может, и у нас будут. Хотя про культуру содержания животных и ответственность хозяев у нас можно много чего сказать. И не всегда положительное. А ведь спрос на таких специалистов – это вопрос ответственности хозяев домашних животных.
Собираемся выпускать экскурсоводов и горничных.

— Неплохо было бы создать ветлечебницу на базе зоосада и с помощью ваших учащихся. Сами мы проживаем на станции Буйничи, домашнее животное везти в город к ветеринару очень далеко, неудобно и накладно. (Светлана Алексеевна)
— Почему бы на базе колледжа и зоосада не создать приют для бездомных животных? Учащиеся могли бы ухаживать за этими  несчастными, лечить их, стерилизовать, а люди, посещающие приют, и подкармливали бы животных, и себе бы разбирали по домам…(Лилия Николаевна, Могилев).

— Если я еду, и на дорогу выходит бездомная собака, я движение способен перекрыть. Какое количество бездомных собак и кошек — уму непостижимо… У меня дома три собаки. Две — дворняги с улицы. Одного щенком нашел под елкой в жесточайшие морозы. Стал жить щенок при колледже. Кормили-лечили его, будку построили. Через пару дней он стал плакать, когда я уезжал домой. Я его взял. Щенок превратился в громадную деликатную собаку Грету. Умная — жуть, только авторучкой писать не может.
Вторая дворняга Лешка — хромой от природы, тоже подобранный с улицы. Пусть хромой. Но я им горжусь, он настоящий друг.
В общем, я про то, что за идею приюта я горой. Но рядом с зоосадом это нельзя делать. Нельзя собак и котов туда, где дикие животные. Но приют я готов сделать, знаю, где он будет, только дайте деньги на его организацию.
А вот по ветеринарии дельное предложение. И в скором будущем мы такие услуги будем оказывать. В газете дополнительно появится объявление о времени начала приема животных ветеринаром.

Записала Ирина САФРОНОВА

https://www.traditionrolex.com/8