https://www.traditionrolex.com/8
<p>2011 год был в целом достаточно драматичным и нервным. Но в то же время – интересным, симптоматичным и полным саркастического подтекста всего происходящего. Впрочем, постараемся неизбежный пессимизм от всего происходившего разбавить осторожным оптимизмом, благодаря которому можно проводить уходящий год с легкой усмешкой</p>

2011 год был в целом достаточно драматичным и нервным. Но в то же время – интересным, симптоматичным и полным саркастического подтекста всего происходящего. Впрочем, постараемся неизбежный пессимизм от всего происходившего разбавить осторожным оптимизмом, благодаря которому можно проводить уходящий год с легкой усмешкой.

Сразу заметим, что в белорусском въездном туризме в минувшем году абсолютно ничего не изменилось. Как туристическое направление мы интересны только массовому туристу из России. Поэтому россияне как ехали, так и едут. Все остальные – как почти не ехали, так почти и не едут. Национальным агентством по туризму предпринимаются точечные усилия для раскрутки нашей страны на соседних западных рынках, но две наши основные «фишки» – охота и санатории – имеют все-таки специфику и ограниченный резерв. По своей туристической инфраструктуре и стилю мы не похожи ни на одну европейскую страну. Что-то строится, что-то реконструируется, но общая картина так и остается мозаичной. На что мы ориентируемся, на какую модель туризма, – неизвестно. Видимо, «свой путь».

А вот профессионалам, работающим на выездной туризм, год запомнится прежде всего шоком, который они испытали ввиду отсутствия валюты для оплаты отелей зарубежным партнерам и конвертации тех сотен миллионов рублей, которые уже были приняты от граждан за оплату путевок. Странное, согласитесь, для страны обстоятельство – выяснилось, что белорусский рубль стоит так дешево, что сам Нацбанк мыкается, определяя его реальный вес. А доллары-евро (и даже российские рубли и гривны) в обменниках отсутствуют. Это продолжалось всю весну и половину лета – ровно столько, сколько нужно, чтобы испортить и так далеко не благодушный бизнес-климат в туризме и придушить туристический сезон. Складывалось впечатление, что с определением более-менее реального курса «марудзілі» не только в опасении социального взрыва, но и для того, чтобы не пустить граждан за границу. Пока народ хапал машины, валюты почему-то хватало. А в период весна-лето, когда определенный класс белорусских граждан только и думает, что об отдыхе за границей, долларов не стало! Тем же шоком запомнится уходящий год и потребителям туруслуг, которые метались по знакомым и «чэргам» в обменниках в поисках «нормальных денег».

Но… итоговый почти трехразовый обвал рубля и очевидное небескорыстное намерение России по-прежнему быть нашим донором вернули валюту в обменники. Как результат – с середины июля турфирмы стали так-сяк продавать путевки в любимые нашими гражданами Турцию, Грецию, Черногорию. Многим фирмам пришлось очень тяжело, возможно, половина второразрядных компаний так или иначе к концу сезона ушла с рынка (после отмены лицензирования – их невозможно подсчитать), но апокалипсиса не случилось. И не случится. И вот почему.

Кто путешествует и в России, и у нас? Средний класс и элита. Не будем, конечно, сбрасывать со счетов, что в России полно «простых» работяг-нефтяников, но что касается  Беларуси, то жители агрогородков, рабочие с МАЗа, и даже служащие, учителя и врачи, живущие только на государственную зарплату, по своему благосостоянию до путешествий за границу явно недотянули и уже, вероятно, недотянут.

В то же время Европа до последнего года (когда она, подведя надежды развивающихся стран, дико запуталась в своих ценностях) могла предложить путешествия и простому люду. Лет 10 наш средний класс, по сути, делил болгарские отели с бельгийскими и немецкими рабочими.

Этот год показал, что белорусский средний класс и элита, во-первых, достаточно малочисленны, чтобы влиять на обстановку или чтобы с ними надо было считаться, а во-вторых, в большинстве своем не имеют четких идеалов, кроме потребительских. А одной из вершин потребления являются именно путешествия. Несколько решающих для сезона месяцев средний класс Беларуси пребывал в кислом состоянии. Но достаточно было вернуть валюту в обменники, чтобы люди, которые хотят выезжать за границу и вести прежний образ жизни, приободрились.

Пока непонятно, что точно в денежном эквиваленте произошло и продолжает происходить с доходами белорусского среднего класса, мелкого и среднего бизнеса, но уже ясно, что желание зарабатывать в этой конкретной экономической системе, подвязанной на российские углеводороды, есть. Есть желание, несмотря ни на что, сохранять условно буржуазный образ жизни. Если так, значит, путешествовать будут.

