https://www.traditionrolex.com/8
<p>Думаете, все, кто выезжает в Польшу, делают это сугубо из культурных соображений? Пожалуй, лишь те, кто пересекает границу один-два раза в год, во время отпуска. Для большинства жителей приграничной зоны, имеющих европейскую визу с отметкой «multi», резон другой: они переправляют местным предпринимателям товары. Что и как вывозят из соседней страны белорусы?</p>

Как сообщает «Вечерний Брест»:

Думаете, все, кто выезжает в Польшу, делают это сугубо из культурных соображений? Пожалуй, лишь те, кто пересекает границу один-два раза в год, во время отпуска. Для большинства жителей приграничной зоны, имеющих европейскую визу с отметкой «multi», резон другой: они переправляют местным предпринимателям товары. Что и как вывозят из соседней страны белорусы – в нашем специальном репортаже.

Ах, как хочется вернуться

В полной уверенности, что она умнее и проворнее других, Алена* с коллегами по  «челночному» бизнесу приехала на «Варшавский мост» микроавтобусом в пять утра. Не тут-то было: автомобильная очередь растянулась машин на сто и уныло дремлет. «Сегодня не наш день», – останавливается в хвосте водитель и нервно закуривает. Но разворачиваться он не намерен. Ведь с 24 ноября брестские перевозчики живут по принципу «или сегодня, или никогда».

Согласно постановлению Совмина № 1554, выезжать из Беларуси на машине в личных целях можно не чаще одного раза в восемь дней, то есть не более четырех раз в месяц. Ограничение ввели, чтобы остановить масштабный вывоз топлива из страны. А тех, кому не сидится дома, решили «учить» рублем: каждый «лишний» литр солярки, купленный по 6300 на АЗС «Белоруснефть», будет стоить после декларирования примерно 8800.

Так что для брестских «челноков» каждые восьмые сутки – красный день календаря: ведь полякам они реализуют дизельное топливо всего-то по 10 000 рублей за литр. А «мертвые души» типа Алены для перевозчиков – отдельная статья доходов. На них оформляют дорогостоящие товары, за которые позже получат свой «навар» и «душа», и водитель-посредник.

К полудню, отстояв в очереди почти полный рабочий день, бусик наконец-то подъехал к кордону. Семичасовое раздражение как рукой сняло при виде людей в форме. Компания «челноков» живенько отдала пограничнику паспорта, открыла багажник и замерла в ожидании таможенника. Бояться им нечего: бутылка водки и две пачки сигарет у каждого – легальный набор. На бутылке «Житницы» в среднем каждый заработает по пять тысяч рублей, а вот на две пачки папирос никто искать покупателей не станет. Сигареты выгодно сдавать блоками. Но для этого их прячут – на себе, под обшивку салона, заворачивают в личные вещи. Найдут – могут «наградить» штрафом в 150–170 злотых.

В полтретьего уставшая компания вырулила с погранперехода и уже через две минуты подъехала к импровизированному рынку в Тересполе. Он представляет собой площадку, набитую машинами с белорусскими номерами. Торговый плац появился в те времена, когда вместе с ограничениями на вывоз из Беларуси автомобильного топлива были введены ограничения на ввоз в РБ отдельных видов товаров для защиты потребительского рынка в условиях кризиса.

В распахнутых салонах, багажниках, на капотах разложено то, что ипэшникам требуется перевезти сверх нормы и для чего, собственно, им нужны «мертвые души». Подгузники – по десять тысяч за упаковку, расчет на месте. Сапоги – четыре доллара за пару, можно в белорусских по курсу девять тысяч. Коляски, куртки, диски для пил.

Пройдясь по рядам, каждая «мертвая душа» комплектует свой набор для переброски на нашу сторону Буга. ИП отдают вещи под честное слово, помечают только имя и контактную информацию добровольцев.

К пяти часам по белорусскому времени (в Польше в связи с переходом на зимнее время на два часа меньше) уже «веселый» бусик приезжает в Бяла-Подляску. К нему на парковке у магазина бытовой техники подбегает полька с предложением купить сигареты «для сына». Продают все, у кого «с собой было», и спешно исчезают в недрах торгового центра. Здесь и происходит то главное, ради чего люди больше восьми часов млели на границе.

У каждого имеется заказ на дорогостоящую вещь – телевизор, духовой шкаф, ноутбук, фотоаппарат. Указанную в «заявке» модель «челнок» покупает за свои деньги, оформляет на себя НДС (по-польски – VAT, это возможность вернуть до 23% от стоимости). За каждую единицу по прибытии в Брест он получит «навар» – 40–80 долларов. Главное – не забыть некоторые белорусские правила: во-первых, ввозить одному человеку можно 50 кг товаров для личного пользования. Во-вторых, таможенная стоимость покупок не должна превышать сумму, эквивалентную 1500 евро. В-третьих, если вес одной единицы товара более 35 кг, придется платить таможенную пошлину. Именно поэтому профессионалы приграничного бизнеса, пройдя польскую часть границы и зафиксировав покупку документально (для возврата VAT), избавляются от упаковочного материала с подозрительно тяжелых посудомоек и духовых шкафов.

Домой Алена попала лишь к полудню следующего дня, простояв на границе в обратную сторону почти пятнадцать часов! Зато стала на восемьдесят у. е. богаче. Вот, оказалось, сколько стоят две бессонные ночи, почти сутки пограничного ожидания и необъяснимое чувство вины, которое возникает практически у каждого «челнока» при общении с таможенниками и пограничниками.

Тем временем в Гродно…

Девушка Юля отучилась в БГУ и распределилась в родной Гродно, уверенная в том, что молодым специалистам – везде дорога. Теперь, совершая раз в месяц шоп-тур в польскую Кузницу, 24-летняя барышня не хвастается своим красным дипломом. В битком набитом вагоне высшее образование даже вредит: воспитание не дает огрызнуться на грубость, а умные глаза вызывают у попутчиков раздражение. Она выделяется среди других и тем, что не приклеивает к голому телу скотчем пачки сигарет. Юля считает, что она не настолько бедна, чтобы опускаться до контрабанды, но и не настолько богата, чтобы упускать возможность заработать 30–50 долларов за день.

Как говорится, хочешь узнать, кто твой друг, съезди с ним «на закупы». Пройдя белорусский контроль, люди отчаянно рвутся к поезду. Самые выгодные места в первых вагонах, так как по прибытии в Польшу из них быстрее всего добраться до спонтанного рынка (похожего на тереспольский, только крупнее). Юля оказалась где-то в середине состава.

В вагоне два парня едва не дрались за сидячее место. Суть конфликта в том, что стоящих пассажиров польские пограничники вправе пересадить в последние полупустые вагоны, а значит, сократить заработки. Все знают, что прибывшие первыми и сигареты дороже продадут полякам, и товар «на перекид» солидный выберут. На кузницком «поле чудес» выигрывает более быстрый и бессовестный.

Юля оказалась на пятачке в разгар «процесса». Кто-то застегивает пятую кофточку, кто-то натягивает две дополнительные пары джинсов. А тот парень, который сгонял приятеля с места, умудрился влезть в девятнадцать мужских трусов! Так как везти через границу Юле можно пять наименований товаров по три штуки каждого (норма при условии пересечения границы один раз в месяц), все, что свыше нормы, придется маскировать под свое. Девушка намеренно приехала в Кузницу без сумки, чтобы в качестве своей провезти новую.

Гродненские ипэшники заранее готовят свой товар к «переправе»: отрывают этикетки и ценники. Юле разрешили обуть пару теплых зимних сапог, а свои худенькие ботиночки она уложила на дно новой сумки. В довесок к этому берет еще три комплекта постельного белья, три куртки, три джемпера, три шапки, три пледа.

Предприниматели сообщают свои контакты, кто-то потребовал от Юли паспортные данные, а кому-то хватило имени и номера телефона. Сегодня вечером, вернувшись в Гродно, девушка должна развезти вещи по адресам, где с ней рассчитаются, накинув 1–4 доллара за единицу товара.

Из-за своей интеллигентности и неумения работать локтями Юля едва не осталась в Кузнице ждать следующий поезд. На пути домой вроде бы и нет разницы, в каком вагоне ехать, но каждого гражданина Республики Беларусь, побывавшего на «поле чудес», сопровождает гигантский багаж. Юля не верила, что все эти баулы, тюки и их за полчаса потолстевшие хозяева вместятся в тот же поезд. И действительно, на перроне осталось человек двадцать.

В поезде девушка нервно ожидает встречи с таможней. Ее предупредили, что на белорусской стороне  усердно перебирают сумки, интересуются целью приобретения вещей. Но, к удивлению Юли, ее терзать не стали. «Может быть, твой культурный вид сыграл свое», – заключила мама девушки. Хотя таких, как Юля, в поезде было много. Учителя, студенты-отличники, экономисты, инженеры – рейс до Кузницы отправляется из Гродно дважды в сутки и всегда с аншлагом. Ведь, в отличие от автомобилей, которым беспошлинно можно въезжать на территорию Польши раз в восемь дней, на поезде белорус по-прежнему вправе посещать заграницу неограниченное число раз.

* Имена героев изменены

Основание отнесения инспектором таможенного органа перемещаемых товаров к товарам для личного пользования в рамках Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском

Частота перемещения Кол-во товаров для отнесения к товарам для личного пользования различными категориями лиц:
1 раз в 3 месяца и реже В рамках Соглашения
1 раз в 2 месяца Не более 3 единиц одного наименования, при этом не более 10 наименований товаров
1 раз в месяц Не более 3 единиц одного наименования, при этом не более 5 наименований товаров
1 раз в 15 дней Не более 3 единиц одного наименования, при этом не более 3 наименований товаров
1 раз в 7 дней Не более 1 единицы одного наименования, при этом не более 3 наименований товаров
Чаще, чем 1 раз в 7 дней 1 единицу 1 наименования
Чаще, чем 1 раз в сутки Только б/у товары, продукты питания, необходимые на время следования
Продукты питания
1 раз в 3 месяца и реже В рамках Соглашения
1 раз в 2 месяца В рамках Соглашения, при этом не более 10 кг одного наименования
1 раз в месяц Из стран СНГ – не более 30 кг, при этом не более 10 кг одного наименования;
из иных стран – не более 10 кг продуктов питания
1 раз в 15 дней Не более 10 кг продуктов питания
1 раз в 7 дней и чаще Не более 5 кг продуктов питания
Чаще, чем 1 раз в сутки Только на путь следования

Анна Петроченко

https://www.traditionrolex.com/8