Конечно, нельзя сравнивать туристический рынок России и наш. Масштабы разные. Но какой-то отчаянный характер развития, увы, становится все более и более похож. А уж все последние события в России, если взглянуть на них очень пристально и без розовых очков, явственно доказывают, что никогда не надо переоценивать эту страну в плане каких-то прогрессивных ожиданий. Но нельзя и недооценивать последствия нашей добровольной роковой зависимости от восточной соседки. То, что происходит в России, будет происходить и у нас. И наоборот.

Сейчас все эксперты – и зарубежные, и российские – утверждают, что, несмотря на пессимизм и мрачные настроения наиболее прогрессивной части россиян, российский туристический рынок идет в бурный рост, и в целом практически все популярные мировые направления только на него и рассчитывают. Удрученный европеец тоскует и не желает отправляться в путешествия, когда в Евросоюзе рецессия. Россиянин, видимо, чтобы заглушить боль от грядущей не то на 12, не то на 24 года автократии (или чего-то похуже), готов прожигать деньги на Мальдивах, в Таиланде и даже в Беларуси. На всех мировых осенних туристических биржах этого года при словах «рашен федерашен маркет» у зарубежных операторов текли слюнки – во где деньги! В России бурно развивается частная авиация. Весь летний сезон в основном россияне были арендаторами дорогих вилл на популярных средиземноморских курортах. Они прилетают на своих самолетах в собственные гостиницы. Они бронируют места в круизах и люкс-отелях.

Продолжая тему, скажем, что страдания «белорашен эдукейтед пипл», вызванные всеми известными событиями этого года и конца прошлого, тоже не сильно повлияли на желание путешествовать. Хотя, правду сказать, желания и не совпали с возможностями, так как характер переживаемых событий у нас с россиянами весьма похож, а количество денег разное.

Любопытный факт. В ноябре этого года два известных европейских бюджетных перевозчика – Wizz Air и Ryanair – перевезли из Вильнюса почти 50 тыс. пассажиров. Заметим, что, кроме «лоу костов», в Литве работают еще два десятка различных авиакомпаний, отток пассажиров от которых после недавнего прихода «лоу костов» на рынок выглядит незначительным. Вряд ли двухмиллионная Литва, явно находящаяся не на пике туристического развития, дала бы самостоятельно такой прирост. Вполне логично предположить, что не менее половины от этого количества составляют белорусские граждане, имеющие скорее всего многократные шенген-визы в паспорте. Да, денег у белорусов не много. Но говорить о том, что они перестали путешествовать, или о том, что туристический рынок приказал долго жить, нельзя. Просто средний класс ищет наиболее экономичные варианты. А очень богатые люди, которых в России огромное количество, а у нас, прямо скажем, маловато, ни в чем не изменили своим привычкам.

О Литве вообще можно было бы завести отдельный разговор. Когда мы слышим по нашим FM-станциям рекламу вильнюсского магазина-музея брильянтов и алмазов (не говоря уже про «Озас»), сделанную специально для белорусского туристического рынка, то ясно, что в пустой пиар деньги вбухивать не будут: белорусские граждане – целевая аудитория. Впрочем, здесь можно проследить и расчет на тех самых «белорусских граждан», которых здесь все больше и которые на самом деле имеют российские паспорта.

Осенью, буквально несколько месяцев назад, когда белорусский туристический рынок более-менее оклемался от шока и решил продолжать сражаться за место под солнцем, обозначились следующие тренды. В Европу белорусы недорого полетели из Вильнюса, в Арабские Эмираты – из Киева, на Гоа – из Москвы (в дешевый «стремный» Египет лететь уже по сути было и некому). В то же время отечественные операторы уже не первый год не в состоянии поставить хотя бы один самолет из белорусской столицы на самые популярные горнолыжные направления – Италию и Австрию. С одной стороны, наши чартеры из-за дорогих авиабилетов становятся неконкурентоспособными,  с другой – никто из обескровленных туроператоров не хочет рисковать. У нас ведь не «рашен федерашен маркет»! У нас все гораздо скромнее, гораздо скрытнее и четким прогнозам не поддается.

Вообще, поднимая 31 декабря бокал за уходящий год, многие, наверное, вздохнут с облегчением. Уф, пережили! Где-то поджались, где-то сократились, над чем-то посмеялись. Этот рубеж пройден. Теперь надо, чтобы юмора хватило пережить следующий год. 2012-й, судя по всему, обещает быть по-своему интересным и симптоматичным.

https://www.traditionrolex.com/8